29. Пригоночные работы: притирка, полирование, шабрение и
гибочные работы
Притирка. При притирке точность размеров до 0,1 мкм, шероховатость - Ra 0,16 - 0,04 мкм существует два способа притирки деталей: первый - одной детали по другой (притирка клапанов, пробок и др.); второй - каждой из детали по третьей - притиру. С помощью притиров доводят детали топливной аппаратуры, крышки, торцы, фланцы и буртики в плотных сопряжениях. Притирами могут быть плиты, бруски, конусы, втулки и др. детали из материала более мягкого, чем материал притираемых деталей. Лучшее качество дают плиты из серого чугуна с пер лито-ферритной структурой. Чугунные плиты применяются для притирки стальных деталей, стальные - для чугунных, стеклянные - для деталей из цветных металлов. Дл предварительной притирки иногда применяют притиры, имеющие на поверхности канавки, нарезанные через 10-15 мм в двух направлениях. Гладкие притиры используют для окончательной доводки.
Качество притирки и производительность во многом зависит от
удельного давления, создаваемого в процессе притирки. Обычно дав-
2 2
ление 0,8 - 1,5 кг/см и до 2,0 кг/см , при меньших значениях давления производительность уменьшается, но шероховатость улучшается. Скорость притирки не выше 25-35 м/мин, так как из-за возможности нагрева детали увеличивается шероховатость поверхности. Притирку начинают с применения паст более крупных номеров и постепенно переходят к пастам мелких номеров.
Ручная притирка процесс трудоемкий, поэтому применяют электро- или пневмомашинки ручные с вращательным движением рабочего органа, а также специальные станки. Во всех случаях притирам или притираемым деталям сообщается сложное движение, с тем чтобы, не накладывались следы друг на друга.
Полирование. Применяется после опиливания или зачистки (припуск 0,005 - 0,007 мм). Уменьшается только шероховатость поверхности: при обычном полировании - Ra 0,63 - 0,16 мкм, а при полировании абразивной лентой - Ra 0,63 - 0,04 мкм. Заглаживание рисок при полировании поверхностей благотворно сказывается на износостойкости деталей и повышает их коррозионную стойкость. Полирование позволяет также обнаружить дефекты поверхностного слоя - трещины, волосовины, которые на грубо обработанной поверхности часто не заметны.
Процесс полирования осуществляется при помощи вращающихся со скоростью 30 - 50 м/с эластичных кругов, на рабочую поверхность которых наносится абразивная смесь с жидким наполнителем или мастика, состоящая из вяжущего вещества и полировального порошка. Круги применяются из войлока, хлопчатобумажной ткани. Для получения поверхности высокого качества применяют круги с графитовым наполнителем, а так же алмазные эластичные полировальные ленты.
Полирую с применением тонких порошков или специальных паст. Для грубого полирования употребляют окись алюминия, окись железа и окись хрома, а для самого тонкого полирования - венскую известь без смазочных наполнителей. Полирование при обработке деталей осуществляется на специальных полировальных станках. В условиях же сборки, где объем таких работ небольшой, применяют механизированные шлифовальные или быстроходные сверлильные машинки, используя их или в качестве переносного инструмента, или в качестве верстачной установки. При большем объеме полировальных работ применяют ручные полировальные машины с эластичным кругом, работающим торцовой поверхностью. Операции полирования при сборке следует выносить из потока и выполнять на специальных отведенных рабочих постах.
Применяется также полирование пластическим деформированием или давлением с помощью гладилок, форма которых зависит от формы детали, для которых они предназначены.
Шабрение. Этот метод отделочной обработки состоит в отскабливании шаберами (ручными - плоские, канавочные, трехгранные, полукруглые и др., а также механические) тонких (около 5 мкм) слоев металла для получения ровной поверхности после предварительной обработки ее резцом, напильником или другим режущим инструментом. При чистовом шабрении шероховатость Ra 2,0 - 1,25 мкм, при тонком - шероховатость Ra 0,63 - 0,32 мкм, плоскостность и прямолинейность до 0,002 мм на длине 1000 мм. Припуски на шабрение зависят от размеров пришабриваемых поверхностей, так при 100x500 мм - 0,1 мм, и при 1000x6000 мм - 0,5 мм. Результаты шабрения определяются по краске или всухую - «на блеск».
Гибочные работы. Соединения, осуществляемые с помощью гибки, имеют в конструкциях машин небольшое распространение. Типичные сборочные единицы с закреплением деталей посредством гибки обеих деталей (соединение листов), или одной из них. Встречаются также соединения, когда одна из деталей сборочной единицы отгибается в углубление или отверстие другой, а также когда изгибаются или скручиваются специальные соединительные элементы.
