logo
Pravila

Раздел 1. Типовой состав проверок при техническом обслуживании портальных кранов;

Раздел 2. Типовой состав проверок при техническом обслуживании автопогрузчиков и других машин с приводом от двигателя внутреннего сгорания;

Раздел 3. Типовой состав проверок при техническом обслуживании электропогрузчиков;

Раздел 4. Типовой состав проверок при техническом обслуживании передвижных ленточных, ковшевых и пневмоперегружателей;

Раздел 5. Типовой состав проверок при техническом обслуживании контейнерных перегружателей и козловых кранов. Приложение учитывает только специфику этих кранов. Инструкция должна составляться с учетом проверок, выполняемых по аналогичным узлам портальных кранов;

Раздел 6. Типовой состав проверок при техническом обслуживании портальных контейнеровозов. Приложение учитывает только специфику этих машин. Инструкция должна составляться с учетом проверок, выполняемых по аналогичным узлам других машин;

Раздел 7. Типовой состав проверок при техническом обслуживании контейнерных автопогрузчиков. Приложение учитывает только специфику этих машин. Инструкция должна составляться с учетом проверок, выполняемых по аналогичным узлам других машин;

Раздел 8. Типовой состав проверок при техническом обслуживании портовых тягачей и полуприцепов. Приложение учитывает только специфику этих машин. Инструкция должна составляться с учетом проверок, выполняемых по аналогичным узлам других машин;

Раздел 9. Типовой состав проверок при техническом обслуживании гидросистем портальных контейнеровозов, контейнерных автопогрузчиков и тягачей.

Ежесуточное, еженедельное и другие виды обслуживания, входящие в ТО-1, кроме ежесменных, и все виды работ и проверок в составе ТО-2 выполняют рабочие по техническому обслуживанию и ремонту. Состав таких работ и проверок на конкретных машинах устанавливает порт на основании заводских инструкций по эксплуатации машины и указаний, приведенных в Приложении 2. Инструкции с перечнем таких работ и проверок для конкретных моделей машин разрабатываются портом для каждой модели перегрузочной машины и выдаются рабочим по техническому обслуживанию и ремонту, а также вывешиваются в помещении, где собираются рабочие. При разработке инструкций учитываются все браковочные показатели, приведенные в Правилах Госгортехнадзора России.

Докерам-механизаторам, управляющим перегрузочными машинами, и рабочим по техническому обслуживанию и ремонту запрещается самостоятельно, без указания группового механика (электромеханика) или сменного механика, разбирать и регулировать:

- аппаратуру гидравлического и пневматического управления;

- предохранительные приборы и приборы безопасности;

- топливные насосы, регуляторы и форсунки дизелей;

- защитные фрикционы механизмов поворота;

- весовые устройства, ограничители грузоподъемности и указатели вылета стрелы;

- приборы автоматизации, электронного оборудования, сигнализации и речевой связи;

- тормоза с автоматическим устройством для компенсации износа фрикционных обкладок, тормоза механизма подъема контейнерных кранов и перегружателей;

- запорное устройство подъемной консоли перегружателя;

- устройства для подогрева и охлаждения рабочей гидравлической жидкости.

Приведенный перечень таких работ дополняется портом в зависимости от конструктивных особенностей машин.

Категорически запрещается производить регулирование тормоза механизма подъема при поднятом грузе или грейфере (грузоподъемном электромагните), а также устанавливать различные приспособления для растормаживания тормоза вручную.

При ежесуточном ТО производится контроль качества выполнения и оформления ежесменного ТО.

Ежесуточное, еженедельное и другие виды обслуживания машин, входящие в ТО-1, проводятся в течение времени, отведенного для выполнения ежесменного обслуживания, а также в обеденные и междусменные перерывы и в периоды отсутствия грузовых работ.

О состоянии перегрузочных машин и выполненных работах рабочие делают запись в вахтенном журнале машины.

Организация ежесменного обслуживания и контроль за его выполнением являются обязанностью сменного механика, остальных видов обслуживания - инженерно-технических работников, ответственных за содержание перегрузочных машин в исправном состоянии.

5.2.3. ТО-2 является основным видом технического обслуживания и включает следующие работы, состав которых уточняется портом с учетом конструкции машин в соответствии с пунктом 5.1.2 и Приложением 2:

- проверку технического состояния машины. Проверка состояния металлоконструкций кранов и перегружателей проводится в соответствии с указаниями РД 31.44.37-89 "Краны портальные морских портов. Контроль состояния металлоконструкций". Для каждого конкретного портального крана и перегружателя портом разрабатывается карта осмотра металлоконструкций с указанием мер безопасности при проведении осмотра. Типовые карты осмотра металлоконструкции приведены в РД 31.44.37-89. При осмотрах, вне зависимости от возраста крана, необходимо выполнять указания, приведенные в руководящих документах по обследованию кранов, отработавших нормативный срок;

- при необходимости произвести замену быстроизнашивающихся деталей: резьбовых соединений, канатов, тормозных обкладок, пальцев и упругих втулок муфт, манжет и уплотнений гидросистемы, контактов, гибких соединений и пружин командоаппаратов, контакторов и реле, щеток и щеткодержателей электродвигателей и кольцевых токоприемников, питающего шлангового кабеля, других деталей и оборудования;

- восстановление надежности всех соединений элементов металлоконструкций, деталей механизмов, электрического, гидравлического и пневматического оборудования, а также устранение неисправностей. В случае применения сварки при восстановлении несущих металлоконструкций кранов работа должна быть выполнена в соответствии с Правилами Госгортехнадзора России по кранам;

- регулирование устройств, механизмов, схем и систем;

- очистку механизмов и оборудования от пыли, грязи и отработавшей смазки;

- смазывание узлов механизмов.

