8.Средства гармонизации художественной формы в проектировании.
а) контраст – нюанс
Контраст – резкое отличие каких либо свойств.
Применение контрастов в объектах по форме, размерам, цвету, фактуре, делает их выразительными и хорошо запоминающимися. При сильных контрастах форма зрительно разрушается, теряется связь. Так же при их наличии или отсутствии наступает преждевременное утомление человека.
Контрастные цветовые сочетания по степени убывания:
- черный – желтый;
- зеленый – белый;
- красный – белый;
- синий – белый;
- белый - черный.
Как видно, сочетания черный - белый не самые контрастные. Эти сочетания в графическом дизайне показывают на четкость шрифта и его удобочитаемость по ухудшению четкости. Первый столбик указывает цвет шрифта, второй - фона. Таким образом, понятно, что черный шрифт на желтом фоне будет прочитываться с трудом. Однако, именно это сочетание из всех остальных быстрее всего приковывает внимание, поэтому его часто используют в графическом дизайне.
Нюанс - слабое различие каких-либо свойств.
Нюанс помогает связать контрастные элементы, став промежуточным звеном между ними. Он делает композицию, форму боле сложной, интересной. Нюанс в отличие от контраста раскрывается не сразу, заставляет вглядываться и рассматривать форму.
б) метр – ритм
Метр - повторение каких либо элементов через одинаковое расстояние.
Метр облегчает восприятие формы, делает ее ясной, понятной. Применяется как декоративное средство. Так же организует форму, делая ее гармоничной.
Метр может быть:
- простым – повторение одинаковых элементов
- сложным – сочетание и повторение нескольких элементов
Ритм – изменение, закономерное чередование элементов какой-либо композиции. Ритм может выражаться внарастании или убывании высоты, ширины, объема, площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т. п.
Ритм задает форме активное композиционное движение, связан с проявлениями динамичности.
в) статика – динамика
Статика - выражение покоя, стабильности, устойчивости композиции, формы.
Динамика – противоположна статики, создает иллюзию движения.
Статики и динамики в композиции можно добиться различными средствами: использованием различных геометрических фигур, их расположением, цветом.
г) Пропорции – определенное соотношение предметов и отдельных частей между собой. Четко установленных пропорций, которые бы гарантировали наилучшее сочетания и результат нет, но есть наиболее благоприятные.
Установление, построение пропорций часто осуществляется с помощью пропорционального модуля. Пропорциональный модуль – величина взятая за основу для умножения или сокращения в определенное число раз. Такой величиной может выступать любое число, элемент композиции или его параметры (ширина, высота). За модуль так же принимается рост человека, его размер кисти, стопы, головы.
д) Масштаб
Размерный масштаб - выражение соразмерности в числах.
Может быть численным и линейным.
численный масштаб записывают в виде дроби, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе — степень уменьшения проекции. Например, масштаб 1:5 000 показывает, что 1 см на плане соответствует 5 000 см (50 м) в реальности.
При выполнении чертежей пользуются следующими масштабами:
Масштабы уменьшения: 1:2, 1:2,5; 1:4, 1:5, 1:10, 1:15, 1:20, 1:25, 1:40, 1:50, 1:75, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:800, 1:1000
Натуральная величина: 1:1
Масштабы увеличения: 2:1, 2,5:1, 4:1, 5:1, 10:1, 20:1, 40:1, 50:1, 100:1
Композиционный масштаб – выражает соразмерность в зрительном соотношении формы объектов пространству и человеку.
Добиться нужной соразмерности в масштабе можно за счет членения формы. Существует такая закономерность: чем больше форма, тем сильнее она подвергается членению, и наоборот, чем меньше – тем слабее.
Важную роль в проекте играют так называемые указатели масштаба – изображение фигуры человека или части тела (рука, нога) рядом с проектируемым объектом.
- 1.Понятие «проектирование», «проект».Цель проектирования.История и условия становления проектирования как самост.Вида деят-ти.
- 2.Проектирование как процесс дизайнерской деят-ти.Две составляющие процесса проектирования.Роль изучения теоретических основ проек-я и сопутствующих дисциплин(форм-я,цвет-я,инж.Граф,матер-я)
- 3.Композиция в проектировании. Понятие «композиция». Общее понятие о первичных средствах композиции.
- 4.Первичные средства композиции. Графика: точка, линия, пятно.
- 5.Первичные средства композиции. Форма. Признаки формы.
- 6.Сущность понятия «форма». Три вида формы (по в.Устину).
