10.2 Контейнеры и контейнерные перевозки товаров
Перевозка грузов в контейнерах является наиболее прогрессивной формой завоза товара в магазины. При контейнерных перевозках, как правило, используется высокопроизводительное погрузочно-разгрузочное оборудование, что позволяет максимально механизировать процесс, ускорить работы по погрузке и разгрузке грузов и исключить тяжелый ручной труд, сократить операции по обработке товарных потоков в магазинах, сократить количество работников, занятых на транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работах на транспорте и в розничной торговле, повысить эффективность использования транспортных средств, снизить их простой и сократить затраты на изготовление тары. При этом наиболее рационально применять контейнеры и поддоны, кратные габаритным размерам кузова транспортного средства. В этом случае грузы плотно размещаются в кузове автомобиля и при движении не раскачиваются и не перемещаются. Кроме того, при применении пакетных грузов (контейнеров, грузов на поддонах) эффективнее используется складская и торговая площади.
Грузовым контейнером называется единица транспортного оборудования, многократно используемая на одном или нескольких видах транспорта, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов, с приспособлениями, обеспечивающими механизированную установку и снятие ее с транспортных средств.
По назначению контейнеры классифицируются на универсальные и специализированные.
Универсальные контейнеры используются для доставки различных грузов (обувь, ткани, консервы и т.п.), не требующих особых условий при транспортировке и хранении. Универсальные контейнеры (табл. 10.3) по грузоподъемности подразделяются на крупнотоннажные (грузоподъемностью 10, 20 и 30т), среднетоннажные (грузоподъемностью 2,5, 3 и 5т) и малотоннажные (грузоподъемностью 0,625 и 1,25т). Малотоннажные универсальные автомобильные контейнеры типа АУК-125 и АУК-0,625 используются только для автомобильных перевозок, их размеры не кратны размерам железнодорожного подвижного состава. Все универсальные контейнеры, металлические, закрытого типа с водонепроницаемыми двустворчатыми дверями с запорными устройствами в торцевой стенке.
Технические характеристики универсальных контейнеров представлены в таблице 10.3.
Таблица 10.3 - Технические характеристики универсальных контейнеров
Тип контей-нера | Полезный внутренний объем, м
| Размеры, м | Масса брутто, т | Масса контейнера, т
| |
габаритные
| внутренние
| ||||
АУК-0,625
| 1,8
| 1,150,991,54
| 1,100,921,54
| 0,65
| 0,12-0,15
|
АУК-125
| 2,54
| 1,601,052,00
| 1,500,881,80
| 1,25
| 0,28-0,3
|
УУК-3
| 5,2
| 2,101,322,40
| 1,981,232,09
| 3,0
| 0,56
|
УУК-5
| 10,33
| 2,652,102,40
| 2,511,952,09
| 5,0
| 1,08
|
УУК-10
| 13,5
| 2,652,502,30
| 2,512,442,20
| 10,0
| 1,2
|
УУК-20
| 31,7
| 6,052,502,40
| 5,002,442,20
| 20,0
| 2,0
|
УУК-30
| 64,4
| 12,252,502,44
| 12,002,442,20
| 30,0
| 3,2
|
Для доставки грузов определенной категории используют специализированные контейнеры, оборудованные, в отличие от универсальных, соответствующими приспособлениями (фиксирующими, обеспечивающими режим хранения и т.п.). В специализированных контейнерах перевозят овощи, картофель, скоропортящиеся продукты, одежду и т.п.
По конструкции различают контейнеры с жестким каркасом, полужесткие и эластичные в зависимости от материала, из которого они изготовлены. Для перевозки скоропортящихся продуктов используют изотермические контейнеры, выполняемые обычно деревянно-металлическими с тепловой изоляцией.
Прогрессивная технология перемещения штучных грузов основана на укрупнении транспортных единиц за счет укладки товаров на поддоны, приспособленные для удобного захвата их вилочными погрузчиками, штабелеукладчиками и различными тележками с подъемными вилками.
На поддоне могут быть уложены любые товары во всевозможной таре-мешках, бумажных пакетах, ящиках (самые разнообразные грузы превращаются в единую транспортную единицу).
Транспортировка товаров на поддонах от изготовителя до предприятия оптовой и розничной торговли сокращает необходимость ручной переукладки товаров, позволяет эффективно механизировать операции, резко повышает производительность труда, сокращает простой автомобильного и железнодорожного транспорта, обеспечивает лучшее использование складской емкости. Поэтому применение поддонов во всей системе транспортировки и хранения товаров является основным направлением рационализации перемещения грузов.
Для этой цели используются поддоны плоские деревянные, а также металлические с размерами 850×1000мм, 800×1200мм и 1000×1200мм; поддоны ящичные и стоечные с размерами 800×1200мм и 1000×1200мм.
Поддоны с одинаковым грузом могут укладываться на хранение в сплошные штабеля высотой до 4-5 метров. Однако это возможно лишь в том случае, если груз на поддонах обладает достаточной несущей способностью, то есть может воспринять давление верхних поддонов с товаром.
