logo
шпоры по проектированию

8.Средства гармонизации художественной формы в проектировании.

а) контраст – нюанс

Контраст – резкое отличие каких либо свойств.

Применение контрастов в объектах  по форме, размерам, цвету, фактуре, делает их выразительными и хорошо запоминающимися. При сильных контрастах форма зрительно разрушается, теряется связь. Так же при их наличии или отсутствии наступает преждевременное утомление человека.

Контрастные цветовые сочетания по степени убывания:

- черный – желтый;

- зеленый – белый;

- красный – белый;

- синий – белый;

- белый  - черный.

Как видно, сочетания черный - белый не самые контрастные. Эти сочетания в графическом дизайне показывают на четкость шрифта и его удобочитаемость по ухудшению четкости. Первый столбик указывает цвет шрифта, второй - фона. Таким образом, понятно, что черный шрифт на желтом фоне будет прочитываться с трудом. Однако, именно это сочетание из всех остальных быстрее всего приковывает внимание, поэтому его часто используют в графическом дизайне.

Нюанс - слабое различие каких-либо свойств.

Нюанс помогает связать контрастные элементы, став промежуточным звеном между ними. Он делает композицию, форму боле сложной, интересной. Нюанс в отличие от контраста раскрывается не сразу, заставляет вглядываться и рассматривать форму.

б) метр – ритм

 Метр - повторение каких либо элементов через одинаковое расстояние.

Метр облегчает восприятие формы, делает ее ясной, понятной. Применяется как декоративное средство. Так же организует форму, делая ее гармоничной.

Метр может быть:

- простым – повторение одинаковых элементов

- сложным – сочетание и повторение нескольких элементов

Ритм – изменение, закономерное чередование элементов ка­кой-либо композиции. Ритм может выражаться внарастании или убывании высоты, ширины, объема, площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т. п.

Ритм задает форме активное композиционное движение, связан с проявлениями динамичности.

в) статика – динамика

Статика - выражение покоя, стабильности, устойчивости композиции, формы.

Динамика – противоположна статики, создает иллюзию движения.

Статики и динамики в композиции можно добиться различными средствами: использованием различных геометрических фигур, их расположением, цветом.

г) Пропорции – определенное соотношение предметов и отдельных частей между собой. Четко установленных пропорций, которые бы гарантировали наилучшее сочетания и результат нет, но есть наиболее благоприятные.

Установление, построение пропорций часто осуществляется с помощью пропорционального модуля. Пропорциональный модуль – величина взятая за основу для умножения или сокращения в определенное число раз. Такой величиной может выступать любое число, элемент композиции или его параметры (ширина, высота). За модуль так же принимается рост человека, его размер кисти, стопы, головы.

д) Масштаб

 Размерный масштаб - выражение соразмерности в числах.

Может быть численным  и линейным.

численный масштаб записывают в виде дроби, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе — степень уменьшения проекции. Например, масштаб 1:5 000 показывает, что 1 см на плане соответствует 5 000 см (50 м) в реальности.

При выполнении чертежей пользуются следующими масштабами:

Масштабы уменьшения: 1:2, 1:2,5; 1:4, 1:5, 1:10, 1:15, 1:20, 1:25, 1:40, 1:50, 1:75, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:800, 1:1000

 Натуральная величина: 1:1

Масштабы увеличения: 2:1, 2,5:1, 4:1, 5:1, 10:1, 20:1, 40:1, 50:1, 100:1

Композиционный масштаб – выражает соразмерность в зрительном соотношении формы объектов пространству и человеку.

Добиться нужной соразмерности в масштабе можно за счет членения формы. Существует такая закономерность: чем больше форма, тем сильнее она подвергается членению, и наоборот, чем меньше – тем слабее.

Важную роль в проекте играют так называемые указатели масштаба – изображение фигуры человека  или части тела (рука, нога) рядом с проектируемым объектом.