9. Основы управления персоналом предприятия
Кадровая политика в системе управления персоналом обеспечивает
непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и
использованием достижений отечественной и зарубежной науки и
наилучшего производственного опыта.
Сущность кадровой политики управления персоналом заключается в установлении организационно – экономических, социально – психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.
9.1. Концепция управления персоналом
До последнего времени понятие “ управление персоналом“ в нашей
управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждым предприятием имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.
Основным структурным подразделением по управлению персоналом до сих пор является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.
Однако, отделы кадров на предприятиях не являются ни методическими, ни информационными, ни координирующими центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления персоналом. Для решения социальных проблем на предприятиях создаются службы социального исследования и обслуживания.
Создавшаяся в нашей стране ситуация изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.
Укрупнено, можно выделить три фактора, оказывающие воздействие на людей:
Первый – иерархическая структура предприятия, где основное
средство воздействия – это отношения власти-подчинения, давления на
человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением
материальных благ.
Второй – культура, то есть вырабатываемые обществом,
предприятием, группой людей, совместные ценности, социальные нормы,
установки поведения, которые регламентируют действия личности,
заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого
принуждения.
Третий – рынок – сеть равноправных отношений, основанных на
купле – продаже продукций и услуг, отношениях собственности,
равновесии интересов продавца и покупателя.
Эти факторы воздействия – понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. От того, какому из них отдается приоритет, зависит облик экономической ситуации на предприятии.
Главное внутри предприятия – работники, а за пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающих к потребителю, а не к начальнику, к прибыли, а не к расточительству, к инициативе, а не к бездумному исполнению, перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку.
Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и других. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики по управлению трудовыми ресурсами на предприятии. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным движением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов.
Основу концепции управления персоналом предприятия в
настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед предприятием. Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом предприятия. При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления к рыночным взаимоотношениям, отношениям
собственности. Поэтому необходима разработка совершенно новых подходов к приоритету ценностей.Обобщение опыта отечественных и зарубежных предприятий
позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. Концепция управления персоналом основывается на представлении о месте человека на предприятии. Можно выделить три основных аспекта.
Экономический – дал начало использованию трудовых ресурсов.
Ведущее место осталось технологиям.
- единство руководства;
- строгая иерархия;
- дисциплина;
- подчинение индивидуального общему;
- баланс между властью и ее ответственностью.
Органический.
Состоит из двух концепций (управления персоналом предприятия
и управление человеческими ресурсами) – потребности, мотивы, а
также понимание, что предприятие – это собрание частей,
соединенных линией управления в виде контроля.
Гуманистический.
Предприятие, как гуманистический центр с присущей ему организационной культурой.
Организационная культура – представление о цели и ценностях,
присущих данному предприятию, специфики поведения персонала и
администраторов, способов реагирования на окружающую нас жизнь.
Модели работника. Одна из известных классификаций работников
позволяет представить их в четырех видах:
- экономический человек;
- психологический человек;
- профессиональный человек;
- социальный человек.
Экономический человек характеризуется отсутствием прав, минимальными затратами на него со стороны администрации, жесткой регламентацией его работ, но при соответствии условий труда психофизиологическим качествам работника. В данном случае функции служб управления персоналом состоят из: найма, увольнения, выдачи заработной платы.
Психологический человек ориентирован на малые группы; конфликты между сотрудниками устраняются администрацией, работник участвует в принятии решений. Функции служб управления персоналом состоят из: оказания социально-психологической помощи работникам, разрешения конфликтов.
Профессиональный человек вовлекается в дела предприятия, активно повышает квалификацию. В данном вопросе признается, что работник – важнейший капитал. Человеку предоставляется система социальных гарантий, плюс кооперация, гибкая работа в группах. В данном случае функции служб управления персоналом состоят из: переподготовки, развития персонала, обогащения человека, жесткой оценки персонала.
