10.Основные принципы организации композиционно - художественной формы
Композиционное равновесие – сбалансированность, уравновешенность по зрительной массе всех элементов композиции или формы. Соблюдение композиционного равновесия неотъемлемая часть при проектировании любых форм в дизайне. Важным в достижении композиционного равновесия является грамотно организованный композиционный центр.
Композиционный центр – это визуальный, смысловой центр композиции. Это место сосредоточения основных, главных элементов композиции. Композиционный центр может совпадать либо не совпадать с геометрическим центомкомпозиции. Существует также оптический центр, который располагается выше геометрического центра на одну треть расстояния от верхнего до геометрического цента.
Выделение композиционного центра может быть достигнуто разными способами. Все эти способы сводятся к тому, что для определения главного в композиции используется прием контраста.
Организация композиционного центра через контраст по:
- размеру;
- форме;
- тону, светлоте, насыщенности;
- расположению элементов, их деталировке.
В композиции может быть один центр (моноцентрическая композиция) или несколько (2-3) – полицентрическая композиция.
Соподчиненность – установление гармоничной связи между элементами композиции. Примером соподчиненности может служить организация поддержки композиционного центра. Поддержка- это второстепенные элементы композиции, подчиняющиеся композиционному центру. Это подчинение может быть выражено в частичном повторении формы главного элемента, их расположения, цвета.
Рациональность – логическая обоснованность, целесообразность формы.
Функциональная рациональность - соответствие формы функциям вещи.
Художественная рациональность – соответствие формы композиционно- художественному решению вещи. Эти две рациональности выходят из необходимости соблюдения в дизайн-объекте утилитарных и художественных функций.
Тектоничность – соответствие формы конструкции. По сути, она представляет собой художественно оформленную информацию о конструктивном устройстве изделия, его назначении, способе эксплуатации, надежности, прочности.
Две противоречивые задачи тектоники (В.Устин):
- раскрытия в форме ее конструктивной основы;
- закрытие путем наложения декоративных элементов.
Образность - представление, раскрытие в произведениях дизайна художественного образа (идеи, смысла), возникающего в процессе формирования замысла, проектирования, создания и восприятия вещи. Выразительность, эмоциональность воздействия любой дизайн-формы усиливается за счет достижения художественного образа, предполагающего раскрытие глубоких смыслов.
Целостность – этот принцип предполагает учет всех предыдущих принципов и их связь с средствами и приемами построения композиции.
Целостность – это единство, общий характер формы.
Способы достижения целостности:
- композиционное единство (выделение главного - композиционного центра и второстепенного - поддержки). Главное, чаще всего, должно решаться более крупно, а второстепенное – более мелко;
- стилистическое единство – художественно-пластическая однородность объекта, его элементов и пространственной среды. Характерный признак стилистического единства – это сравнительное постоянство, выраженное в форме, пластике, цвете.
Бионизация – построение формы по средствам бионики. Бионика –(от греч. biōn — элемент жизни, буквально —живущий) — прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, т. е. формы живого в природе и их промышленные аналоги.
Бионика тесно связана с биологией, физикой, химией, кибернетикой и инженерными науками: электроникой, навигацией, связью, морским делом и другими.
В дизайне использование природных форм происходит в двух направлениях:
заимствование внешней формы, ее окраски
заимствование конструктивных особенностей природы
- 1.Понятие «проектирование», «проект».Цель проектирования.История и условия становления проектирования как самост.Вида деят-ти.
- 2.Проектирование как процесс дизайнерской деят-ти.Две составляющие процесса проектирования.Роль изучения теоретических основ проек-я и сопутствующих дисциплин(форм-я,цвет-я,инж.Граф,матер-я)
- 3.Композиция в проектировании. Понятие «композиция». Общее понятие о первичных средствах композиции.
- 4.Первичные средства композиции. Графика: точка, линия, пятно.
- 5.Первичные средства композиции. Форма. Признаки формы.
- 6.Сущность понятия «форма». Три вида формы (по в.Устину).
- 7.Понятие цвета как физического и композиционного явления. Типология и классификация цветов. Психология восприятия цвета. Цветовые модели rgb, cmy, cmyk, hsl
- 8.Средства гармонизации художественной формы в проектировании.
- 9.Специфические средства художественной формы в проектировании.
