19 Вспомогательное оборудование сборочных цехов: подъемное, подъемно-транспортное, транспортное
Условно может быть разделено на две группы: технологическое, предназначенное непосредственно для выполнения работ по осуществлению подвижных или неподвижных сопряжений деталей, их регулировке и контролю в процессе узловой и общей сборки, и вспомогательное, назначение которого - механизировать все виды вспомогательных работ.
Вспомогательное оборудование. Технологическая характеристика необходимого для сборочных работ подъемно-транспортного оборудования зависит от типа и масштаба производства, вида организации процесса сборки, конструктивных и технологических данных собираемых изделий.
Основные виды подъемно-транспортных средств:
Подъемные:
а) гидравлические, пневматические и гидропневматические домкраты;
б) электрические лебедки;
в) полиспасты и тали;
г) электро- и пневмоподъемники;
д) подъемники-кантователи и др. специальные устройства;
Подъемно-транспортные:
а) тельферы;
б) кран-балки;
в) мостовые краны;
г) поворотные краны;
д) передвижные напольные краны;
Транспортные:
а) роликовые конвейеры: однорядные или двурядные, горизонтальные или наклонные (2-4 градуса в сторону движения груза), прямолинейные или подковообразные, или замкнутые (радиус закругления 2,5-3,5В, где В - ширина роликов от 200 до 1200 мм). Скорость перемещения изделий до 20 м/мин, устанавливаются они на высоте 0,6- 0,8м от пола. В местах прохода они имеют откидную секцию, а для подачи и снятия собранных изделий предусматривают поворотные или подъемные секции, приводимые в действие пневмоцилиндрами. Разновидностью роликовых конвейеров являются склизы с выступающими над поверхность шарами для облегчения поворота изделий.
б) тележки рельсовые и безрельсовые (для менее тяжелых деталей), на которых закрепляют собираемые изделия и перемещают их от одного рабочего к другому со скоростью 10-15 м/мин. на колеса тележки надевают литые резиновые шины либо колеса выполняют с ребордами для движения по рельсам. Для возврата тележек в исходное положение применяют вспомогательный рельсовый либо безрельсовый путь. Для передачи тележек на холостую ветвь служат поворотные круги или механизмы подъема с пневматическим цилиндром, когда путь движения тележек установлены на эстакаде высотой 0,7-0,8 м при сборке малогабаритных изделий.
в) конвейеры: сборочные - для перемещения собираемых изделий на узловой и общей сборках; транспортные - для подачи на сборочные участки и линии деталей и сборочных единиц.
Сборочные конвейеры могут быть с непрерывным движением рабочего органа: тележечные, горизонтально замкнутые, вертикально- замкнутые, подвесные с автоматически адресованием, ленточные и пластинчатые.
Тележечный конвейер имеет скорость перемещения тележки 0,1- 0,4 м/мин и состоит из следующих частей:
-приводной, состоящей обычно из элементов двигателя, редуктора и вариатора скоростей;
-тяговой - в виде одной или двух шарнирных цепей; -несущей - представляющей собой ряд тележек, соединенных с цепями;
-опорной - направляющие, по которым катят ролики тележек; -натяжной - предназначенной для создания нормального напряжения тяговых цепей.
Ленточные сборочные конвейеры применяются при сборке мелких сборочных единиц и изделий (в приборостроении наиболее широко используется). Они представляют собой плоскую тканепрорези- неную ленту шириной 200-800 мм, рабочая часть которой скользит по гладкому деревянному или металлическому столу, а холостая ветвь опирается на ролики. Скорость движения ленты 0,02-0,5 м/с.
У пластинчатых конвейеров тяговым органом является одна или две цепи, а рабочая поверхность конвейера выполнена в виде металлических или пластмассовых (реже деревянные) пластин.
Для сборки крупных объектов применяют цепные напольные конвейеры. В этом случае изделия собирают на одной или двух тележках, ролики-катки которых опираются на рельсы или стальные пластины, вмонтированные в пол. тележки при помощи щеток присоединяют к тяговой цепи, расположенной в канаве ниже уровня пола. Возврат тележки осуществляется по параллельному пути. Для машин, имеющих ходовую часть (тракторы, автомобили и др.) конвейер имеет специальные тележки лишь на участке монтажа ходовой части. В этих типах конвейеров предусматриваются варианты для изменения скорости передвижения от 0,1 до 0,5 м/мин, причем движение конвейеров может совершать непрерывно или периодически со скоростью 4-5 м/мин с последующими остановками, продолжительностью равной темпу сборки. При пульсирующем движении цепного конвейера тяговая цепь может двигаться последовательно в одном и том же направлении или же совершать возвратно-поступательное движение, при котором прямолинейные участки цепи иногда заменяют штангами, выполненными из швеллерных балок, на которых имеются кулачки с односторонним сколом для перемещения собираемых объектов по сборочным постам.
Для сборочной единицы при небольшом количестве операций применяют карусельные конвейеры, представляющие собой вращающийся стол, по периметру которого размещаются от 4-х до 8-ми рабочих мест. На специальной неподвижной стойке при необходимости устанавливают требуемое по технологии по технологии сборки сборочной единицы оборудование (пресс, клепальную скобу и пр.) или подвешивают механизированный инструмент. Внутри корпуса стола размещается привод (электродвигатель, вариатор, червячный редуктор).
