logo
шпоры по проектированию

48.Моделирование одежды. Понятие «дизайн одежды», «одежда». Основные функ­ции одежды. Классификация одежды.

Одежда и ее элементы являются такими же объектами дизайна, как мебель, посуда, инструменты, автомобили и т.д.

Дизайн одежды - одно из направлений дизайн-деятельности по проекти­рованию одежды.

Дизайн всегда имеет установку на проектирование нового образа мира. В связи с этим, дизайнер-проектировщих должен формировать новые культурные образцы вещей, создавать новых вещей, а не «художественные» варианты старых вещей. Поэтому дизайн одежды должен быть ориентирован на проектирование новых функций и качеств одежды в соответствии с изменением образа жизни и потребностей людей, а не на «украшение» традиционных форм (что можно назвать «художественным оформле­нием одежды»).

 

Одежда - это совокупность покровов на теле человека, защищающих его от неблагоприятных воздействий окружающей среды. В понятие одежды входят вещи, покрывающие непосредственно тело человека, обувь, го­ловные уборы, дополнения (перчатки, шарфы, пояса и т.п.).

 

Основные функ­ции одежды:

- защитная (физическая и моральная зашита);

- утилитарно­-практическая, связанная с назначением вещи в конкретной деятельности человека;

- эстетическая.

 

Классификация одежды

Виды одежды, в зависимости от способа ношения,  характера крепления на теле человека и кроя:

драпированная (некроеная, несшитая) - одежда из одного куска ткани, которым обертывают или драпируют тело;

накладная-одежда, которую надевают через голову. Она может быть несшитой - в виде куска ткани с вырезанным отверстием для головы(древ­ние плащи, пончо), может быть кроеной и сшитой (туникообразный покрой, если основой такой одежды является согнутое пополам полотнище ткани без плечевых швов - тип туники или рубахи);

распашная - кроеная и сшитая одежда, имеющая спереди застежку сверху донизу (тип халата или кафтана);

кроеная и сшитая европейского типа - одежда, повторяющая формы человеческого тела, что достигается кроем, который представляет собой раз­вертки объемных форм на плоскости (рельефы, вытачки и т.п.).

 

Также, одежда, в зависимости от назначения и использования в различных сферах деятель­ности делится на группы: по половозрастному признаку, по способу изготовления, по сезону, по назначению (бытовая, спортивная, производственная, форменная, зрелищная и т.д.).

 

 

С понятием «одежда» нераз­рывно связано понятие «костюм».

Костюм (от итал. costume - обычай, нравы) - определенная система пред­метов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность че­ловека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой тради­цией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона, конкретного исторического периода, народа или этноса, а также с образом, поведением конкретного человека, выражая его индивидуальность.

  

Одежда - это предмет потребления. Она может быть изготовлена на заказ для конкретного человека или быть продуктом массового промышленного производства.

Моделирование одежды - процесс создания новой модели одежды.

Модель (от лат.. modulus - мера, образ, норма) - это образец, служащий эталоном для серийного воспроизведения одежды, обуви, головных уборов; тип, марка какого-либо изделия.

Модельер - специалист по изготовлению моделей одежды, образцовых эк­земпляров изделий. Он является автором, создателем новой модели, определяет образ и стиль, общее конструктив­ное решение, изобретает новые технологические решения и разрабатывает декор, выбирает цвет и материалы, продумывает аксессуары и дополнения. Кроме этого, существуют и другие названия этой профессии, свя­занные уже с западной традицией: дизайнер, стилист, кутюрье.

Кутюрье – создатель коллекции одежды «от кутюр» (высокой моды) ­уникальных моделей одежды, выполненных в единственном экземпляре вручную в домах высокой моды, являющихся членами Синдиката высокой моды в Париже или подобных организаций в других странах.

Дизайнер (это название связано с англоязычной традицией, во французской и итальянской традиции оно соответствует понятию стилист) - именно так чаще всего называют модельера, Это связано с переменами в области про­изводства и методов создания одежды, а также с возникновением новой твор­ческой деятельности, связанной с массовым производством.

Дизайнер одежды способен самостоятельно спроектировать и изготовить изделие без участия других специалистов, так как владеет всеми необходимыми навыками. Но если речь идет о промышленном проектировании, то на разных его стадиях в работе принимают участие и друтие специалисты, прежде всего, конструктор и технолог.