7.Понятие цвета как физического и композиционного явления. Типология и классификация цветов. Психология восприятия цвета. Цветовые модели rgb, cmy, cmyk, hsl
Цвет- с точки зрения физики - составная часть света
- с точки зрения композиции - средство эмоционального воздействия
Основные – цвета, которые нельзя получить с помощью смешивания. Это красный, желтый и синий
Это сочетание цветов очень сложное, чаще применяется для графического, рекламно дизайна, там где требуется привлечь внимание.
Составные - получаются путем смешивания основных. Это оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Родственные (сближенные) – это любые два, три цвета расположенные рядом в цветовом круге, в них преобладает один цветовой оттенок.
Контрастные (дополнительные) - цвета, расположенные в цветовом круге напротив друг друга и при смешении дают серый тон. Расположенные рядом они усиливают друг друга.
Хроматические (греч. chroma- цвет) – это все цвета спектра.
Ахроматические - это бесцветные цвета, состоят из белого, черного и серой гаммы тонов.
Теплые - часть цветового круга, куда входят красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые цвета. Свое название получили по ассоциации на тепло огня, солнца.
Холодные – остальная часть цветового круга, куда входят сине-зеленые, синие, фиолетовые цвета.
Психология восприятия цвета
Цвет, оказывая эмоциональное воздействие на человека, помогает создать, раскрыть художественный образ изделия. Это свойство цвета носит субъективный характер. Однако, выявлены и общие закономерности его воздействия на человека.
Красный- теплый, раздражающий, стимулирует мозг, улучшает настроение; тепло, любовь, опасность, агрессия
Оранжевый жизнерадостный, создает чувство благополучия, счастья, способствует разрешению сложных ситуаций, тепло,энергия;
Желтый стимулирует мозг, способствует решению задач и проблем, оптимизм, лето, солнце, ревность
Зеленый успокаивает нервную систему, снижает усталость, концентрирует внимание, природа, здоровье, молодость, весна
Голубой, синий создает прохладное окружение, успокаивает, снижает напряжение, подавляет аппетит, спокойствие, мир, чистота, холод, технология
Фиолетовый таинственность, вызывает меланхолию, мистика, одиночество
Коричневый уныние, спокойствие, земля, очаг, надежность, постоянство, старость
Черный подавляет настроение, страх, траур, зло, глубина, тайна, стиль, элегантность
Серый успокаивает, вызывает меланхолию, печаль, грусть
Белый вносит свет, оживление, лиричность, невинность, легкость
Цветом можно связать элементы композиции в целое, усилить или ослабить их доминирующее качество. Цветом можно изменить пропорции, массу, объем формы.
Чем больше цвета отличаются друг от друга по светлоте, насыщенности, цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом и наоборот.
Расположенные рядом друг с другом цвета могут визуально менять свойства цвета.
Например, светлые тона на темном фоне кажутся светлее и меньше по размеру. Истинный цвет можно видеть только на сером фоне
Зеленый цвет на холодном фоне восприниматься теплее, а на теплом - холоднее.
Модель RGB-красный (Red), зеленый (Green), синий (Blue). Цветовая модель RGB - естественная для человеческого зрения, т.к. мозг человека разделяет видимый цветовой спектр на три части: красную, зеленую, синюю. Если их смешать друг с другом в равной пропорции, они образуют белый цвет. Эта модель применяется там, где имеется дело с излучаемым светом
Модель CMY -голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), желтый (Yellow). Используется там, где имеется дело с поглощением света – вся печатная продукция. Эти цвета противоположные красному, зеленому и синему. Когда эти цвета смешиваются на белой бумаге в равной пропорции, получается черный цвет.
Модель CMYK создана и используется для печати. Все файлы, предназначенные для вывода в типографии, должны быть конвертированы в CMYK. Диапазон представления цветов в CMYK уже, чем в RGB, поэтому при преобразовании данных из RGB в CMYK цвета кажутся грязнее.
Модель HSL- тон (Hue), светлота (Lightness), насыщенность (Saturation. Она соответствует трем свойствам цвета:
- цветовой тон- определяется спектральной характеристикой цвета и длиной волны. Это цвета спектра: красный, оранжевый, желтый и т.д.
- светлота- степень разбеленности ( процент присутствия в цвете белого и черного)
- насыщенность - процент присутствия цветового тона.
- 1.Понятие «проектирование», «проект».Цель проектирования.История и условия становления проектирования как самост.Вида деят-ти.
- 2.Проектирование как процесс дизайнерской деят-ти.Две составляющие процесса проектирования.Роль изучения теоретических основ проек-я и сопутствующих дисциплин(форм-я,цвет-я,инж.Граф,матер-я)
- 3.Композиция в проектировании. Понятие «композиция». Общее понятие о первичных средствах композиции.
- 4.Первичные средства композиции. Графика: точка, линия, пятно.
