logo search
263_2009

19 Вспомогательное оборудование сборочных цехов: подъем­ное, подъемно-транспортное, транспортное

Условно может быть разделено на две группы: технологическое, предназначенное непосредственно для выполнения работ по осущест­влению подвижных или неподвижных сопряжений деталей, их регу­лировке и контролю в процессе узловой и общей сборки, и вспомога­тельное, назначение которого - механизировать все виды вспомога­тельных работ.

Вспомогательное оборудование. Технологическая характери­стика необходимого для сборочных работ подъемно-транспортного оборудования зависит от типа и масштаба производства, вида органи­зации процесса сборки, конструктивных и технологических данных собираемых изделий.

Основные виды подъемно-транспортных средств:

  1. Подъемные:

а) гидравлические, пневматические и гидропневматические дом­краты;

б) электрические лебедки;

в) полиспасты и тали;

г) электро- и пневмоподъемники;

д) подъемники-кантователи и др. специальные устройства;

  1. Подъемно-транспортные:

а) тельферы;

б) кран-балки;

в) мостовые краны;

г) поворотные краны;

д) передвижные напольные краны;

  1. Транспортные:

а) роликовые конвейеры: однорядные или двурядные, горизон­тальные или наклонные (2-4 градуса в сторону движения груза), пря­молинейные или подковообразные, или замкнутые (радиус закругле­ния 2,5-3,5В, где В - ширина роликов от 200 до 1200 мм). Скорость пе­ремещения изделий до 20 м/мин, устанавливаются они на высоте 0,6- 0,8м от пола. В местах прохода они имеют откидную секцию, а для по­дачи и снятия собранных изделий предусматривают поворотные или подъемные секции, приводимые в действие пневмоцилиндрами. Раз­новидностью роликовых конвейеров являются склизы с выступающи­ми над поверхность шарами для облегчения поворота изделий.

б) тележки рельсовые и безрельсовые (для менее тяжелых дета­лей), на которых закрепляют собираемые изделия и перемещают их от одного рабочего к другому со скоростью 10-15 м/мин. на колеса тележки надевают литые резиновые шины либо колеса выполняют с ребордами для движения по рельсам. Для возврата тележек в исход­ное положение применяют вспомогательный рельсовый либо без­рельсовый путь. Для передачи тележек на холостую ветвь служат по­воротные круги или механизмы подъема с пневматическим цилин­дром, когда путь движения тележек установлены на эстакаде высотой 0,7-0,8 м при сборке малогабаритных изделий.

в) конвейеры: сборочные - для перемещения собираемых изде­лий на узловой и общей сборках; транспортные - для подачи на сбо­рочные участки и линии деталей и сборочных единиц.

Сборочные конвейеры могут быть с непрерывным движением рабочего органа: тележечные, горизонтально замкнутые, вертикально- замкнутые, подвесные с автоматически адресованием, ленточные и пластинчатые.

Тележечный конвейер имеет скорость перемещения тележки 0,1- 0,4 м/мин и состоит из следующих частей:

-приводной, состоящей обычно из элементов двигателя, редук­тора и вариатора скоростей;

-тяговой - в виде одной или двух шарнирных цепей; -несущей - представляющей собой ряд тележек, соединенных с цепями;

-опорной - направляющие, по которым катят ролики тележек; -натяжной - предназначенной для создания нормального на­пряжения тяговых цепей.

Ленточные сборочные конвейеры применяются при сборке мел­ких сборочных единиц и изделий (в приборостроении наиболее ши­роко используется). Они представляют собой плоскую тканепрорези- неную ленту шириной 200-800 мм, рабочая часть которой скользит по гладкому деревянному или металлическому столу, а холостая ветвь опирается на ролики. Скорость движения ленты 0,02-0,5 м/с.

У пластинчатых конвейеров тяговым органом является одна или две цепи, а рабочая поверхность конвейера выполнена в виде метал­лических или пластмассовых (реже деревянные) пластин.