У социального человека главное – это знания, следовательно, затраты на развитие персонала растут, и подразумевают учебу на протяжении всей жизни. Управление основано на гибкой работе в группах, что вызывает притупление иерархии. В данном случае функции служб управления персоналом состоят из ста процентов взаимодействия персонала на любых уровнях и появлением сотрудничества.
Каждая из перечисленных моделей обладает своими плюсами и минусами. Но в последнее время предпочтение отдается социальному человеку. Так как только он способен вести к развитию производства.
Задачи управления персоналом .К числу основных задач управления персоналом относят:
помощь предприятию в достижении цели;
-обеспечение предприятия квалифицированными и заинтересованными работниками;
эффективное использование мастерства и способностей персонала;
совершенствование систем мотивации;
повышение уровня удовлетворенности трудом;
развитие систем повышения квалификации и профессионального образования;
сохранение благоприятного климата;
планирование карьеры, то есть продвижение по службе, как
вертикальное, так и горизонтальное;
совершенствование методов оценки деятельности персонала;
обеспечение высокого уровня условий труда и качества жизни в целом.
Все службы управления персоналом формируются исходя именно из этих задач.
Кадровая служба – это совокупность специализированных структурных подразделений вместе с занятыми на них должностными лицами, призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики.
Назначение кадровой службы не только в осуществлении и стратегии развития кадров, но и правильного использования трудового законодательства, реализации социальных программ, как федерального, так и регионального уровня.
Для того, чтобы модель управления персоналом была более эффективной, она должна определяться своим стилем управления (он должен быть обобщен, то есть либо демократический, либо автократический), модель мотивации (кнут или пряник), подход к компетенции, организация заработной платы, повышение квалификации, создание социальной программы, традиции корпоративной культуры (где каждый себя чувствует частью предприятия) и идеей, которая будет лежать в основе всего управления.
Итак, для предприятий, работающих по-новому необходимо:
иметь стратегию развития производства и персонала;
иметь резерв персонала, не только на бирже труда, но и в своем бизнесе; - обязательно вести трудовые контракты, помимо которого должен выходить приказ на занятие Вами вашей должности;
иметь систему деловой оценки с обязательными аттестациями;
научиться управлять дисциплиной;
необходимо отработать систему премирования и наказания, систему деловой оценки; такое выражение “не хочу, чтобы он здесь работал!” - просто неуместно на современном предприятии; также нельзя переводить человека кардинальным способом, так как это может вызвать необратимые психологические изменения в его (ее) жизни;
система управления персоналом должна прививаться к системе планирования заработной платы; отсутствие данных отношений приведет к замедлению, а может и к остановке эволюции модели работника.;
Исходя из будущей кадровой службы, ключевые роли в системе управления персоналом будут играть [3]: - кадровые стратегии;
организация работы кадровых подразделений (разработка кадровых структур);
кадровые технологии – люди компетентные в специальных и профессиональных знаниях;
кадровые инноваторы – разработчики всевозможных инвестиционных проектов; но в управлении персоналом, как и в любой другой науке бесконечно применять новшества нельзя;
исполнитель – тот человек, который ;будет осуществлять оперативную кадровую политику, его девизом является скрупулезность;
кадровый консультант – это человек, с панорамным видением мира и преимуществ предприятия; обычно это немолодые люди.
Управление современным промышленным предприятием является сложным процессом и является по своей сути управлением ресурсами предприятия. Этими проблемами занимаются и теоретики и практики. В соответствии с рассматриваемой теорией и применяемой практикой на предприятии к таким ресурсам относятся следующие группы: основные средства, материальные ресурсы, оснащение и инструмент, продукция предприятия, трудовые ресурсы, сельскохозяйственные ресурсы, энергетические ресурсы, финансовые ресурсы, информационные ресурсы. Все указанные группы ресурсов взаимно связаны между собой Наша задача рассмотреть только одну группу ресурсов – “Трудовые ресурсы” и производственные процессы, осуществляемые над ними.