ТО-2 проводят по квартальным графикам, которые утверждает заместитель начальника района по механизации. Отклонение от сроков выполнения ТО-2, предусмотренных графиком, допускается в исключительных случаях по разрешению руководителя, утвердившего график, но не более чем на 5 дней. Перенос срока оформляется записью разрешения в журнале группового механика.

Обязанностью инженерно-технического работника, ответственного за содержание машины в исправном состоянии, является обеспечение качественного проведения ТО-2. Запись о постановке перегрузочной машины на ТО-2, а также о пуске ее в работу после технического обслуживания производит указанное лицо в вахтенном журнале машины.

О выполненных работах ТО-2 делается запись в журнале группового механика (электромеханика) <3>. Контроль за выполнением графика осуществляет инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией перегрузочных машин.

--------------------------------

<3> Здесь и далее подразумевается групповой механик (электромеханик) перегрузочных машин.

 

5.2.4. Для обеспечения бесперебойной работы перегрузочных машин на каждом грузовом районе предусматривается дежурный персонал для технического обслуживания и ремонта перегрузочных машин, подчиненный сменному механику.

5.2.5. Перегрузочные машины:

- закрепляются за рабочими по техническому обслуживанию и ремонту для обеспечения технического обслуживания с периодичностью 1 сутки и более, а также для выполнения ремонтных работ. Закрепление оформляется распоряжением заместителя начальника района по механизации;

- могут быть закреплены за рабочими комплексных бригад (докерами-механизаторами) для обеспечения управления и ежесменного обслуживания машины. Закрепление оформляется распоряжением начальника района.

Докеры-механизаторы в период работы на перегрузочных машинах подчиняются инженерно-техническим работникам механизации, в том числе и ответственному за содержание перегрузочных машин в исправном состоянии, и выполняют все их указания в части технической эксплуатации машин. Докеры-механизаторы, управляющие перегрузочными машинами, участвуют в работах по техническому обслуживанию и ремонту перегрузочных машин и производят замену грузозахватных органов с учетом пункта 5.7.2.

Бригадир комплексной бригады при необходимости обеспечивает постоянное участие рабочих в техническом обслуживании перегрузочных машин в соответствии с графиком ТО-2 и с учетом закрепления машин за рабочими комплексных бригад.

Выдачу задания докерам-механизаторам и рабочим по техническому обслуживанию и ремонту на выполнение работ по техническому обслуживанию производит групповой или сменный механик после инструктажа по технике безопасности.

5.2.6. Докеры-механизаторы, управляющие перегрузочными машинами, при приеме смены (см. пункт 9.1.7) проверяют техническое состояние машины. Проверка осуществляется в соответствии с указаниями, приведенными в производственной инструкции докера-механизатора и в инструкции по охране труда при работе на конкретной машине. Если машина исправна, докер-механизатор перед началом работы делает запись в вахтенном журнале машины (если журнал предусмотрен): "машину принял в исправном состоянии" и расписывается. При обнаружении неисправности при приеме или во время работы машины докер-механизатор, управляющий машиной, соответственно не начинает, либо прекращает работу и докладывает об этом сменному механику. Машина может быть использована для работы только после устранения неисправностей и получения разрешения сменного механика, которое записывается им в вахтенном журнале машины, а если на машине журнал не предусмотрен, - в вахтенном журнале сменного механика.

После окончания работы докер-механизатор, управляющего машиной, должен:

- произвести очистку машины и при необходимости заправить ее топливом, водой и маслом;

- сделать запись в вахтенном журнале машины, если он предусмотрен, в соответствии с формой журнала;

- поставить машину в отведенное для стоянки место, а краны и перегружатели установить на противоугонные захваты;

- сдать машину (ключи) сменному механику;

- забрать вкладыш к удостоверению.

5.2.7. Администрации порта следует предоставлять докерам-механизаторам, управляющим перегрузочными машинами, 20 мин. для приемки-сдачи перегрузочной машины и выполнения ежесменных работ по ТО-1.

5.2.8. Передача в период рабочей смены управления перегрузочной машиной одним докером-механизатором другому без разрешения сменного механика и записи в вахтенном журнале сменного механика запрещается.

5.2.9. При осмотре и техническом обслуживании перегрузочной машины с электроприводом должны быть выполнены мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, в соответствии с пунктом 13.2.1.3.

5.2.10. На каждом кране, перегружателе и машине специализированного перегрузочного комплекса должны быть:

- вахтенный журнал перегрузочной машины;

- комплект инструментов, приспособлений и инвентаря, а также расходные материалы, необходимые для ежесменного и ежесуточного технического обслуживания.

На кранах и перегружателях, а также в гаражах и на постах технического обслуживания должны быть вывешены карты смазки механизмов машин и необходимые данные для регулировочных работ.

5.2.11. Выбор, контроль качества и учет расхода горюче-смазочных материалов осуществляется в соответствии с указаниями заводской (фирменной) документации и картой смазки, составленной с учетом РД 31.44.08-93 "Рекомендации по организации смазочного хозяйства, выбору и применению унифицированных топлив, масел, смазок и специальных жидкостей для портовых перегрузочных машин".

5.2.12. Выбор стальных канатов для перегрузочных машин и ТО стальных канатов производится с учетом указаний Правил Госгортехнадзора России по кранам и рекомендаций, приведенных в Приложении 5.