Гибочные работы при сборке машин выполняются главным образом в связи с пригонкой различных трубопроводов. Так, медные и латунные трубки диаметром до 8 мм при больших радиусах закругления, а также, если не предъявляются требования в отношении точности формы, обычно гнут вручную в холодном состоянии. Трубопроводы диаметром 8-14 мм изгибают вручную по шаблону, но на место сгиба на трубу надевается плотно навитая спиральная пружина из стальной проволоки для обеспечения плавного изгиба и сохранения круглой формы трубопровода.
Гибка труб вручную малопроизводительная и тяжелая работа. Поэтому там, где это возможно, применяют механические или пневматические приспособления и трубогибочные станки, на которых гибка труб осуществляется по принципу штампования или обкатывания роликами. Трубы диаметром больше 20 мм гнут после наполнения их песком или расплавленной канифолью. Стальные трубы диаметром до 10 мм гнут без наполнения, трубы большим диаметром гнут в горячем состоянии. Стальные трубы нагревают до ярко- красного цвета, алюминиевые или дюралюминиевые - до тех пор, пока от прикосновения к трубе начнет обугливаться бумага. Медные трубы нагревать не обязательно, но они должны быть нагреты и замочены в холодной воде.
- 6. Методы сборки: полной, неполной, групповой взаимозаменяемости
- 11. Точность сборочных соединений
- 12. Организационные формы сборки машин: стационарная и подвижная, в том числе, применение средств вычислительной техники при их реализации
- 13. Факторы, влияющие на продолжительность трудового процесса
- 14. Принципиальный подход к оптимизации трудового процесса сборки изделия
- 18Приспособления, применяемые при сборке
- 19 Вспомогательное оборудование сборочных цехов: подъемное, подъемно-транспортное, транспортное
- 20 Мойка деталей и сборочных единиц
- 21 Окраска деталей и сборочных единиц
- 23. Контроль качества выполненных сборочных работ
- 24 Балансировка сборочных единиц и изделий в сборе
- 25. Испытание и проверка новых сборочных единиц и машин
- 27 Пригоночные работы при сборке и виды приводов механизированного инструмента
- 28. Пригоночные работы: опиливание и зачистка, сверление, развертывание и нарезание резьбы, торцевание и шарошение
- 29. Пригоночные работы: притирка, полирование, шабрение и
- 30. Состояние сборочных процессов и пути повышения качества изделий и их сборочных единиц
- 31. Перспективы развития сборочного производства, в том числе в зарубежном машиностроении
- 32. Сборка неподвижных неразъемных соединений с нагревом охватывающей детали.
- 33. Сборка неподвижных неразъемных соединений
- 34. Сборка продольно-прессовых соединений.
- 35. Сборка соединений, собираемых путем пластической деформации деталей.
- 36Сборка соединений сваркой.
- 37 Сборка соединений пайкой.
- 38. Сборка соединений склеиванием.
- 39.Сборка заклепочных соединений.
- 40. Сборка неподвижных разъемных конических соединений.
- 41. Сборка разъемных шлнцевых соединений.
- 42. Сборка разъемных соединений со шпонкой.
- 43. Сборка неподвижных разъемных резьбовых соединений.
- 44. Сборка сборочных единиц с цельными подшипниками скольжения.
- 45. Сборка сборочных единиц с разъемными подшипниками скольжения (толстостенными и тонкостенными).
- 46. Сборка сборочных единиц с радиальными шарикоподшипниками.
- 47. Сборка сборочных единиц с упорными коническими подшипниками качения.
- 48. Укладка многоопорного вала в подшипники.
- 49. Сборка сборочных единиц с игольчатыми подшипниками качения.
- 50.Сборка сборочных единиц с осями и пальцами.
- 51. Сборка составных валов и муфт.
- 52.Сборка подвижны конических соединений.
- 53. Сборка маховиков и шкивов с валами.
- 54. Сборка соединений с деталями базирующимися на плоскостях.
- 55. Сборка сборочных единиц с цилиндрическими
- 56. Сборка гидравлических и пневматических сборочных единиц.
- 57. Общие положения сборки зубчатых и цепных передач.
- 58. Сборка цилиндрических зубчатых передач.
- 59. Сборка конических зубчатых передач.
- 60. Сборка червячных передач.
- 61. Сборка цепных передач.
- 62 Основные положения автоматизации сборки и технологичность деталей и изделий.
- 63 Связь технологического процесса автоматической сборки с оборудованием и качественная характеристика деталей и средств контроля автоматической сборки.
- 64 Загрузочно-ориентирующие и транспортные механизмы при автоматической сборке.