Под трудовыми ресурсами предприятия понимаются: основные и вспомогательные рабочие, руководители, специалисты, служащие, работающие и неработающие пенсионеры и другие категории работников. Над этими трудовыми ресурсами осуществляются процессы, такие как подготовка в учебных заведениях, прием на работу, организация рабочих мест, переводы внутри предприятия, организация производительного труда и другие. В настоящее время выявлено 24 таких производственных процессов. ”.
Наиболее передовые взгляды на управление персоналом отражены в теории и практике современной Японии.
Характер системы управления персоналом, применяемой в успешно действующих японских корпорациях, можно определить с помощью понятия “ гемейншафт” (сообщество), противостоящего понятию “гезельшафт” (ассоциация).
Пожизненный найм. Когда человек входит на предприятие, он посвящает себя ему всю жизнь и остается на нем до пенсии (55 или 60 лет). Он не перебегает из одного предприятия в другое. Предприятия заботится о нем и в течение всей его жизни и не может легко прервать этот союз. Если же сам работник покидает предприятие или подвергается увольнению, это серьезно сказывается на его дальнейшей карьере.
Вследствие системы пожизненного найма новый набор производится обычно в апреле, среди выпускников средней школы, колледжей и университетов. Предприятия редко объявляют замещение вакансий в другое время года.
Бытует много ошибочных представлений о пожизненном найме. Это не контракт. Это способ мышления обеих сторон – и нанимателя и нанимаемого. Женщины не остаются на всю жизнь. Выйдя замуж, они покидают предприятие и посвящают себя семье. Среди мелких предприятий и в сфере услуг мобильность работающих выше, чем у крупных предприятиях. Еще до недавнего времени сохранилось определенное число временных работников, которые играли роль своеобразного буфера системы пожизненного найма, однако после периода массовых увольнений в конце 60-х годов они почти исчезли, и теперь их практически не осталось.
Когда прибыли предприятия падают, оно может принимать самые разные меры по снижению издержек вплоть до сокращения дивидентов, но до последней возможности не будет увольнять работников. Американские предприятия поступают иначе – они сохраняют уровень дивидентов и объявляют локаут.
Система пожизненного найма не означает, однако, что численность работающих не может быть сокращена. Есть много способов отреагировать на падение спроса на труд. Во-первых, сокращение рабочего дня. Во-вторых, перевод рабочих из подразделений, где не хватает работы, в подразделения, где существует больше возможностей занять рабочие руки, иногда в сбытовые службы и на дочерние предприятия. Прекращение нового набора, более ранний выход на пенсию с повышением выходного пособия (гибкая система увольнения на пенсию), временное “возвращение в деревенский домик” с оплатой, - все эти методы находят частое применение. Поощряется добровольное увольнение пожилых работников. Последнее средство – принудительное увольнение. В этом случае в первую очередь просят уйти пожилых, оставляя молодых рабочих. После нефтяного кризиса многие компании фактически сократили численность работающих, но эти сокращения осуществлялись планомерно, а не путем внезапных локаутов.
Система пожизненного найма коренится в традиционно японском складе мышления, в рамках которого посвящение себя предприятию является ценностной установкой, и эта система еще больше укрепилась после второй мировой войны, так как была выгодна обеим сторонам. До войны предприятия мало заботились о рабочей силе. Молодые работницы и неквалифицированные рабочие – выходцы из крестьянских семей, рассматривались как всего лишь один из многих взаимозаменяемых элементов, и движение рабочей силы было интенсивным. Но в тяжелой промышленности, таких отраслях, как судостроение, железнодорожный транспорт, химическая промышленность и машиностроение, предприятия нуждались в квалифицированных рабочих, и было важно удержать их там. Для этих отраслей система пожизненного найма была необходима.
