11.Межпредметные связи проектирования с учебными курсами специальности
Ведущей учебной дисциплиной при обучении дизайнеров является учебное проектирование, вокруг него выстраиваются все остальные дисциплины специализации. С другой стороны, само проектирование не может состояться без этих остальных дисциплин. Ни одна профессия не возникает на пустом месте. Каждой предшествует процесс становления и упрочения традиций, создания теоретического фундамента, накопления практического опыта и профессиональных методов работы
История дизайна. Формирование предметно-пространственной среды, как главной задачи деятельности дизайнера-проектировщика, невозможно без общих знаний истории дизайна, исторических стилей и вообще истории вещей - орудий труда, оружия, предметов обихода, мебели, одежды. Данная дисциплина помогает осознать специфику дизайна и его место в ряду других сторон человеческой деятельности. Приобретенные знания, умения на данной дисциплине, находят применение при решении стилистических задач в сфере художественного проектирования предметно-пространственной среды.
История ДПИ и народных промыслов. Рассматриваются общие вопросы теории декоративно-прикладного искусства, история возникновения и развития различных народных художественных промыслов, основные их виды и стилистические особенности, техника выполнения, находятся стилистические связи изделий ДПИ с окружающей предметно-пространственной средой.
Технология изучения народных промыслов (ремесел.) Осваиваются технологии различных народных промыслов (ремесел): лоскутное шитье, художественный металл, ручное ткачество, ковроделие. Изучение корней своего народа, культуры своих предков необходимо для формирования профессиональной личности дизайнера, умеющей грамотно ориентироваться в стилистике предметно –пространственной среды при ее проектировании.
Художественная обработка материалов. Внимание именно к художественному потенциалу материалов открывает путь к постижению специфической дизайнерской пластики, органичности дизайнерских проектных образов. Занятия по обработке наиболее распространенных и наиболее используемых в дизайне материалов - дерева, металлов, керамики, текстиля помогают понять их пластические качества, свойства, особенности и использовать эти знания при проектировании объектов дизайна и создания пространственных композиций различной степени сложности.
Формообразование. Проектируя тот или иной объект дизайнер имеет дело с формой. Формообразование – процесс создания формы в деятельности проектировщика в соответствии с общими ценностными установками культуры, требованиями эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов. Данная дисциплина даёт знания об основах композиционной грамоты, правилах, приёмах, средствах формообразования для создания целостного, эстетически значимого, художественно-выразительного продукта творческой деятельности.
Цветоведение. В практической профессиональной деятельности дизайнера большое место занимает работа с цветом, поиск гармоничного цветового единства. Цветоведение - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, колорите, цветовой гармонии. Задача проектировщика знать законы цветовой гармонии и использовать их в практической деятельности.
Инженерная графика. Изображение в дизайне, в любом проявлении, в любой форме, - это язык, приспособленный для передачи проектных идей. Для грамотной передачи необходимо знание языка чертежа и нормативных аспектов.
Шрифтоведение. Правильное использование шрифта играет важную роль. Иногда при помощи шрифта можно сказать больше чем при помощи картинки. Знание истории шрифта, его классификации, эргономических и психологических особенностей применения шрифтов помогут грамотно выразить и быстрее донести информацию или основную идею проектируемого объекта.
Промграфика и реклама. Дисциплина посвящена графическому дизайну, а именно разработке фирменного стиля, созданию упаковки, проектированию средств визуальных коммуникации. На учебной дисциплине«Проектирование» дается общее представление о фирменном стиле, его функциях, рассматриваются основные элементы и носители фирменного стиля, этапы его разработки, а также дается понятие коммуникативности – как одной из важнейших функций современного графического дизайна и ее места в проектной деятельности. Выполнение заданий по проектированию направлено на формирование умений грамотной и выразительной подачи фирменного стиля и элементов визуальных коммуникаций. Проектирование же самих элементов графического дизайна происходит на дисциплине «Промгафика и реклама».
Дизайн интерьера. На учебной дисциплине «Проектирование» закладываются основные теоретические понятия«интерьера», способы его зонирования, этапы разработки, состав проекта и др. Выполняются задания по подбору и компоновке необходимых изображений проекта, осваиваются различные варианты подачи проектов. Проектирование дизайна самих интерьерных пространств, происходит на учебной дисциплине «Дизайн интерьера».
Бумагопластика. Рисунки и чертежи не единственный способ выражения проектных идей. В проектной практике они сопровождаются трехмерным, объемным макетированием. Чаще всего для этих целей используется именно бумага. Бумага, как материал, недолговечна. Поэтому бумажная пластика рассчитана на занятия развивающего характера.
- 1.Понятие «проектирование», «проект».Цель проектирования.История и условия становления проектирования как самост.Вида деят-ти.
- 2.Проектирование как процесс дизайнерской деят-ти.Две составляющие процесса проектирования.Роль изучения теоретических основ проек-я и сопутствующих дисциплин(форм-я,цвет-я,инж.Граф,матер-я)
- 3.Композиция в проектировании. Понятие «композиция». Общее понятие о первичных средствах композиции.
