logo
шпоры по проектированию

12.Виды проектирования. Взаимосвязь видов проектирования.

-художественно-образное - обобщенное художественное отражение действительности, выраженное в визуальной организации объекта (сочетания форм, цвета, света и тени, конфигурации, размеров и т.д.).

Художественные образы создаются артистами, писателями, дизайнерами. С помощью художественных образов искусство в единстве содержания и чувственных форм  передает идеи. Художественный образ обладает качеством обобщения действительности и выражение этого через  демонстрацию существенных черт.

Образ включает две стороны:

- объективная сторона. Образ является отражением действительности, определенных взглядов своего времени и общества

- субъективная сторона – связанна с внутренним отношением автора и зрителя к объекту проектирования. Восприятие среды человеком зависит от его личных способностей, настроения, уровня образования, от воспитавших его культурных традиций.

Художественная образность - чувственное предметное представление смыслов и идей, произведения дизайнерского искусства, возникающее в процессе формирования замысла, проектирования, создания и восприятия (освоения) вещи. Выразительность формы усиливается за счет достижения художественной образности, предполагающей раскрытие глубинных смыслов.

-технологическое - отвечает требованиям технической целесообразности: эргономика, технологичность производства, производительность, экономичность, экологическая безопас­ность и т.д.

Оно доминирует при проектировании объектов промышленного назна­чения — станков, специального оборудования, сельскохозяйственных орудий и т.п.

 -функциональное – выполняет утилитарно-практические нужды проектирование объекта с учетом:

- особенностей его взаимодействия с человеком на различных уровнях социального функционирования объекта (производство, распределение, хранение, транспортировка, эксплуатация, ремонт, утилизация)

-условий внешней среды и ее качественных характеристик (географических, климатических, сезонных, региональных, демографических и пр.).

 -морфологическое  (Морфология — строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающими замысел дизайнера)

Все виды (аспекты) проектирования взаимосвязаны и находятся в зависимости друг от друга. Это не автономные процессы, а целостные, они выступают единым блоком. Их отличие основано на различных целях проектирования. Специфика дизайнерского проектирования весьма тесно определяется характером создаваемых объектов.  На отдельных этапах тот или иной вид (аспект) может преобладать, но все они сводятся в общий дизайн-процесс (например, сосредоточив внимание на художественной стороне, дизайнер основывается на определенной функции изделия; образ и функция материализуются в морфологии, а последняя немыслима без материала и технологии). При проектировании многих объектов техники, рабочих мест, изделий культурно –бытового назначения должен соблюдаться комплексный учет  всех требований. В учебном проектировании, в зависимости от поставленных задач, может преобладать только один вид проектирования.