При недостаточной несущей способности самой тары применяются стоечные поддоны, служащие опорой для верхних поддонов.
При сложном ассортименте товаров и необходимости иметь свободный доступ к любому поддону, находящемуся на хранении, применяется установка поддонов на стеллажи.
Для стеллажного хранения обычно используются металлические стеллажи, рассчитанные на установку в них стандартных поддонов с пакетированным грузом.
Внедрение перевозок и хранения грузов на поддонах (пакетных) осуществляется в торговых складах, плодоовощных базах, крупных магазинах, фабриках заготовочных, холодильных и других предприятиях торговли и ресторанного хозяйства.
По конструкции поддоны делятся на плоские, ящичные и стоечные.
В отечественной и мировой практике пакетных перевозок применяют поддоны следующих размеров (в мм) в плане: 8001000, 8001200, 10001200, 11001400, 12001600, 12001800. Экономически целесообразные размеры поддонов зависят от совокупности требований, предъявляемых к перевозимому грузу, погрузочно-разгрузочным механизмам, складским помещениям, внутреннему объему транспортных средств и контейнеров.
Большее распространение получили плоские поддоны размером в плане 800х1200мм или 1000х1200 мм. Материалом для изготовления поддонов служат дерево и пластмасса. Наиболее часто применяют деревянные поддоны. Грузоподъемность плоских поддонов 1000 кг, их собственная масса около 25 кг. Различают одно- и двухнастильные поддоны. В зависимости от возможности ввода вилочного захвата с двух противоположных или четырех сторон поддоны делятся на двухзаходные и четырехзаходные.
Стоечные поддоны представляют собой площадки с надстройкой в виде свободно стоящих или скрепленных связями вертикальных складных или съемных стоек (обычно по углам). Их применяют для пакетирования грузов, прочность тары которых не допускает штабелирования в несколько ярусов по высоте, и для перевозки внутри предприятий продукции, неустойчиво лежащей на плоских поддонах (например, для транспортировки мороженных мясных туш). Стоечные поддоны для длительного хранения не используются.
Ящичные поддоны выпускают в виде площадок с надстройками в виде стенок и крышек (при необходимости). Очень широко применяются для транспортировки различных видов плодоовощной продукции россыпью и продукции в потребительской таре, что позволяет отказаться от мелкой транспортной тары (ящиков) и дает возможность комплексно механизировать все погрузочно-разгрузочные работы у поставщиков и потребителей. Различают деревометаллические или металлические жесткие, складные и разборные ящичные поддоны. Наибольшее применение получили складные и разборные поддоны, характеристика которых приведена в табл.10.4.
- Введение
- Модуль 1.
- Тема 1. Научно-технический прогресс в торговле и основные направления его развития
- Научно-технический прогресс и его влияние на развитие торговли
- 1.2 Классификация технических средств используемых в торговле
- Контрольные вопросы для изучения темы «Научно-технический прогресс в торговле и основные направления его развития»
- Тесты для самоконтроля знаний по теме «Научно-технический прогресс в торговле и основные направления его развития»
- Задание для самостоятельной работы, по теме «Научно-технический прогресс в торговле и основные направления его развития»
- Тема 2. Общие сведения о торгово-технологическом оборудовании
- Основные понятия о машинах и механизмах
- Технико-экономические характеристики торгово-технологического оборудования
- Контрольные вопросы по теме «Общие сведения о торгово-технологическом оборудовании»
- Тесты для самоконтроля знаний по теме «Общие сведения о торгово-технологическом оборудовании»
- 2.5 Задание для самостоятельной работы по теме «Общие сведения о торгово-технологическом оборудовании»
- Тема 3. Подъемно-транспортное оборудование
- 3.1 Назначение и классификация подъемно-транспортного оборудования
- 3.2 Основные узлы и механизмы подъемно-транспортного оборудования
- 3.3 Виды подъемно-транспортного оборудования
- 3.3.1 Грузоподъемные механизмы и машины
- 3.3.2 Транспортирующие машины и механизмы
- 3.3.3 Погрузочно-разгрузочные машины
- 3.4 Расчет часовой производительности и потребности в подъемно-транспортном оборудовании
- 3.5 Контрольные вопросы по теме «Подъемно-транспортное оборудование»
- 3.6 Тесты для самоконтроля знаний по теме «Подъемно-транспортное оборудование»
- 3.7 Ситуационные вопросы по теме «Подъемно-транспортное оборудование»
- 3.8 Задание для самостоятельной работы по теме «Подъемно-транспортное оборудование»
- Модуль 2.
- Тема 4. Весоизмерительное оборудование
- 4.1 Классификация торговых весов
- 4.2 Требования, предъявляемые к весам
- 4.2.1 Метрологические (технические) требования
- 4.2.2 Торгово-эксплуатационные требования
- 4.2.3 Санитарно-гигиенические требования
- 4.3 Устройство рычажных механических весов
- 4.5 Контрольные вопросы по теме «Весоизмерительное оборудование»
- 4.6 Тесты для самопроверки знаний по теме «Весоизмерительное оборудование»
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Вопрос 5.