- 4.Первичные средства композиции. Графика: точка, линия, пятно.
- 5.Первичные средства композиции. Форма. Признаки формы.
- 6.Сущность понятия «форма». Три вида формы (по в.Устину).
- 7.Понятие цвета как физического и композиционного явления. Типология и классификация цветов. Психология восприятия цвета. Цветовые модели rgb, cmy, cmyk, hsl
- 8.Средства гармонизации художественной формы в проектировании.
- 9.Специфические средства художественной формы в проектировании.
- 10.Основные принципы организации композиционно - художественной формы
- 11.Межпредметные связи проектирования с учебными курсами специальности
- 12.Виды проектирования. Взаимосвязь видов проектирования.
- 13.Пути создания образа в произведениях дизайна. Приемы творческого воображения.
- 14.Этапы проектирования.
- 15.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы исследования проектных ситуаций.
- 16.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы поиска идей
- 17.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы исследования структуры проблемы
- 18.Классификация объектов проектирования. Классификация Шимко в.Т.
- 19.Общие требования к проектированию различных объектов дизайна
- Этапы разработки фирменного стиля
- 1.Предпроектный анализ.
- 2. Выработка проектной концепции
- 3. Проектная разработка
- 4. Оформление и предоставление проекта
- 24.Организация ландшафта. Понятие «ландшафтный дизайн». Задачи ландшафтного дизайна. Средства организации ландшафта.
- 25.Этапы проектирования ландшафта.
- 26.Истоки ландшафтного дизайна. Сады Др.Египта, Др.Греции, Др.Рима. Сады Средневековья.
- 27.Традиционные стили ландшафтного дизайна
- 28.Современные тенденции в ландшафтном дизайне. Вертикальное озеленение. Цели вертикального озеленения. Способы и формы вертикального озеленения
- - Зонирование ландшафта (т.Е. Выделение различных функциональных зон: места для занятий спортом, прогулок, отдыха, массовых гуляний, детские площадки);
- 29.Современные тенденции в ландшафтном дизайне. Озеленение крыш. Использование современных материалов и технологий.
- 2. Озеленение крыш.
- 30.Понятие «интерьер». Виды интерьеров. Зонирование интерьерного пространства. Виды зон. Основные элементы и способы зонирования
- 31.Содержание проекта по интерьеру.
- 32.Композиционное наполнение интерьеров. Объемно-пространственная среда. Световая среда. Свет в интерьере и приемы искажения пространства
- 1. Объемно-пространственная среда:
- 2. Световая среда
- 33.Композиционное наполнение интерьеров. Цветовая среда. Цвет как средство формообразования. Цветовая культура.
- 36.Понятие «плакат». Виды плакатов
- 37.Требования к плакату. Использования шрифта в плакате. Особенности зрительного восприятия шрифта.
- 38.Принципы применения шрифта. Ясность и удобочитаемость шрифта.
- 39.Образ как средство визуальной коммуникации (по Имшинецкой и.). Требования к образу
- 40.Приемы создания образа в визуальной коммуникации (по Имшинецкой и.).
- 42.Мобильные выставочные стенды. Виды выставочных стендов. Разновидности конструкции для мобильных стендов
- 43.Понятие «мебель». Проектирование и конструирование мебели. История развития мебели.
- 44.Этапы проектирования промышленного изделия (мебели)
- 45.Классификации мебели. Материалы, используемые для изготовления мебели. Зависимость пластики формы промышленных от свойств выбранного материала.
- 46.Классификации мебели по функциональному признаку, комплектности, способу производства, способу соединения и трансформации частей изделия
- 47.Виды изделий мебели. Требования к мебели.
- 48.Моделирование одежды. Понятие «дизайн одежды», «одежда». Основные функции одежды. Классификация одежды.
- 49.Понятие «костюм». Функции костюма.
- 50.Моделирование одежды. Понятия «модельер», «кутюрье», «дизайнер». Проектирование одежды (этапы).
- 51.Проектирование единичных изделий, комплектов. Понятия «комплект» и «гарнитур»
- 52.Проектирование ансамблей, коллекций. Типы коллекций. Последовательность разработки коллекции
- 53.Два специальных проектных языка. Проектная графика. Виды проектной графики.
- 54.Типы проектно-графических изображений
- 55.Два специальных проектных языка. Объемное проектирование (макетирование). Виды макетов, их назначение.
- 56.Варианты проектных решений. Классификация проектов. Графическая и текстовая часть проекта.
- 57.Виды чертежа-проекта. Характеристика, особенности применения.
- 58.Выполнение проекта на планшетах. Компоновка на планшетах. Макетирование в проекте.
- 59. Оформления проектной документации. Понятие гост. Единая система конструкторской документации. Конструкторская документация. Виды конструкторских документов и их состав.
- 60. Оформления проектной документации. Проектно-сметная документация. Виды проектной документации и их состав.