После войны структура промышленности изменилась: удельный вес отраслей тяжелой промышленности, использующих интенсивную технологию, повысился относительно таких, как, например, отраслей легкой промышленности, как текстильная. Более того, были организованы профсоюзы, и они требовали стабильной занятости. Демократические веяния преобладали, и это стимулировало уважительное отношение к работникам предприятий. Все эти факторы способствовали формированию системы пожизненного найма после войны.
Упор на обучение. В условиях системы пожизненного найма обучение на предприятии не только необходимо, но и оплачивается. Продвижение работающих происходит внутри предприятия, а содержание работы меняется также по мере перехода на выпуск новой продукции и применения новой технологии, поэтому переподготовка необходима. Эта мысль выражается в “Хитати” следующей фразой: “Суть предприятия – это люди” В “Мацусите” это звучит так: “Мацусита сначала производит квалифицированных людей, а потом продукцию”. Следует понять, что ”люди” означает не только работников высших эшелонов, но и любых сотрудников предприятия. В последнее время, по мере того, как продукт и процесс производства становятся все более наукоемкими, а деятельность предприятия приобретает все более международный характер, подготовка внутри отрасли становится еще более важной. Потребность в обучении вытекает из нужд предприятия, но также и из идеи уважительного отношения к работникам. Американские и европейские компании чаще придерживаются других взглядов, что необходимые человеческие ресурсы можно купить вне пределов компании за деньги.
О расходах на обучение точных данных нет; согласно одному исследованию они составляют 60 долл. (15 тыс. – иен) в год на одного работающего. В эту сумму не входят затраты, связанные с обучением на рабочих местах.
9.2. Методы управления персоналом
Методы управления персоналом – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Существуют три метода управления, которые отличаются различными способами воздействия на людей: административные, экономические, социально – психологические.
Административные методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, которые базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и так далее. Эти методы воздействия имеют прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Способы административного воздействия включают в себя следующие элементы:
организационное воздействие;
распорядительное воздействие;
материальная ответственность и взыскания;
дисциплинарная ответственность и взыскания; - административная ответственность.
Организационное воздействие На предприятии, где имеется высокий уровень организационных воздействий, доведенных до стандартов предприятия и регламентов управления, высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных действий. Те предприятия, которые не довели действия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии, и на них, предположительно, будет хуже конечные результаты производства.
С другой стороны, реализация организационных воздействий в значительной степени зависит от менталитета работников, их желания неукоснительно соблюдать инструкции и работать по правилам, утвержденным администрацией. Сотрудник европейского предприятия неукоснительно соблюдает установленные на предприятии правила как само собой разумеющееся, и любое их нарушение рассматривается как ЧП.
Работник российского предприятия рассматривает стандарты предприятия как заданное ограничение, которое исходя из его личного интереса, можно нарушать, когда дремлет бдительное око начальства. Как следствие, многочисленные случаи нарушения трудовой дисциплины, хищения материалов и готовой продукции, высокий процент брака и низкая исполнительная дисциплина. Это типичное проявление азиатского русского менталитета, где эти случаи не подлежат общественному порицанию. Поэтому использование организационного воздействия эффективно с параллельным применением социально-психологических методов и воспитанием корпоративной культуры.
Способы организационного воздействия предполагают наличие следующих восемь документов: организационная структура предприятия, штатное расписание, положения о структурных подразделениях предприятия, должностные инструкции, устав предприятия, коллективный договор, организация рабочего места, правила трудового распорядка.
Эти документы (кроме устава) должны оформляться в виде стандартов предприятия на основе процессной модели и обязательно вводиться в действие приказом руководителя предприятия.
Распорядительное воздействие. Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержке системы управления предприятием в заданных параметрах путем прямого административного регулирования.
Наиболее категоричная форма распорядительного воздействия – приказ. Его невыполнение влечет за собой соответствующую санкцию (наказание). Приказ обычно состоит из пяти частей: констатация ситуации (события), меры по устранению недостатков или обеспечению административного регулирования, выделенные ресурсы для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения.
