6. Методы сборки: полной, неполной, групповой взаимозаменяемости
При этом под полной взаимозаменяемостью понимается просто соединение сопрягаемых деталей (например, изготовленных в механическом цехе завода с соответствующей точностью), в результате которого обеспечивается необходимая точность собранного соединения и отсутствие брака. При неполной взаимозаменяемости сопрягаемые детали изготавливаются с меньшей точностью, чем при полной взаимозаменяемости, (в так называемых расширенных допусках) и после сборки сопрягаемых деталей (простом соединении их) возможен брак в определенном количестве сопряжений. Если затраты на исправление брака меньше экономии труда и средств на изготовление сопрягаемых деталей в расширенных допусках, то используется данный метод обеспечения точности сборки. В противном случае - не используется. При обеспечении точности методом групповой взаимозаменяемости детали изготавливаются тоже в расширенных допусках и после изготовления сопрягаемые детали измеряются и разбиваются на размерные группы так, чтобы, собирая соединения из деталей, принадлежащих одной размерной группе обеспечивалась необходимая точность сборки. Метод пригонки заключается в том, что обеспечивается точность сборки путем снятия с одной из деталей (так называемого компенсатора) необходимого для этого слоя металла, т.е. деталь «пригоняется» только для этого одного соединения. Метод регулировки аналогичен методу пригонки, но с детали-компенсатора слой металла не снимается, а путем подбора необходимой, например, толщины прокладок (метод неподвижного компенсатора), либо перемещения или поворота на необходимую величину одной из деталей (компенсатора) с последующим ее стопорением в этом положении (метод подвижного компенсатора), обеспечивается необходимая точность сборки.
.7. Виды работ сборочного производства
В общем, в составе процесса сборки можно выделить следующие основные виды работ:
Подготовительные - благодаря которым детали и покупные изделия приводятся в состояние, требуемое условиями сборки (деконсервирование, сортирование на размерные группы, укладка в соответствующую тару и т.д.).
Пригоночные - обеспечивающие собираемость на данной операции и на последующих участках сборки, а также достижение технических требований на сборку различных сопряжений деталей.
Собственно сборочные - в процессе выполнения которых из отдельных деталей формируются сборочные единицы, а затем и изделие.
Регулировочные - для достижения необходимой точности во взаиморасположении деталей в сборочных единицах и последних в изделии.
Контрольные - предназначенные для проверки пригодности собранной сборочной единицы и соответствия её параметров техническим условиям на сборку.
Заправочные - в результате которых собранное изделие (сборочная единица) подготавливается к работе в условиях эксплуатации или хранения (смазка, консервация и т.д.)
Демонтажные - состоящие в частичной разборке собранного изделия с целью подготовки его к упаковке и транспортированию к потребителю.
Как видно из этого перечня, в числе работ имеются технологические сборочные и вспомогательные. К последним относятся подготовительные и пригоночные, а к первым - все остальные работы.
Следует иметь в виду, что большой объем пригоночных работ, выполняемых в сборочных цехах, значительно увеличивает трудоёмкость сборки и снижает технико-экономические показатели процесса. Поэтому очень важно не только обеспечить сокращение объёма пригоночных работ, но и механизировать выполнение их с должным экономическим обоснованием.
.8. Элементы процесса сборки
Сборочной технологической операцией называется законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте.
Законченная часть технологической операции, характеризуемая постоянством применяемого инструмента и поверхностей, соединяемых при сборке, называется технологическим переходом. Отдельное законченное действие рабочего в процессе сборки или подготовки к сборке изделия (сб. ед.) называется элементом перехода. Например, сборка зубчатого колеса с валом представляет собой одну операцию, состоящую из двух переходов, - напрессовать колесо на вал и проверить сборку на биение. Каждый из этих переходов состоит из нескольких элементов: взять вал, установить на конец вала зубчатое колесо, нажать рычаг пресса и т.п.