Для сборки крупных объектов применяют цепные напольные конвейеры. В этом случае изделия собирают на одной или двух те­лежках, ролики-катки которых опираются на рельсы или стальные пластины, вмонтированные в пол. тележки при помощи щеток при­соединяют к тяговой цепи, расположенной в канаве ниже уровня по­ла. Возврат тележки осуществляется по параллельному пути. Для ма­шин, имеющих ходовую часть (тракторы, автомобили и др.) конвейер имеет специальные тележки лишь на участке монтажа ходовой части. В этих типах конвейеров предусматриваются варианты для изменения скорости передвижения от 0,1 до 0,5 м/мин, причем движение кон­вейеров может совершать непрерывно или периодически со скоро­стью 4-5 м/мин с последующими остановками, продолжительностью равной темпу сборки. При пульсирующем движении цепного конвей­ера тяговая цепь может двигаться последовательно в одном и том же направлении или же совершать возвратно-поступательное движение, при котором прямолинейные участки цепи иногда заменяют штанга­ми, выполненными из швеллерных балок, на которых имеются кулач­ки с односторонним сколом для перемещения собираемых объектов по сборочным постам.

Для сборочной единицы при небольшом количестве операций применяют карусельные конвейеры, представляющие собой вращаю­щийся стол, по периметру которого размещаются от 4-х до 8-ми рабо­чих мест. На специальной неподвижной стойке при необходимости ус­танавливают требуемое по технологии по технологии сборки сбороч­ной единицы оборудование (пресс, клепальную скобу и пр.) или под­вешивают механизированный инструмент. Внутри корпуса стола раз­мещается привод (электродвигатель, вариатор, червячный редуктор).

Если в процессе сборки изделии требуется точная выверка их, то применяют шагающие (рамные) конвейеры. Устройство и принцип работы - в бетонном основании пола установлены под каждое рабо­чее место точно выверенные чугунные плиты, на которых устанавли­вают, например, станины собираемых станков. Конвейер расположен под полом и выполнен в виде рамы из двутавровых балок, которые опираются на гидравлические домкраты. Через период времени рав­ный темпу сборки домкраты поднимают раму конвейера вместе с со­бираемыми объектами и затем происходит перемещение рамы на ве­личину шага между рабочими местами. Рама опускается и в таком со­стоянии возвращается в исходное положение.

Транспортные конвейеры могут быть: передающие и комплек­тующие; с ручным перемещением и с механизированным перемеще­нием; грузонесущие, грузотянущие, толкающие и с автоматическим адресованием.

Для транспортирования деталей и сборочных единиц, предназна­ченных для сборки изделий (комплектующих), а также готовых изде­лий на испытательные станции или в окраску (передающие) применя­ют подвесные конвейеры. Транспортирование деталей и сборочных единиц в таре возможно также на напольных тележках, присоединен­ных посредством штыря, опускающегося через щель в полу к беско­нечной цепи, движущейся в канале. Используются также эстакадные транспортеры, но наибольшее применение получили подвесные.

Путь подвесного конвейера обычно выполняется в виде моно­рельса, прикрепленного к строительным конструкциям, по которому движутся каретки, соединенные разборной блочной или пластинчатой цепью, а в конвейерах небольшой грузоподъемности (вес единичного груза до 30 кг) - стальным канатом, который в 4-6 раз легче цепи. Ра­бочая каретка предназначена для крепления на ней груза с помощью крючков, ухватов, лотков, этажерок и т.д., а холостая - для поддержки цепи - это грузонесущий конвейер.

Грузотянущий конвейер транспортирует грузы посредством на­польных тележек, увлекаемых штангами рабочих кареток. Принцип работы толкающих конвейеров с автоматическим адресованием со­стоит в том, что грузовые тележки не имеют жесткой постоянной свя­зи с тяговой цепью. Цепь движется непрерывно, а грузовые тележки могут двигаться вместе с цепью (с помощью толкающих кареток), но могут и останавливаться там, где необходимо. Применяются адре­сующие устройства в виде селекторных механизмов, наборов штиф­тов, действующих на конечные выключатели, устройства с фотоэле­ментами и с перфокартами. Основной недостаток подвесных конвей­еров - это необходимость значительных затрат труда на их загрузку.