Способы распорядительного воздействия предполагает наличие следующих девять групп элементов:
приказы;
распоряжения;
указания;
инструктирование;
наставления;
целевое планирование;
нормирование труда;
координация работ;
контроль исполнения;
Материальная ответственность и взыскания. Способы материальной ответственности предполагают наличие следующих шести групп элементов:
ответственность за задержку трудовой книжки;
добровольное возмещение ущерба предприятию;
удержания из заработной платы;
депремирование;
полная материальная ответственность;
коллективная материальная ответственность.
Дисциплинарная ответственность и взыскания. Способы дисциплинарной ответственности и взыскания включают в себя пять элементов: - замечание;
выговор; - увольнение.
Административная ответственность. Способы административной ответственности включают в себя следующие пять элементов:
предупреждения;
штрафы;
возмездное изъятие предметов;
административный арест; - исправительные работы.
Позитивные и негативные воздействия методов административного управления отражены в приложении 3.
Экономические методы – это способ осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов и категорий.
В дореформенный период предметом регулирования экономическими методами считалось централизованное планирование, хозяйственный расчет, заработная плата, то есть имело место узкое толкование роли и места экономических методов, что ограничивало диапазон принимаемых решений и рычагов регулирования на уровне предприятия. Экономические методы должны базироваться на товаро – денежных отношениях рыночной экономики, что вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических методов.
Экономические методы управления включают в себя следующее:
плановое ведение хозяйства;
хозяйственный расчет;
оплату труда;
рабочую силу (трудовые ресурсы);
рыночное ценообразование;
ценные бумаги;
налоговую систему;
формы собственности;
Плановое ведение хозяйства. Это главный закон функционирования любого предприятия, которое имеет четко разработанные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономических методов имеет иной характер, чем в административной экономике. Так, вместо централизованного планирования утверждается, что предприятие – свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнером других предприятий в общественной кооперации труда. План экономического развития – основная форма обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Госзаказ трансформируется в портфель заказов предприятия с учетом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения. Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития.
Плановое ведение хозяйства предполагает наличие следующих пяти элементов:
свободное предпринимательство;
план экономического развития;
портфель заказов;
критерий эффективности;
конечные результаты;
Таким, образом, роль экономических методов заключается в увязке перечисленных категорий и мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.
Хозяйственный расчет. Это метод ведения хозяйства, основанный на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объем продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счет полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами структурных подразделений и отдельных работников.
Хозрасчет включает в себя пять следующих элементов: - самостоятельность;
самоокупаемость;
самофинансирование;
экономические нормативы;
фонды стимулирования;
Оплата труда. Это основной мотив трудовой деятельности и денежный измеритель стоимости рабочей силы (трудовых ресурсов). Она обеспечивает связь между результатами труда, его процессом, отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость трудовых ресурсов с учетом средних затрат труда при его нормативной продолжительности.
Оплата труда включает в себя следующие пять элементов:
должностной оклад для руководителей, специалистов и служащих - тарифная ставка для рабочих;
дополнительная заработная плата;
вознаграждение;
премия;
Руководитель предприятия с помощью пяти перечисленных элементов оплаты труда может регулировать материальную заинтересованность работников с экономически возможными расходами на производство по статье “заработная плата”, применять различные системы оплаты труда, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечить рост их жизненного уровня
Рабочая сила (трудовые ресурсы). Это главный элемент любого трудового процесса, обеспечивающий переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт. Это всегда главная ценность любого предприятия.
Трудовые ресурсы включают в себя следующие пять элементов:
рынок труда;
спрос (потребность);
наличие (численность); - стоимость рабочей силы; - уровень жизни.
Рынок труда – неотъемлемая часть рыночной экономики. Представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся в сфере обмена. Он является составной частью механизма формирования и изменения пропорций общественного воспроизводства, предопределяет распределение рабочей силы пропорционально структуре общественных потребностей и уровню материального воспроизводства, обеспечивает поддержание равновесия между спросом на труд и предложением рабочей силы, формирует резервы в сфере общения и позволяет увязать экономические интересы субъектов трудовых отношений.
