logo
шпоры по проектированию

1.Понятие «проектирование», «проект».Цель проектирования.История и условия становления проектирования как самост.Вида деят-ти.

Проектирование - (от лат. projectus, буквально — брошенный вперёд)-тип деятельности, направленный на создание (описание, изображение) объектов, явлений с заданными условиями, свойствами;- процесс создания проекта

Проект (лат. - прожект, фр. - план, предположение, предначертание) - задуманное, предположенное дело и само изложение его на письме или в чертеже.

Проектирование - это универсальный тип деятельности, характерный для различных областей жизни: промышленного производства, строительства, образования, быта, досуга, политики, культуры.

Цель проектирования: внесение в жизненный мир объектов ранее никогда не существовавших. Но это не означает, что процесс художественного проектирования направлен на создание принципиально новых средовых объектов и качеств. Он также направлен на сохранение или воссоздание достигнутых в культуре качеств, ценностей, вещей.

Вся история проектирования берет свое начало с организации архитектурных форм в эпоху Древнего Египта.«Материал, на котором мы впервые можем говорить о том, что проектирование стало фактом это история пирамид. Впервые был  назван генеральный проектировщик. Если говорить о великой пирамиде  Хеопса, то это Хемон. Он был главным проектировщиком, отвечающим за совокупность, говоря современным языком, выработки всей проектной документации, за создание оргплана и его реализацию. Когда было произведено действительное обследование всех египетских пирамид (а их около 200), включая те, от которых остались только основания, или даже только подземные части в песках, с абсолютной достоверностью установлено, что для каждой пирамиды проект делался заново. У них у каждой – разный угол подъема ребра, что совершенно меняет расчеты. У каждой из них своя конструкция подземных переходов, система блокировки от грабителей и т.д. Каждый раз все это проектировалось заново. В XII в. происходит изумительный, совершенно новый шаг. Осуществляется проектирование стиля. Сознательное и принципиальное. Не просто проектирование этого собора, этого портала, этих хоров. Проектирование, осуществляемое принципиально не так, как это делали 300-400 лет до того. Замечательный персонаж эпохи  ренессанса– Леон Баттиста Альберти. Он привносит в проектирование сразу две принципиальные новации, два качества. Первое-обособление проекта. Второе- рефлексивное выделение своего Я, как стоящего уже вне проекта. Альберти не мог пережить того, что есть только один трактат об архитектуре – Витрувия и публикует собственный. Книгу он пишет посредственную, ворует все у Витрувия, не признается в этом. Антонио Аверлино, он же – Филарете (15 век)  Если Альберти иногда ночами мыслит о новом, невиданном, то Филарете документированно создает идеальное. Он занят идеальным проектированием. Он проектирует идеальный город. Если же рассматривать его на мире вещей, то выделение и становление проектирования относят к эпохе промышленной революции (середина 18 века - начало 19века в Британии). Промышленная революция характеризуется внедрением в процесс производства станков. До промышленной революции и появления массового индустриального производства все предметы окружающей среды делали ремесленники. Они придумывали и воплощали изделия сами от начала и до конца, совмещая тем самым несколько специальностей: художник, конструктор, мастер.

Условия становления проектирования как самостоятельного вида деятельности

-отказ от ремесленного изготовления продукции;

- обращение к точным методам расчета проектируемых объектов, конструкций (ставшего возможным по мере развития математического естествознания);

- реорганизация кустарного и цехового хозяйства;

- развитие массового промышленного производства и строительства (здесь суть не в массовости как таковой, а в воспроизводимости результатов технологизируемой деятельности, в возможности многократного повторения ее в разное время, в разных местах и разными исполнителями).