logo
шпоры по проектированию

36.Понятие «плакат». Виды плакатов

Плакат - разновидность графики; броское визуальное сообщение в виде изображения с текстом или без него на листе бумаги, предназначенное зрителю для выводов и конкретных действий.

Виды плакатов

 

По функциональному назначению плакаты делятся на следующие разновидности:

-массово-политические (агитационные, освещающие важнейшие события политической, экономической, социальной, культурной жизни страны). Большое распространение агитационный плакат получил во время Первой мировой войны (19141918 гг.). Он использовался для агитации призыва в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и т. п. В 19201930 -е гг. активно развивался политический плакат. 19391945 гг. — появляются выборные плакаты компартий и антифашистские плакаты, а после окончания Второй мировой войны — появляются плакаты в защиту мира.

-нормативно-инструктивные, к которым относятся:

а) плакаты, содержащие разъяснения стандартов, технических условий, нормативов;

б) плакаты по охране труда и технике безопасности Они стали популярным средством пропаганды техники безопасностив промышленности и строительстве с 1920—1930-х гг.

-производственно-практические (пропагандирующие прогрессивные методы труда в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, культуры);

-научно-популярные (посвящены истории, экономике, предназначены для лекционной работы, в помощь библиотечным, музейным работникам и т.д.);

-учебные (выполняют функции учебно-наглядных пособий на всех ступенях обучения);

-информационно-рекламные (плакаты, рекламирующие различные виды товаров услуг; объявления о выставках, кино, концертах, спектаклях, цирковых представлениях. Киноплакаты появились благодаря развитию кинематографа. Первоначально они создавались на основе отображения отдельных кадров фильма. Позже в плакат добавилась образность, стремление показать главных героев, передать жанр фильма и пр. Рекламные плакаты, оповещающее о каком-либо культурном мероприятии и предназначенное для расклейки называются афиша.

По знаковой природе информации плакаты делятся на: изобразительные - состоящие из надписи и изображения;текстовые (шрифтовые) - представляющие собой один художественно выполненный текст; фотоплакат - плакат, созданный фотомонтажным способом; комбинированный - используются фотографии, рисунки, текст.

По своим типам шрифтовые плакаты разделяются на наборные (типографские) и графические (рукописно-художественные). Выбор того или иного шрифта зависит от назначения и характера плаката. К наборному шрифту обычно прибегают в тех случаях, когда плакат печатный, а текст носит повествовательно-информационный характер (афиша). Часто такие шрифты в не позволяет проявить, в должной мере, всю силу и выразительность текста. Как бы ни был красив, строг и удачен наборный шрифт все же в нем всегда чувствуется холод механического творчества. Плакат с графическим шрифтом употребляется в тех случаях, когда необходимо выделить оригинальность и красоту словесного обращения, сильнее приспособить надпись к содержанию текста и сообщить шрифту индивидуальную убедительность. 

По технике воспроизведения фотоплакаты бывают: печатные - издающиеся массовым тиражом при помощи литографических или офсетных машин; трафаретно-шелкографические - тиражируемые ручным способом при помощи трафаретов из картона или матриц на шелковой или нейлоновой сетке; рисованные от руки - выполняются в одном или нескольких экземплярах различными материалами: углем, карандашом, гуашью, акварелью, темперой, маслом - на бумаге, картоне, фанере, холсте.