Позитивные и негативные воздействия экономических методов управления отражены в приложении 4.
Социально – психологический способ осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей психологии и социологии. Объект воздействия этих методов, - группы людей и отдельные личности (трудовые ресурсы). По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).
Такое разделение условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако, эффективное управление трудовыми ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
Социологические методы включают в себя следующие девять элементов:
социальное планирование;
социологические методы и исследования;
личностные качества;
мораль;
партнерство;
соревнование;
общение;
переговоры;
конфликты;
Знание социологических методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально – психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно систематически (не реже раза в год) проводить социологические исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе.
Психологические методы включают в себя следующие девять элементов:
социальное планирование;
социологические методы и исследования;
личностные качества;
мораль;
партнерство;
соревнование;
общение;
переговоры;
конфликты;
Социально – психологические методы – наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозировании и дифференцированном применении тех или иных приемов из перечисленных выше.
Принципы демократизации, человеческих отношений, соблюдения прав личности должны в современных условиях доминировать над чисто административными методами и авторитарным стилем руководства.
Нестабильность экономического состояния предприятия, финансовые трудности, длительные простои, конечно, не способствуют поддержанию хорошего социально – психологического климата, так как руководитель значительно больше времени вынужден уделять не человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно производству, маркетингу, финансам, то есть другим функциям. Поэтому важно знать и прогнозировать воздействия социально – психологических методов управления на работу персонала.
Позитивные и негативные воздействия социально - психологических методов управления отражены в приложении 5.
- Технология и организация промышленного производства
- Часть 2
- 1. Основные принципы построения технологических процессов обработки деталей машин
- 1.1.1 Анализ исходных данных
- 1.1.2 Определение типа производства
- 1.1.3 Определение класса, группы и типа детали
- 1.1.4 Выбор технологии изготовления заготовки для данной детали
- 2. Технология сборки
- 3. Основы автоматизации машиностроительного производства
- 3.2 Станки с цикловым и числовым программным управлением
- Управляющие программы для станков с чпу
- 3.3 Промышленные роботы
- 4 . Организация промышленного производства
- 4.1 . Производственный процесс и его структура
- 4.2. Основные принципы организации
- Производства.
- 4.3. Производственный цикл и его структура
- Расчет тц при параллельной обработке деталей:
- 4.4. Производственный цикл сложного процесса
- 4.5. Производственная структура предприятия и цеха
- 5.Подготовка и организация высокотехнологичного производства
- 5.1. Содержание и этапы инновационных процессов
- 5.2. Организация научно-исследовательских работ и изобретательства
- 5.3. Организация конструкторской подготовки производства
- 5.4. Организация технологической подготовки производства
- 5. 5. Концепция создания систем автоматизированного проектирования конструкций и технологических процессов в составе интегрированных асу и calSтехнологий
- 1. Методические основы создания сапр кт
- 2. Общая структура сапр кт
- 6.2. Организация ремонтного хозяйства
- 6..3. Организация транспортного хозяйства
- 6.4. Организация складского хозяйства
- 6. 5. Организация энергетического хозяйства
- 7. Стратегическое и оперативное планирование производства
- 7.1. Система взаимодействий производства, организации, управления и ресурсов при выпуске продукции предприятия
- 7. 2. Финансовая структура предприятия
- 7.3. . Система планов предприятия и стратегическое планирование предприятий
- 7.4. Бизнес-план предприятия
- 7.5 Производственная программа предприятия (формирование оптимальной производственной программы)
- Математическая модель оптимального планирования по потребителям
- 7.6 Основные задачи технико-экономического планирования предприятия
- 7.7. Основные задачи управления маркетингом предприятия
- 8. Основы организации управления производством
- Общие положения
- Общие требования к иасу
- 9. Основы управления персоналом предприятия
- 9.3. Мотивация