logo search
263_2009

47. Сборка сборочных единиц с упорными коническими подшипниками качения.

При установке вала на упорных конических роликовых под­шипниках радиальный зазор не зависит от посадки колец на валу или в отверстии корпуса и при сборке обеспечивается регулированием за счет смещения наружного кольца по отношению к внутреннему и соответ­ствующей фиксации этого взаимного положения.

Неправильно установленный зазор в коническом роликовом подшипнике часто может быть основной причиной его преждевремен­ного износа. Прежде всего, усиленному износу подвергаются ролики, которые при недостаточном зазоре защемляются между кольцами, а при больших зазорах воспринимают дополнительные динамические нагруз­ки. При слишком малом зазоре усиленно изнашиваются ролики со сто­роны их большего диаметра, а при увеличенном зазоре - со стороны меньшего диаметра. Износ начинается с шелушения поверхностей, а за­тем наступает выкрашивание острых кромок.

Монтаж конических роликовых подшипников осуществляется обычно раздельно - внутреннее кольцо с роликами и сепаратором на­прессовывается на вал также как и шарикоподшипников, а наружное кольцо - в корпус (необходимо обеспечить самоустанавливаемость кольца при запрессовке). Осевое перемещение кольца С, радиальный за­зор е и зазор по линии давления А (перпендикулярно к образующей ро­лика) связаны следующими зависимостями: г = 2Ctg/3; A = 2Csin{3;Л = еsin/3, (5)

где р - угол наклона беговой дорожки наружного кольца к оси вала.

При сборке сборочной единицы вначале находят для соответст­вующего типа подшипника оптимальное значение С, требуемое для создания в подшипнике необходимого радиального зазора. Допускае­мые пределы осевой иглы в мкм для подшипников с углом конуса 10- 16° (25-29°) составляют при установке по два подшипника на опоре для внутреннего диаметра подшипника св.18 до 30мм - 30-50мкм (-), св.30 до 50мм - 40-70мкм (20-40) и св.50 до 80мм - 50-100мкм (20-50), а так­же при установке на опоре по одному подшипнику: св. 18 до 30мм - 40- 70мкм (-), св.30 до 50мм - 50-100 (-) и св.50 до 80мм - 80-150мкм (-).

Далее подшипники монтируют в корпус и изменением толщины регулировочных прокладок, регулировочным винтом или регулировоч­ной гайкой создают требуемые зазоры. «Затягивают» подшипник до устранения радиального зазора (равенства нулю). При этом в процессе затяжки вал нужно повернуть на несколько оборотов, чтобы ролики подшипника имели возможность правильно установиться. Признаком отсутствия радиального зазора является тугое провертывание вала. За­тем при регулировании зазора винтом или гайкой по величине шага S резьбы, определяют, на какой угол следует отвернуть винт или гай­ку, чтобы получить требуемый зазор, по формуле:

^ = |360,(6)

При использовании регулировочных прокладок устранение ради­ального зазора производится без прокладок, например, между крышкой и торцом корпуса. Затем замеряется зазор между ними и добавляется к величине зазора необходимая величина осевого зазора и, таким образом, получается толщина набора прокладок. Прокладки изготавливают из калиброванного металла. Диаметр отверстий в них под шпильки, бол­ты или винты должен быть на 1,5-2,2мм больше диаметра крепежных деталей. Комплект должен содержать несколько тонких прокладок с та­ким расчетом, чтобы в случае необходимости можно было уменьшить толщину комплекта на требуемую величину. Толщину комплекта бу­мажных прокладок следует принимать на 0,02-0,03мм больше, так как при затяжке эти прокладки сжимаются.

В конструкциях сборочных единиц, собираемых с гарантирован­ным предварительным натягом в конических роликоподшипниках, не­редко предусматривают вместо жесткой промежуточной втулки с про­кладками так называемую эластичную втулку, что значительно упроща­ет сборку сборочной единицы. Натяг в подшипниках контролируют по­сле сборки по величине момента, необходимого для прокручивания ва­ла.

Снятие подшипников качения с вала (демонтаж из корпуса) про­изводится при помощи пресса и спецприспособлений, а также съемни­ков. Когда доступ к подшипнику затруднен, выпрессовку его осущест­вляют спецоправками или винтами-съемниками через предусмотрен­ные для этих целей демонтажные отверстия. При этом соблюдение тре­бований технологичности конструкции значительно облегчает и уско­ряет разборку.