logo
шпоры по проектированию

57.Виды чертежа-проекта. Характеристика, особенности применения.

Существует несколько видов чертежа-проекта: линейный, ли­нейно-тональный, светотеневой (или то­нальный), полихромный.

Выбор любого из них зависит от особенностей объекта проектирования, самого проектного замысла и индивиду­альной графической манеры автора. 

Линейный проект - внешне самый простой и наименее эффектный. Но он имеет и свои преимущества. Кроме мень­шей трудоемкости, он отличается лако­низмом, обобщенностью, отсутствием каких бы то ни было отвлекающих от сути дела эффектов. Вместе с тем он может обладать достаточной информа­тивностью. Не следует думать, что линейный чертеж полностью лишен эстети­ческих качеств. Можно очень тонко варьировать толщину линий, от тонких до толстых, и добиваться их красивых сочетаний. С помощью линий можно нанести и легкую тоновую рас­кладку, когда штриховка создает ощу­щение плоскости. 

Линейно-тональный проект - сочетает линейное изображение с вклю­чением тона. Линейно-тональный чертеж относительно условен, но и в этой услов­ности может быть заложена информа­ция, которая может помочь раскрыть суть проекта, передать внутренний смысл композиции. Линейно-тональный чертеж часто применяется при работе над объектом, включающим пространствен­ную среду. Например, при проектировании малых архитектурных форм, окружающий ландшафт может проходить фоном быть решен линейно, а сам объект иллюминуется , т.е. «подсвечивается»тоном, цветом.  Аналогичная ситуация может возникнуть при проектировании объекта для интерьера, например светильника. Содер­жание работы отражается здесь подоб­ным же образом на графическом приеме: план комнаты (или развертка) обозна­чается в линиях, тогда как сам светиль­ник иллюминуется. 

Светотеневой, или тональный, проект  - монохромное изображение, передающее объем проектируемого пред­мета с помощью тона штриховкой пе­ром, черной тушью или акварелью, тем­перой.

Существует два принципиально раз­личных подхода к моделированию фор­мы. Способ моделирования формы по установившемуся общепринятому мето­ду с помощью построения теней - самый распространенный.

Другой способ передачи объема пред­полагает только рассеянный свет. Услов­ное подчеркивание плоскостей по углам и граням и соответственно усиленные реф­лексы не создают иллюзию некото­рой формы в пространстве, а скорее информируют об объективном ее су­ществовании.

В проектной практике используются оба этих метода. Способ, ос­нованный на теории теней, однако, имеет определенное преимущество в процес­се обучения, так как с большей достовер­ностью передает информацию  о внешней форме предмета, а значит, создается больше возможностей для оценки ее достоинств и недостатков. Иногда монохромный чертеж (его час­то называют отмывкой) дополняется тушевкой. В ряде случаев это дает замет­ный эффект, особенно если пользоваться не графитным карандашом, дающим блестящую поверхность, а угольным.

Тональный чертеж в художественном конструировании применяется значитель­но реже, чем в архитектурном. Значение цвета и фактуры для изображения от­дельного предмета несравненно важнее, чем для архитектурного объема, харак­терного обычно сложным пространствен­ным строением при относительно огра­ниченных вариантах отделки поверхнос­тей.

Полихромный проект следует считать основной формой подачи художественно­конструкторского проекта. В отличие от архитектурных, дизайнерские чертежи часто делаются полихромным для того, чтобы передать реальный цвет предмета (или соотношение цветов, если их несколько), его фактуру и материал.

В полихромном проекте применяются различные технические приемы: лессировочной покрас­ки (наложения прозрачных слоев), корпусной покраски гуашью или темперой, напыление аэрографом, полиграфическая печать.

Комбинированный проект включает два или более выше перечисленных видов проектов. Он наиболее часто используется.