logo search
Datkov_V

3.2 Основные узлы и механизмы подъемно-транспортного оборудования

Подъемно-транспортное оборудование имеет сложное устройство и состоит из общих машиностроительных деталей и узлов, элементов специального назначения, грузозахватных устройств, приборов автоматики. Основные узлы и элементы подъемно-транспортного оборудования приведены на рисунке 3.2.

Рисунок 3.1 – Классификация подъемно-транспортного оборудования

Рисунок 3.2 – Основные узлы и элементы подъемно-транспортного оборудования

Т росы (канаты) – изготавливаются из стальной или оцинкованной проволоки, которая свивается в пряди, затем в трос. Количество прядей в тросе может быть различным, по центру металлического троса располагается сердечник. На рисунке 3.3 представлен в разрезе канат (трос).

Рисунок 3.3 – Стальной канат-трос 1 – прядь; 2 – проволока; 3 - сердечник

Канаты и цепи – применяются в качестве гибких грузонесущих и тяговых органов. Наибольшее применение нашли канаты (тросы), меньше – цепи.

Цепи могут быть сварными или пластинчатыми. Сварные цепи используют в механизмах с небольшой скоростью перемещения (не более 1м/с для барабана и 0,1 м/с для звездочки).

Пластинчатые цепи изготавливаются из стальных пластин, соединенных валиками, скорость их не должна превышать 0,25 м/с. Барабаны предназначены для наматывания канатов или цепей в механизмах подъема (лебедках), при этом происходит преобразование вращательного движения вала барабана в поступательное движение груза, закрепленного на канате. Барабан представляет собой полый цилиндр с гладкой или нарезной поверхностью. Блоки: подвижный используется для выигрыша в силе или скорости перемещения, неподвижный – служит для отвода каната и изменения направления его движения. Схемы блоков представлены на рисунке 3.4.

а б

Рисунок 3.4 – Схема блоков

а) подвижный блок; б) неподвижный блок

Полиспаст – система подвижных и неподвижных блоков, соединенных канатом; используются для увеличения силы или скорости.

Тормозные и остановочные устройства предназначены для обеспечения безопасной работы механизмов грузоподъемных машин.

Остановы – служат для удержания механизма в определенном положении.

Тормоза – предназначены для удержания, регулировки скорости подъема и опускания груза.

Грузовые крюки – применяют однорогие и двурогие при грузоподъемности до 50т, свыше 50т меняют петли.

Для ускорения механизации захвата и освобождения грузов применяют клещевые захваты и вакуумные захваты. Для подъема, штабелирования и перемещения разнообразных грузов применяют вилочные захваты. Грузоподъемность вил достигает 3000 кг; длина – 900, 1000, 1210 мм; ширина – 450, 540, 680 мм.