1.Понятие «проектирование», «проект».Цель проектирования.История и условия становления проектирования как самост.Вида деят-ти.
Проектирование - (от лат. projectus, буквально — брошенный вперёд)-тип деятельности, направленный на создание (описание, изображение) объектов, явлений с заданными условиями, свойствами;- процесс создания проекта
Проект (лат. - прожект, фр. - план, предположение, предначертание) - задуманное, предположенное дело и само изложение его на письме или в чертеже.
Проектирование - это универсальный тип деятельности, характерный для различных областей жизни: промышленного производства, строительства, образования, быта, досуга, политики, культуры.
Цель проектирования: внесение в жизненный мир объектов ранее никогда не существовавших. Но это не означает, что процесс художественного проектирования направлен на создание принципиально новых средовых объектов и качеств. Он также направлен на сохранение или воссоздание достигнутых в культуре качеств, ценностей, вещей.
Вся история проектирования берет свое начало с организации архитектурных форм в эпоху Древнего Египта.«Материал, на котором мы впервые можем говорить о том, что проектирование стало фактом это история пирамид. Впервые был назван генеральный проектировщик. Если говорить о великой пирамиде Хеопса, то это Хемон. Он был главным проектировщиком, отвечающим за совокупность, говоря современным языком, выработки всей проектной документации, за создание оргплана и его реализацию. Когда было произведено действительное обследование всех египетских пирамид (а их около 200), включая те, от которых остались только основания, или даже только подземные части в песках, с абсолютной достоверностью установлено, что для каждой пирамиды проект делался заново. У них у каждой – разный угол подъема ребра, что совершенно меняет расчеты. У каждой из них своя конструкция подземных переходов, система блокировки от грабителей и т.д. Каждый раз все это проектировалось заново. В XII в. происходит изумительный, совершенно новый шаг. Осуществляется проектирование стиля. Сознательное и принципиальное. Не просто проектирование этого собора, этого портала, этих хоров. Проектирование, осуществляемое принципиально не так, как это делали 300-400 лет до того. Замечательный персонаж эпохи ренессанса– Леон Баттиста Альберти. Он привносит в проектирование сразу две принципиальные новации, два качества. Первое-обособление проекта. Второе- рефлексивное выделение своего Я, как стоящего уже вне проекта. Альберти не мог пережить того, что есть только один трактат об архитектуре – Витрувия и публикует собственный. Книгу он пишет посредственную, ворует все у Витрувия, не признается в этом. Антонио Аверлино, он же – Филарете (15 век) Если Альберти иногда ночами мыслит о новом, невиданном, то Филарете документированно создает идеальное. Он занят идеальным проектированием. Он проектирует идеальный город. Если же рассматривать его на мире вещей, то выделение и становление проектирования относят к эпохе промышленной революции (середина 18 века - начало 19века в Британии). Промышленная революция характеризуется внедрением в процесс производства станков. До промышленной революции и появления массового индустриального производства все предметы окружающей среды делали ремесленники. Они придумывали и воплощали изделия сами от начала и до конца, совмещая тем самым несколько специальностей: художник, конструктор, мастер.
Условия становления проектирования как самостоятельного вида деятельности
-отказ от ремесленного изготовления продукции;
- обращение к точным методам расчета проектируемых объектов, конструкций (ставшего возможным по мере развития математического естествознания);
- реорганизация кустарного и цехового хозяйства;
- развитие массового промышленного производства и строительства (здесь суть не в массовости как таковой, а в воспроизводимости результатов технологизируемой деятельности, в возможности многократного повторения ее в разное время, в разных местах и разными исполнителями).
- 1.Понятие «проектирование», «проект».Цель проектирования.История и условия становления проектирования как самост.Вида деят-ти.
- 2.Проектирование как процесс дизайнерской деят-ти.Две составляющие процесса проектирования.Роль изучения теоретических основ проек-я и сопутствующих дисциплин(форм-я,цвет-я,инж.Граф,матер-я)
- 3.Композиция в проектировании. Понятие «композиция». Общее понятие о первичных средствах композиции.
- 4.Первичные средства композиции. Графика: точка, линия, пятно.
- 5.Первичные средства композиции. Форма. Признаки формы.
- 6.Сущность понятия «форма». Три вида формы (по в.Устину).
- 7.Понятие цвета как физического и композиционного явления. Типология и классификация цветов. Психология восприятия цвета. Цветовые модели rgb, cmy, cmyk, hsl
- 8.Средства гармонизации художественной формы в проектировании.