- 5.Первичные средства композиции. Форма. Признаки формы.
- 6.Сущность понятия «форма». Три вида формы (по в.Устину).
- 7.Понятие цвета как физического и композиционного явления. Типология и классификация цветов. Психология восприятия цвета. Цветовые модели rgb, cmy, cmyk, hsl
- 8.Средства гармонизации художественной формы в проектировании.
- 9.Специфические средства художественной формы в проектировании.
- 10.Основные принципы организации композиционно - художественной формы
- 11.Межпредметные связи проектирования с учебными курсами специальности
- 12.Виды проектирования. Взаимосвязь видов проектирования.
- 13.Пути создания образа в произведениях дизайна. Приемы творческого воображения.
- 14.Этапы проектирования.
- 15.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы исследования проектных ситуаций.
- 16.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы поиска идей
- 17.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы исследования структуры проблемы
- 18.Классификация объектов проектирования. Классификация Шимко в.Т.
- 19.Общие требования к проектированию различных объектов дизайна
- Этапы разработки фирменного стиля
- 1.Предпроектный анализ.
- 2. Выработка проектной концепции
- 3. Проектная разработка
- 4. Оформление и предоставление проекта
- 24.Организация ландшафта. Понятие «ландшафтный дизайн». Задачи ландшафтного дизайна. Средства организации ландшафта.
- 25.Этапы проектирования ландшафта.
- 26.Истоки ландшафтного дизайна. Сады Др.Египта, Др.Греции, Др.Рима. Сады Средневековья.
- 27.Традиционные стили ландшафтного дизайна
- 28.Современные тенденции в ландшафтном дизайне. Вертикальное озеленение. Цели вертикального озеленения. Способы и формы вертикального озеленения
- - Зонирование ландшафта (т.Е. Выделение различных функциональных зон: места для занятий спортом, прогулок, отдыха, массовых гуляний, детские площадки);
- 29.Современные тенденции в ландшафтном дизайне. Озеленение крыш. Использование современных материалов и технологий.
- 2. Озеленение крыш.
- 30.Понятие «интерьер». Виды интерьеров. Зонирование интерьерного пространства. Виды зон. Основные элементы и способы зонирования
- 31.Содержание проекта по интерьеру.
- 32.Композиционное наполнение интерьеров. Объемно-пространственная среда. Световая среда. Свет в интерьере и приемы искажения пространства
- 1. Объемно-пространственная среда:
- 2. Световая среда
- 33.Композиционное наполнение интерьеров. Цветовая среда. Цвет как средство формообразования. Цветовая культура.
- 36.Понятие «плакат». Виды плакатов
- 37.Требования к плакату. Использования шрифта в плакате. Особенности зрительного восприятия шрифта.
- 38.Принципы применения шрифта. Ясность и удобочитаемость шрифта.
- 39.Образ как средство визуальной коммуникации (по Имшинецкой и.). Требования к образу
- 40.Приемы создания образа в визуальной коммуникации (по Имшинецкой и.).
- 42.Мобильные выставочные стенды. Виды выставочных стендов. Разновидности конструкции для мобильных стендов
- 43.Понятие «мебель». Проектирование и конструирование мебели. История развития мебели.
- 44.Этапы проектирования промышленного изделия (мебели)
- 45.Классификации мебели. Материалы, используемые для изготовления мебели. Зависимость пластики формы промышленных от свойств выбранного материала.
- 46.Классификации мебели по функциональному признаку, комплектности, способу производства, способу соединения и трансформации частей изделия
- 47.Виды изделий мебели. Требования к мебели.
- 48.Моделирование одежды. Понятие «дизайн одежды», «одежда». Основные функции одежды. Классификация одежды.
- 49.Понятие «костюм». Функции костюма.
- 50.Моделирование одежды. Понятия «модельер», «кутюрье», «дизайнер». Проектирование одежды (этапы).
- 51.Проектирование единичных изделий, комплектов. Понятия «комплект» и «гарнитур»
- 52.Проектирование ансамблей, коллекций. Типы коллекций. Последовательность разработки коллекции
- 53.Два специальных проектных языка. Проектная графика. Виды проектной графики.
- 54.Типы проектно-графических изображений
- 55.Два специальных проектных языка. Объемное проектирование (макетирование). Виды макетов, их назначение.
- 56.Варианты проектных решений. Классификация проектов. Графическая и текстовая часть проекта.
- 57.Виды чертежа-проекта. Характеристика, особенности применения.
- 58.Выполнение проекта на планшетах. Компоновка на планшетах. Макетирование в проекте.
- 59. Оформления проектной документации. Понятие гост. Единая система конструкторской документации. Конструкторская документация. Виды конструкторских документов и их состав.
- 60. Оформления проектной документации. Проектно-сметная документация. Виды проектной документации и их состав.