Если в процессе сборки изделии требуется точная выверка их, то применяют шагающие (рамные) конвейеры. Устройство и принцип работы - в бетонном основании пола установлены под каждое рабочее место точно выверенные чугунные плиты, на которых устанавливают, например, станины собираемых станков. Конвейер расположен под полом и выполнен в виде рамы из двутавровых балок, которые опираются на гидравлические домкраты. Через период времени равный темпу сборки домкраты поднимают раму конвейера вместе с собираемыми объектами и затем происходит перемещение рамы на величину шага между рабочими местами. Рама опускается и в таком состоянии возвращается в исходное положение.
Транспортные конвейеры могут быть: передающие и комплектующие; с ручным перемещением и с механизированным перемещением; грузонесущие, грузотянущие, толкающие и с автоматическим адресованием.
Для транспортирования деталей и сборочных единиц, предназначенных для сборки изделий (комплектующих), а также готовых изделий на испытательные станции или в окраску (передающие) применяют подвесные конвейеры. Транспортирование деталей и сборочных единиц в таре возможно также на напольных тележках, присоединенных посредством штыря, опускающегося через щель в полу к бесконечной цепи, движущейся в канале. Используются также эстакадные транспортеры, но наибольшее применение получили подвесные.
Путь подвесного конвейера обычно выполняется в виде монорельса, прикрепленного к строительным конструкциям, по которому движутся каретки, соединенные разборной блочной или пластинчатой цепью, а в конвейерах небольшой грузоподъемности (вес единичного груза до 30 кг) - стальным канатом, который в 4-6 раз легче цепи. Рабочая каретка предназначена для крепления на ней груза с помощью крючков, ухватов, лотков, этажерок и т.д., а холостая - для поддержки цепи - это грузонесущий конвейер.
Грузотянущий конвейер транспортирует грузы посредством напольных тележек, увлекаемых штангами рабочих кареток. Принцип работы толкающих конвейеров с автоматическим адресованием состоит в том, что грузовые тележки не имеют жесткой постоянной связи с тяговой цепью. Цепь движется непрерывно, а грузовые тележки могут двигаться вместе с цепью (с помощью толкающих кареток), но могут и останавливаться там, где необходимо. Применяются адресующие устройства в виде селекторных механизмов, наборов штифтов, действующих на конечные выключатели, устройства с фотоэлементами и с перфокартами. Основной недостаток подвесных конвейеров - это необходимость значительных затрат труда на их загрузку.
- 6. Методы сборки: полной, неполной, групповой взаимозаменяемости
- 11. Точность сборочных соединений
- 12. Организационные формы сборки машин: стационарная и подвижная, в том числе, применение средств вычислительной техники при их реализации
- 13. Факторы, влияющие на продолжительность трудового процесса
- 14. Принципиальный подход к оптимизации трудового процесса сборки изделия
- 18Приспособления, применяемые при сборке
- 19 Вспомогательное оборудование сборочных цехов: подъемное, подъемно-транспортное, транспортное
- 20 Мойка деталей и сборочных единиц
- 21 Окраска деталей и сборочных единиц
- 23. Контроль качества выполненных сборочных работ
- 24 Балансировка сборочных единиц и изделий в сборе
- 25. Испытание и проверка новых сборочных единиц и машин
- 27 Пригоночные работы при сборке и виды приводов механизированного инструмента
- 28. Пригоночные работы: опиливание и зачистка, сверление, развертывание и нарезание резьбы, торцевание и шарошение
- 29. Пригоночные работы: притирка, полирование, шабрение и
- 30. Состояние сборочных процессов и пути повышения качества изделий и их сборочных единиц
- 31. Перспективы развития сборочного производства, в том числе в зарубежном машиностроении
- 32. Сборка неподвижных неразъемных соединений с нагревом охватывающей детали.
- 33. Сборка неподвижных неразъемных соединений
- 34. Сборка продольно-прессовых соединений.
- 35. Сборка соединений, собираемых путем пластической деформации деталей.
- 36Сборка соединений сваркой.
- 37 Сборка соединений пайкой.
- 38. Сборка соединений склеиванием.
- 39.Сборка заклепочных соединений.
- 40. Сборка неподвижных разъемных конических соединений.
- 41. Сборка разъемных шлнцевых соединений.
- 42. Сборка разъемных соединений со шпонкой.
- 43. Сборка неподвижных разъемных резьбовых соединений.
- 44. Сборка сборочных единиц с цельными подшипниками скольжения.
- 45. Сборка сборочных единиц с разъемными подшипниками скольжения (толстостенными и тонкостенными).
- 46. Сборка сборочных единиц с радиальными шарикоподшипниками.
- 47. Сборка сборочных единиц с упорными коническими подшипниками качения.
- 48. Укладка многоопорного вала в подшипники.
- 49. Сборка сборочных единиц с игольчатыми подшипниками качения.
- 50.Сборка сборочных единиц с осями и пальцами.
- 51. Сборка составных валов и муфт.
- 52.Сборка подвижны конических соединений.
- 53. Сборка маховиков и шкивов с валами.
- 54. Сборка соединений с деталями базирующимися на плоскостях.
- 55. Сборка сборочных единиц с цилиндрическими
- 56. Сборка гидравлических и пневматических сборочных единиц.
- 57. Общие положения сборки зубчатых и цепных передач.
- 58. Сборка цилиндрических зубчатых передач.
- 59. Сборка конических зубчатых передач.
- 60. Сборка червячных передач.
- 61. Сборка цепных передач.
- 62 Основные положения автоматизации сборки и технологичность деталей и изделий.
- 63 Связь технологического процесса автоматической сборки с оборудованием и качественная характеристика деталей и средств контроля автоматической сборки.
- 64 Загрузочно-ориентирующие и транспортные механизмы при автоматической сборке.