- 9.Специфические средства художественной формы в проектировании.
- 10.Основные принципы организации композиционно - художественной формы
- 11.Межпредметные связи проектирования с учебными курсами специальности
- 12.Виды проектирования. Взаимосвязь видов проектирования.
- 13.Пути создания образа в произведениях дизайна. Приемы творческого воображения.
- 14.Этапы проектирования.
- 15.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы исследования проектных ситуаций.
- 16.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы поиска идей
- 17.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы исследования структуры проблемы
- 18.Классификация объектов проектирования. Классификация Шимко в.Т.
- 19.Общие требования к проектированию различных объектов дизайна
- Этапы разработки фирменного стиля
- 1.Предпроектный анализ.
- 2. Выработка проектной концепции
- 3. Проектная разработка
- 4. Оформление и предоставление проекта
- 24.Организация ландшафта. Понятие «ландшафтный дизайн». Задачи ландшафтного дизайна. Средства организации ландшафта.
- 25.Этапы проектирования ландшафта.
- 26.Истоки ландшафтного дизайна. Сады Др.Египта, Др.Греции, Др.Рима. Сады Средневековья.
- 27.Традиционные стили ландшафтного дизайна
- 28.Современные тенденции в ландшафтном дизайне. Вертикальное озеленение. Цели вертикального озеленения. Способы и формы вертикального озеленения
- - Зонирование ландшафта (т.Е. Выделение различных функциональных зон: места для занятий спортом, прогулок, отдыха, массовых гуляний, детские площадки);
- 29.Современные тенденции в ландшафтном дизайне. Озеленение крыш. Использование современных материалов и технологий.
- 2. Озеленение крыш.
- 30.Понятие «интерьер». Виды интерьеров. Зонирование интерьерного пространства. Виды зон. Основные элементы и способы зонирования
- 31.Содержание проекта по интерьеру.
- 32.Композиционное наполнение интерьеров. Объемно-пространственная среда. Световая среда. Свет в интерьере и приемы искажения пространства
- 1. Объемно-пространственная среда:
- 2. Световая среда
- 33.Композиционное наполнение интерьеров. Цветовая среда. Цвет как средство формообразования. Цветовая культура.
- 36.Понятие «плакат». Виды плакатов
- 37.Требования к плакату. Использования шрифта в плакате. Особенности зрительного восприятия шрифта.
- 38.Принципы применения шрифта. Ясность и удобочитаемость шрифта.
- 39.Образ как средство визуальной коммуникации (по Имшинецкой и.). Требования к образу
- 40.Приемы создания образа в визуальной коммуникации (по Имшинецкой и.).
- 42.Мобильные выставочные стенды. Виды выставочных стендов. Разновидности конструкции для мобильных стендов
- 43.Понятие «мебель». Проектирование и конструирование мебели. История развития мебели.
- 44.Этапы проектирования промышленного изделия (мебели)
- 45.Классификации мебели. Материалы, используемые для изготовления мебели. Зависимость пластики формы промышленных от свойств выбранного материала.
- 46.Классификации мебели по функциональному признаку, комплектности, способу производства, способу соединения и трансформации частей изделия
- 47.Виды изделий мебели. Требования к мебели.
- 48.Моделирование одежды. Понятие «дизайн одежды», «одежда». Основные функции одежды. Классификация одежды.
- 49.Понятие «костюм». Функции костюма.
- 50.Моделирование одежды. Понятия «модельер», «кутюрье», «дизайнер». Проектирование одежды (этапы).
- 51.Проектирование единичных изделий, комплектов. Понятия «комплект» и «гарнитур»
- 52.Проектирование ансамблей, коллекций. Типы коллекций. Последовательность разработки коллекции
- 53.Два специальных проектных языка. Проектная графика. Виды проектной графики.
- 54.Типы проектно-графических изображений
- 55.Два специальных проектных языка. Объемное проектирование (макетирование). Виды макетов, их назначение.
- 56.Варианты проектных решений. Классификация проектов. Графическая и текстовая часть проекта.
- 57.Виды чертежа-проекта. Характеристика, особенности применения.
- 58.Выполнение проекта на планшетах. Компоновка на планшетах. Макетирование в проекте.
- 59. Оформления проектной документации. Понятие гост. Единая система конструкторской документации. Конструкторская документация. Виды конструкторских документов и их состав.
- 60. Оформления проектной документации. Проектно-сметная документация. Виды проектной документации и их состав.