- Вопрос 6.
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Ситуационные вопросы по теме «Весоизмерительное оборудование»
- Задание для самостоятельной работы по теме «Весо-измерительное оборудование»
- Тема 5. Холодильное оборудование
- 5.1 Значение использования искусственного охлаждения в предприятиях пищевой промышленности и торговли
- 5.2 Способы получения искусственного холода
- 5.3 Устройство и принцип действия компрессионной холодильной машины
- 5.4 Холодильные агенты
- Торговое холодильное оборудование (тхо)
- 5.6 Конструкция стационарных холодильных камер
- 5.7 Контрольные вопросы по теме «Холодильное оборудование»
- 5.8 Тесты для самопроверки знаний по теме «Холодильное оборудование»
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Вопрос 5.
- 5.9 Ситуационные вопросы по теме «Холодильное оборудование»
- 5.10 Задание для самостоятельной работы по теме «Холодильное оборудование»
- Тема 6. Торговые автоматы
- 6.1 Назначение и классификация торговых автоматов
- 6.2 Устройство торговых автоматов
- 6.3 Автоматы для продажи жидких и штучных товаров
- 6.4 Эксплуатация торговых автоматов
- 6.5 Контрольные вопросы по теме «Торговые автоматы»
- 6.6 Тесты для самопроверки знаний по теме «Торговые автоматы»
- 6.7 Ситуационные вопросы по теме «Торговые автоматы»
- 6.8 Задание для самостоятельной работы по теме «Торговые автоматы»
- Тема 7. Оборудование для расчета с покупателями
- 7.1 Назначение контрольно-кассовых аппаратов, преимущество автоматизированных способов расчета с покупателями
- 7.2 Классификация электронных контрольно-кассовых аппаратов
- 7.3 Общие принципы устройства контрольно-кассовых аппаратов
- 7.4 Кассовые pos-терминалы и их применение в автоматизированных системах управления торговым предприятием
- 7.6 Выбор экка, расчет количества рабочих мест контролеров-кассиров
- 7.7 Контрольные вопросы по теме «Оборудование для расчета с покупателями»
- 7.8 Тесты для самоконтроля знаний по теме «Оборудование для расчета с покупателями»
- 7.10 Задание для самостоятельной работы по теме «Оборудование для расчета с покупателями»
- Тема 8. Фасовочно-упаковочное оборудование
- 8.1 Значение механизации фасовочно-упаковочных операций в торговле
- 8.2 Классификация фасовочно-упаковочного оборудования и способы формирования доз
- 8.4 Упаковочное оборудование
- 8.5 Контрольные вопросы по теме «Фасовочно-упаковочное оборудование»
- 8.6 Тесты для самопроверки знаний по теме «Фасовочно-упаковочное оборудование»
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- 8.7 Задание для самостоятельной работы по теме «Фасовочно-упаковочное оборудование»
- Глава 9. Измельчительно-режущее оборудование
- 9.1 Назначение и классификация измельчительно-режущего оборудования, способы резания и измельчения
- 9.2 Общие сведения о измельчительно-режущем оборудовании
- 9.3 Устройство, принцип действия и эксплуатация машин для нарезки гастрономических продуктов и мясорубки
- 9.4 Контрольные вопросы по теме «Измельчительно-режущее оборудование»
- 9.5 Тесты для самоконтроля знаний по теме «Измельчительно-режущее оборудование»
- 9.5 Ситуационные вопросы по теме «Измельчительно-режущее оборудование»
- 9.6 Задание для самостоятельной работы по теме «Измельчительно-режущее оборудование»
- Тема 10. Торговый транспорт и контейнерные перевозки
- 10.1 Назначение и классификация автомобильных транспортных средств используемых в торговле
- 10.2 Контейнеры и контейнерные перевозки товаров
- 10.3 Тара-оборудование используемое в торговле
- 10.4 Контрольные вопросы по теме «Торговый транспорт и контейнерные перевозки»
- 10.5 Тесты для самоконтроля знаний по теме «Торговый транспорт и контейнерные перевозки»
- Вопрос 8.
- Вопрос 9.
- Вопрос 10.
- 10.6 Задание для самостоятельной работы по теме «Торговый транспорт и контейнерные перевозки»
- Тема 11. Надежность, техническое обслуживание и ремонт торгового оборудования
- 11.1 Основные понятия о надежности оборудования
- 11.2 Общие правила эксплуатации оборудования
- 11.3 Организация технического обслуживания и ремонта торгового оборудования
- 11.4 Контрольные вопросы по теме «Надежность, техническое обслуживание и ремонт торгового оборудования»
- 11.5 Тесты для самоконтроля знаний по теме «Надежность, техническое обслуживание и ремонт торгового оборудования»
- Вопрос 12.
- 11.6 Задание для самостоятельной работы по теме «Надежность, техническое обслуживание и ремонт торгового оборудования»
- Контрольные вопросы по дисциплине «торговое оборудование»
- Ответы на тестовые задания
- Список литературы
- 83023, М. Донецьк, вул. Харитонова, 10. Тел.: (062) 97-60-45