50.Сборка сборочных единиц с осями и пальцами.
Оси и пальцы не передают крутящий момент и в изделиях они не подвижны, либо самопроизвольно вращаются с небольшой частотой вращения.
Распространены сборочные единицы:
- с двухопорной осью (пальцем), которая от провертывания удерживается в отверстиях корпуса посадками с гарантированным натягом (наиболее часто это гладкий палец), но различной величины (возможно стопорение от провертывания в корпусе винтом в осевом или радиальном направлении - в таком случае посадка оси с отв. корпуса будет свободной)
- с одноопорной осью: а) когда неподвижность оси обеспечивается за счет запрессовки с более слабым натягом оси в отверстие корпуса на 70-80% длины посадочной части, а затем затягивают окончательно гайкой до прижатия торца уступа оси к корпусу - с последующим стопорением гайки; б) либо когда неподвижность оси обеспечивается постановкой в осевом или в радиальном направлении резьбового стопора, отверстие под который выполняется в процессе сборки сборочных единиц
Характерным примером применения пальца в конструкциях сборочных единиц является сочленение поршня с шатуном:
Распространены три способа установки и крепления поршневого пальца:
палец неподвижно закреплен в бобышках поршня (резьбовым стопором в осевом или радиальном направлении), а шатун перемещается относительно пальца;
палец неподвижно закреплен в головке шатуна (головка разрезана вдоль оси отверстия и стягивается болтом) и может проворачиваться в бобышках поршня;
палец может свободно вращаться относительно поршня и относительно шатуна - так называемый плавающий палец (наиболее распространенный способ), который фиксируется в отверстиях бобышек поршня пружинящими стопорными пальцами либо запрессовываемыми заглушками.
Посадки (холодные) поршневых пальцев в бобышках поршня: для карбюраторных двигателей - 0,002-0,008мм; дизельных - 0,005- 0,018мм; тракторных дизельных - до 0,025мм;селективная сборка из трех-пяти размерных групп обеспечивает натяги от 0,0025мм до 0,0075мм.
Нормальный зазор в рабочем (нагретом) состоянии в сочленении палец-поршень должен быть 0,03-0,05мм (03О-5Омм) поэтому при сборке надо обеспечить натяг 0,01-0,03мм (при 050мм).
При назначении посадок в холодном состоянии необходимо учитывать различные значения коэффициентов линейного расширения сопрягаемых металлов - поршня (алюминий), пальца (сталь) и головки шатуна с подшипником (сталь, чугун, бронза и др.), значение которых могут отличаться до двух раз.
Посадку поршневого пальца во втулке верхней головки шатуна обычно осуществляют с зазором от 0,0045 до 0,0095мм.
Проконтролировать точно величину таких зазоров сложно, поэтому качество сборки проверяют приближенно - давлением большого пальца руки при этом нижняя головка висящего шатуна должна откланяться от вертикали не более чем на 10-12мм. Так как допуски посадок пальца во втулке шатуна и бобышках поршня различны, то для этих сочленений применяют систему вала.
Очень важно при сборке шатунно-поршневой группы обеспечить параллельность осей пальца и нижней головки шатуна. Для этого нижняя головка шатуна устанавливается на разжимной оправке и контролируется отклонение от вертикали цилиндрической образующей поршня - с помощью щупа (мелкосерийное производство) либо индикаторных головок с использованием специального приспособления (крупносерийное производство). Практически допускаемая не параллельность для различных двигателей составляет от 0,02 до 0,04мм на базе 100мм.
Сборка поршня с пальцем и шатуном в настоящее время зачастую автоматизирована. Технологической особенностью данной операции является выбор рациональной схемы базирования деталей, участвующих в сборке. Для этого, как правило, используется внутренняя поверхность отверстия в бобышках поршня и наружная цилиндрическая поверхность пальца.
- 6. Методы сборки: полной, неполной, групповой взаимозаменяемости
- 11. Точность сборочных соединений
- 12. Организационные формы сборки машин: стационарная и подвижная, в том числе, применение средств вычислительной техники при их реализации
- 13. Факторы, влияющие на продолжительность трудового процесса
- 14. Принципиальный подход к оптимизации трудового процесса сборки изделия
- 18Приспособления, применяемые при сборке
- 19 Вспомогательное оборудование сборочных цехов: подъемное, подъемно-транспортное, транспортное
- 20 Мойка деталей и сборочных единиц
- 21 Окраска деталей и сборочных единиц
- 23. Контроль качества выполненных сборочных работ
- 24 Балансировка сборочных единиц и изделий в сборе
- 25. Испытание и проверка новых сборочных единиц и машин
- 27 Пригоночные работы при сборке и виды приводов механизированного инструмента
- 28. Пригоночные работы: опиливание и зачистка, сверление, развертывание и нарезание резьбы, торцевание и шарошение
- 29. Пригоночные работы: притирка, полирование, шабрение и
- 30. Состояние сборочных процессов и пути повышения качества изделий и их сборочных единиц
- 31. Перспективы развития сборочного производства, в том числе в зарубежном машиностроении
- 32. Сборка неподвижных неразъемных соединений с нагревом охватывающей детали.
- 33. Сборка неподвижных неразъемных соединений
- 34. Сборка продольно-прессовых соединений.
- 35. Сборка соединений, собираемых путем пластической деформации деталей.
- 36Сборка соединений сваркой.
- 37 Сборка соединений пайкой.
- 38. Сборка соединений склеиванием.
- 39.Сборка заклепочных соединений.
- 40. Сборка неподвижных разъемных конических соединений.
- 41. Сборка разъемных шлнцевых соединений.
- 42. Сборка разъемных соединений со шпонкой.
- 43. Сборка неподвижных разъемных резьбовых соединений.
- 44. Сборка сборочных единиц с цельными подшипниками скольжения.
- 45. Сборка сборочных единиц с разъемными подшипниками скольжения (толстостенными и тонкостенными).
- 46. Сборка сборочных единиц с радиальными шарикоподшипниками.
- 47. Сборка сборочных единиц с упорными коническими подшипниками качения.
- 48. Укладка многоопорного вала в подшипники.
- 49. Сборка сборочных единиц с игольчатыми подшипниками качения.
- 50.Сборка сборочных единиц с осями и пальцами.
- 51. Сборка составных валов и муфт.
- 52.Сборка подвижны конических соединений.
- 53. Сборка маховиков и шкивов с валами.
- 54. Сборка соединений с деталями базирующимися на плоскостях.
- 55. Сборка сборочных единиц с цилиндрическими
- 56. Сборка гидравлических и пневматических сборочных единиц.
- 57. Общие положения сборки зубчатых и цепных передач.
- 58. Сборка цилиндрических зубчатых передач.
- 59. Сборка конических зубчатых передач.
- 60. Сборка червячных передач.
- 61. Сборка цепных передач.
- 62 Основные положения автоматизации сборки и технологичность деталей и изделий.
- 63 Связь технологического процесса автоматической сборки с оборудованием и качественная характеристика деталей и средств контроля автоматической сборки.
- 64 Загрузочно-ориентирующие и транспортные механизмы при автоматической сборке.