- 7.Понятие цвета как физического и композиционного явления. Типология и классификация цветов. Психология восприятия цвета. Цветовые модели rgb, cmy, cmyk, hsl
- 8.Средства гармонизации художественной формы в проектировании.
- 9.Специфические средства художественной формы в проектировании.
- 10.Основные принципы организации композиционно - художественной формы
- 11.Межпредметные связи проектирования с учебными курсами специальности
- 12.Виды проектирования. Взаимосвязь видов проектирования.
- 13.Пути создания образа в произведениях дизайна. Приемы творческого воображения.
- 14.Этапы проектирования.
- 15.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы исследования проектных ситуаций.
- 16.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы поиска идей
- 17.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы исследования структуры проблемы
- 18.Классификация объектов проектирования. Классификация Шимко в.Т.
- 19.Общие требования к проектированию различных объектов дизайна
- Этапы разработки фирменного стиля
- 1.Предпроектный анализ.
- 2. Выработка проектной концепции
- 3. Проектная разработка
- 4. Оформление и предоставление проекта
- 24.Организация ландшафта. Понятие «ландшафтный дизайн». Задачи ландшафтного дизайна. Средства организации ландшафта.
- 25.Этапы проектирования ландшафта.
- 26.Истоки ландшафтного дизайна. Сады Др.Египта, Др.Греции, Др.Рима. Сады Средневековья.
- 27.Традиционные стили ландшафтного дизайна
- 28.Современные тенденции в ландшафтном дизайне. Вертикальное озеленение. Цели вертикального озеленения. Способы и формы вертикального озеленения
- - Зонирование ландшафта (т.Е. Выделение различных функциональных зон: места для занятий спортом, прогулок, отдыха, массовых гуляний, детские площадки);
- 29.Современные тенденции в ландшафтном дизайне. Озеленение крыш. Использование современных материалов и технологий.
- 2. Озеленение крыш.
- 30.Понятие «интерьер». Виды интерьеров. Зонирование интерьерного пространства. Виды зон. Основные элементы и способы зонирования
- 31.Содержание проекта по интерьеру.
- 32.Композиционное наполнение интерьеров. Объемно-пространственная среда. Световая среда. Свет в интерьере и приемы искажения пространства
- 1. Объемно-пространственная среда:
- 2. Световая среда
- 33.Композиционное наполнение интерьеров. Цветовая среда. Цвет как средство формообразования. Цветовая культура.
- 36.Понятие «плакат». Виды плакатов
- 37.Требования к плакату. Использования шрифта в плакате. Особенности зрительного восприятия шрифта.
- 38.Принципы применения шрифта. Ясность и удобочитаемость шрифта.
- 39.Образ как средство визуальной коммуникации (по Имшинецкой и.). Требования к образу
- 40.Приемы создания образа в визуальной коммуникации (по Имшинецкой и.).
- 42.Мобильные выставочные стенды. Виды выставочных стендов. Разновидности конструкции для мобильных стендов
- 43.Понятие «мебель». Проектирование и конструирование мебели. История развития мебели.
- 44.Этапы проектирования промышленного изделия (мебели)
- 45.Классификации мебели. Материалы, используемые для изготовления мебели. Зависимость пластики формы промышленных от свойств выбранного материала.
- 46.Классификации мебели по функциональному признаку, комплектности, способу производства, способу соединения и трансформации частей изделия
- 47.Виды изделий мебели. Требования к мебели.
- 48.Моделирование одежды. Понятие «дизайн одежды», «одежда». Основные функции одежды. Классификация одежды.
- 49.Понятие «костюм». Функции костюма.
- 50.Моделирование одежды. Понятия «модельер», «кутюрье», «дизайнер». Проектирование одежды (этапы).
- 51.Проектирование единичных изделий, комплектов. Понятия «комплект» и «гарнитур»
- 52.Проектирование ансамблей, коллекций. Типы коллекций. Последовательность разработки коллекции
- 53.Два специальных проектных языка. Проектная графика. Виды проектной графики.
- 54.Типы проектно-графических изображений
- 55.Два специальных проектных языка. Объемное проектирование (макетирование). Виды макетов, их назначение.
- 56.Варианты проектных решений. Классификация проектов. Графическая и текстовая часть проекта.
- 57.Виды чертежа-проекта. Характеристика, особенности применения.
- 58.Выполнение проекта на планшетах. Компоновка на планшетах. Макетирование в проекте.
- 59. Оформления проектной документации. Понятие гост. Единая система конструкторской документации. Конструкторская документация. Виды конструкторских документов и их состав.
- 60. Оформления проектной документации. Проектно-сметная документация. Виды проектной документации и их состав.