В структуру сборочной операции в общем случае входят:
1) подача деталей, 2) их ориентация относительно друг друга или какой-либо одной детали; 3) соединение (осуществление контакта); 4) закрепление с помощью сил, создаваемых средствами, предусмотренными конструкцией; 5) снятие собранной сборочной единице; 6) контроль (возможно и наоборот контроль, а затем снятие или подача его на следующую позицию сборки).
Содержание работ, связанное с выполнением сборочных операций и переходов, определяется при разработке технологического процесса сборки и заносится в техдокументацию к процессу. Элементы же переходов во многих случаях при разборке технологии заранее не устанавливаются и в связи с этим осуществляются различными рабочими-сборщиками по разному. Однако, именно рациональные способы выполнения элементарных приемов значительно повышающие производительность труда. В связи с этим элемент перехода уже не является условным понятием, а представляет собой вполне определенную составляющую часть технологического процесса, существенно влияющую на его трудоемкость(пример микроэлементного нормирования с использованием ЭВМ).
Следует иметь в виду, что ряд операций по соединению двух и более деталей в сборочной единице целесообразно выполнять не в сборочном, а в механическом цеху (если после соединения требуется дальнейшая механическая обработка, или если изготавливаются составные зубчатые колеса, составные валы и т.д. - улучшается учет и планирование загрузки механического цеха).
.9. Общие положения механизации сборочных работ
Степень совершенства технологического процесса сборки определяется уровнем его механизации. Причем, оптимальное значение последнего зависит от типа производства, вида собираемого изделия, средней точности изготовления его деталей и организации производства.
Как и на других участках производственного процесса, в машиностроении в сборочном производстве выделяют пять ступеней механизации и автоматизации:
Механизированно-ручное производство, когда операции выполняются преимущественно вручную или с помощью простейших механизмов и механизированных инструментов;
Механизированное производство, в котором основные операции технологического процесса сборки оснащены оборудованием и др. средствами механизации; вручную выполняются вспомогательные работы, а также управление механизированными средствами;
Комплексно-механизированное производство, обеспеченное средствами механизированной оснастки, как на основных, так и на вспомогательных операциях; вручную выполняются управление механизмами, а также вручную выполняются операции, комплексная механизация которых пока не целесообразна по техническим или экономическим соображениям;
Автоматизированное сборочное производство, оснащённое на большинстве основных и вспомогательных операций автоматическими сборочными установками и линиями, работа которых обеспечивается сборщиками-наладчиками; на отдельных операциях, когда это экономически оправдывается, возможно, применение ручного труда;
Комплексно-автоматизированное производство, основанное на выполнении всех работ, связанных со сборкой изделия, автоматическим оборудованием; ручной труд затрачивается лишь на наладку и управление системой автоматизированных машин.
Уровень механизации работ в сборочных цехах на большинстве машиностроительных заводов ограничен 1-й и 2-й ступенями. Поэтому коренным решением задачи снижения трудоёмкости сборки, резкого повышения производительности труда, увеличения выпуска изделий является комплексная механизация (3-я ступень). Однако целесообразность использования приспособления, оборудования, особенно специального назначения, должна быть экономически обоснована.
.10. Классификация соединений деталей
В изделиях машиностроения имеется большое количество разнообразных соединений деталей. В машинах приблизительно 35-40 % соединений типа цилиндрический вал-втулка, 15 - 20 % плоскостных; 15 - 25 % резьбовых; 6-1 % конических, 2 - 3 % сферических и др. Все эти соединения характеризуются различными конструктивными, технологическими и экономическими факторами, как-то: степенью относительной подвижности, возможностью разборки; технологичностью в сборке и демонтаже, прочностью, химической стойкостью, затратами труда и средств на сборку и т.д.
К сожалению, вопрос о классификации соединений, отвечающий всем этим требованиям, пока не решен. Наиболее часто используется классификация соединений по конструктивным и технологическим признакам.