- 10.Основные принципы организации композиционно - художественной формы
- 11.Межпредметные связи проектирования с учебными курсами специальности
- 12.Виды проектирования. Взаимосвязь видов проектирования.
- 13.Пути создания образа в произведениях дизайна. Приемы творческого воображения.
- 14.Этапы проектирования.
- 15.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы исследования проектных ситуаций.
- 16.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы поиска идей
- 17.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы исследования структуры проблемы
- 18.Классификация объектов проектирования. Классификация Шимко в.Т.
- 19.Общие требования к проектированию различных объектов дизайна
- Этапы разработки фирменного стиля
- 1.Предпроектный анализ.
- 2. Выработка проектной концепции
- 3. Проектная разработка
- 4. Оформление и предоставление проекта
- 24.Организация ландшафта. Понятие «ландшафтный дизайн». Задачи ландшафтного дизайна. Средства организации ландшафта.
- 25.Этапы проектирования ландшафта.
- 26.Истоки ландшафтного дизайна. Сады Др.Египта, Др.Греции, Др.Рима. Сады Средневековья.
- 27.Традиционные стили ландшафтного дизайна
- 28.Современные тенденции в ландшафтном дизайне. Вертикальное озеленение. Цели вертикального озеленения. Способы и формы вертикального озеленения
- - Зонирование ландшафта (т.Е. Выделение различных функциональных зон: места для занятий спортом, прогулок, отдыха, массовых гуляний, детские площадки);
- 29.Современные тенденции в ландшафтном дизайне. Озеленение крыш. Использование современных материалов и технологий.
- 2. Озеленение крыш.
- 30.Понятие «интерьер». Виды интерьеров. Зонирование интерьерного пространства. Виды зон. Основные элементы и способы зонирования
- 31.Содержание проекта по интерьеру.
- 32.Композиционное наполнение интерьеров. Объемно-пространственная среда. Световая среда. Свет в интерьере и приемы искажения пространства
- 1. Объемно-пространственная среда:
- 2. Световая среда
- 33.Композиционное наполнение интерьеров. Цветовая среда. Цвет как средство формообразования. Цветовая культура.
- 36.Понятие «плакат». Виды плакатов
- 37.Требования к плакату. Использования шрифта в плакате. Особенности зрительного восприятия шрифта.
- 38.Принципы применения шрифта. Ясность и удобочитаемость шрифта.
- 39.Образ как средство визуальной коммуникации (по Имшинецкой и.). Требования к образу
- 40.Приемы создания образа в визуальной коммуникации (по Имшинецкой и.).
- 42.Мобильные выставочные стенды. Виды выставочных стендов. Разновидности конструкции для мобильных стендов
- 43.Понятие «мебель». Проектирование и конструирование мебели. История развития мебели.
- 44.Этапы проектирования промышленного изделия (мебели)
- 45.Классификации мебели. Материалы, используемые для изготовления мебели. Зависимость пластики формы промышленных от свойств выбранного материала.
- 46.Классификации мебели по функциональному признаку, комплектности, способу производства, способу соединения и трансформации частей изделия
- 47.Виды изделий мебели. Требования к мебели.
- 48.Моделирование одежды. Понятие «дизайн одежды», «одежда». Основные функции одежды. Классификация одежды.
- 49.Понятие «костюм». Функции костюма.
- 50.Моделирование одежды. Понятия «модельер», «кутюрье», «дизайнер». Проектирование одежды (этапы).
- 51.Проектирование единичных изделий, комплектов. Понятия «комплект» и «гарнитур»
- 52.Проектирование ансамблей, коллекций. Типы коллекций. Последовательность разработки коллекции
- 53.Два специальных проектных языка. Проектная графика. Виды проектной графики.
- 54.Типы проектно-графических изображений
- 55.Два специальных проектных языка. Объемное проектирование (макетирование). Виды макетов, их назначение.
- 56.Варианты проектных решений. Классификация проектов. Графическая и текстовая часть проекта.
- 57.Виды чертежа-проекта. Характеристика, особенности применения.
- 58.Выполнение проекта на планшетах. Компоновка на планшетах. Макетирование в проекте.
- 59. Оформления проектной документации. Понятие гост. Единая система конструкторской документации. Конструкторская документация. Виды конструкторских документов и их состав.
- 60. Оформления проектной документации. Проектно-сметная документация. Виды проектной документации и их состав.