По конструктивным признакам соединения могут быть:
неподвижные разъёмные (резьбовые, пазовые, конические);
неподвижные неразъёмные (заклёпочные, сварные, соединения запрессовкой или развальцовкой и многие другие);
подвижные разъёмные (валы-подшипники скольжения, плун- жеры-втулки; зубья колес; каретки-станины и др.);
подвижные неразъемные (некоторые подшипники качения; запорные клапаны и т.д.).
При этом неразъемным соединением считается такое, когда при его разборке выходит из строя хотя бы одна деталь соединения.
По технологическим признакам соединения могут быть: резьбовые; сварные; паяные; клепаные; клеевые; прессовые; вальцовочные; осуществляемые гибкой и др. При этом, все эти соединения выполняются по своим технологиям, которые существенно отличаются друг от друга.
- 6. Методы сборки: полной, неполной, групповой взаимозаменяемости
- 11. Точность сборочных соединений
- 12. Организационные формы сборки машин: стационарная и подвижная, в том числе, применение средств вычислительной техники при их реализации
- 13. Факторы, влияющие на продолжительность трудового процесса
- 14. Принципиальный подход к оптимизации трудового процесса сборки изделия
- 18Приспособления, применяемые при сборке
- 19 Вспомогательное оборудование сборочных цехов: подъемное, подъемно-транспортное, транспортное
- 20 Мойка деталей и сборочных единиц
- 21 Окраска деталей и сборочных единиц
- 23. Контроль качества выполненных сборочных работ
- 24 Балансировка сборочных единиц и изделий в сборе
- 25. Испытание и проверка новых сборочных единиц и машин
- 27 Пригоночные работы при сборке и виды приводов механизированного инструмента
- 28. Пригоночные работы: опиливание и зачистка, сверление, развертывание и нарезание резьбы, торцевание и шарошение
- 29. Пригоночные работы: притирка, полирование, шабрение и
- 30. Состояние сборочных процессов и пути повышения качества изделий и их сборочных единиц
- 31. Перспективы развития сборочного производства, в том числе в зарубежном машиностроении
- 32. Сборка неподвижных неразъемных соединений с нагревом охватывающей детали.
- 33. Сборка неподвижных неразъемных соединений
- 34. Сборка продольно-прессовых соединений.
- 35. Сборка соединений, собираемых путем пластической деформации деталей.
- 36Сборка соединений сваркой.
- 37 Сборка соединений пайкой.
- 38. Сборка соединений склеиванием.
- 39.Сборка заклепочных соединений.
- 40. Сборка неподвижных разъемных конических соединений.
- 41. Сборка разъемных шлнцевых соединений.
- 42. Сборка разъемных соединений со шпонкой.
- 43. Сборка неподвижных разъемных резьбовых соединений.
- 44. Сборка сборочных единиц с цельными подшипниками скольжения.
- 45. Сборка сборочных единиц с разъемными подшипниками скольжения (толстостенными и тонкостенными).
- 46. Сборка сборочных единиц с радиальными шарикоподшипниками.
- 47. Сборка сборочных единиц с упорными коническими подшипниками качения.
- 48. Укладка многоопорного вала в подшипники.
- 49. Сборка сборочных единиц с игольчатыми подшипниками качения.
- 50.Сборка сборочных единиц с осями и пальцами.
- 51. Сборка составных валов и муфт.
- 52.Сборка подвижны конических соединений.
- 53. Сборка маховиков и шкивов с валами.
- 54. Сборка соединений с деталями базирующимися на плоскостях.
- 55. Сборка сборочных единиц с цилиндрическими
- 56. Сборка гидравлических и пневматических сборочных единиц.
- 57. Общие положения сборки зубчатых и цепных передач.
- 58. Сборка цилиндрических зубчатых передач.
- 59. Сборка конических зубчатых передач.
- 60. Сборка червячных передач.
- 61. Сборка цепных передач.
- 62 Основные положения автоматизации сборки и технологичность деталей и изделий.
- 63 Связь технологического процесса автоматической сборки с оборудованием и качественная характеристика деталей и средств контроля автоматической сборки.
- 64 Загрузочно-ориентирующие и транспортные механизмы при автоматической сборке.