logo search
Pravila

9.2. Производство работ по перемещению грузов перегрузочными машинами

 

9.2.1. Перемещение грузов с помощью перегрузочных машин производится под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов (в дальнейшем - производитель работ), назначенного приказом по порту из числа инженерно-технических работников: диспетчеров, стивидоров, старших стивидоров, начальников складов и их заместителей, сменных и групповых механиков и других инженерно-технических работников, бригадиров (звеньевых) после проверки знания ими соответствующих разделов Правил Госгортехнадзора России по кранам, ПТЭ, Правил охраны труда в морских портах, рабочей технологической документации (рабочих технологических карт, временных технологических инструкций по перегрузке, местных инструкций по типовым способам и приемам работ, инструкций по охране труда при производстве ПРР, инструкций по перегрузке опасных грузов), инструкций для докеров-механизаторов, инструкций по типовым способам и приемам погрузочно-разгрузочных работ на универсальных перегрузочных комплексах морских портов.

Назначение бригадиров (звеньевых) ответственными за безопасное производство работ по перемещению грузов производится в соответствии с Положением, которое должно быть разработано портом. По вопросу назначения бригадиров (звеньевых) производителями работ в разделе 2 Приложения 1 приведено разъяснение Госгортехнадзора России.

Проверку знаний производителей работ проводит комиссия согласно пункту 4.4.1 с последующим вручением удостоверения и Инструкции для лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов перегрузочными машинами в морских портах, составленной на основании Типовой инструкции, приведенной в Приложении 11, а также Типовой инструкции для лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 18 октября 1993 г. N 37 (см. пункт 7.49, раздел 1 Приложения 1).

Периодическую проверку знаний производителей работ проводят один раз в три года комиссией предприятия в соответствии с пунктом 4.4.1.

Руководство и контроль за безопасным перемещением грузов при проведении технического обслуживания и ремонтных работ, а также при перемещении деталей оборудования и материалов на складах и в мастерских могут быть возложены на инженерно-технических работников механизации (сменных и групповых механиков, мастеров и др.), что указывается в удостоверении о проверке знаний (см. Приложение 3).

9.2.2. Подъем груза, масса которого неизвестна или вызывает сомнение, запрещен. Подъем такого груза может быть разрешен только лицом, ответственным за безопасное производство работ, после уточнения массы груза.

9.2.3. Включение механизмов перегрузочных машин при нахождении на них людей вне кабины управления не допускается. Исключение допускается для лиц, ведущих осмотр и регулирование механизмов и электрического оборудования. В этом случае включение механизмов должно осуществляться по сигналу старшего из числа проводящих осмотр и регулирование.

9.2.4. В кабине управления вместе с рабочим, управляющим перегрузочной машиной, могут находиться лица, проверяющие работу рабочего или машину, а также стажер или ученик при условии, что рабочий, управляющий перегрузочной машиной, назначен приказом по грузовому району руководителем стажировки или обучения.

9.2.5. Требования безопасности при производстве работ перегрузочными машинами, перегрузке грузов спаренными кранами, работе при ветре и другие приведены в "Правилах охраны труда в морских портах".

 

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2.12.22, а не пункт 4.9.17.

 

В дополнение к требованию относительно наличия на портальных кранах анемометров, приведенному в пункте 4.9.17 Правил Госгортехнадзора России по кранам, Управление по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России разъясняет условия, при которых портальные краны, изготовленные до 01.01.93, могут эксплуатироваться без анемометров (см. раздел 2 Приложения 1). При наличии в порту таких кранов они перечисляются в приказе по порту, определяющем силу ветра, при которой работа кранов должна быть прекращена. Крановщик крана, имеющего анемометр, при срабатывании сигнала анемометра (сирена, звонок и т.п.) должен прекратить работу и доложить об этом бригадиру и сменному механику.

В дополнение к требованиям безопасности при производстве работ кранами, приведенным в Правилах Госгортехнадзора России по кранам, Управление по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России разъясняет условия выполнения операций по подъему и опусканию груза на железнодорожную платформу или в полувагон (см. раздел 2 Приложения 1).

9.2.6. Работа перегрузочных машин, имеющих колеса с грузошинами, разрешается только на исправных асфальтовых, бетонных, дощатых и металлических покрытиях. Работа перегрузочных машин, имеющих колеса на пневматических шинах, разрешается также на покрытиях из обработанного камня (брусчатки) и на выровненных земляных площадках. Для выполнения штивки в трюмах судов допускается работа машин на пневмошинах по слою груза при условии, что машина не проваливается и не буксует. Способность машины двигаться по слою конкретного груза устанавливается экспериментально. В рабочей технологической карте порта на такую работу должны быть указаны допустимая высота откоса и другие условия охраны труда рабочего, управляющего машиной. Допускается работа перегрузочных машин на металлических фальш-пайолах, устанавливаемых в грузовых помещениях судов. Требования к размещению фальш-пайолов отражаются в местных инструкциях по типовым способам и приемам работ.

9.2.7. Работа портальных контейнеровозов, контейнерных автопогрузчиков, портовых тягачей и ролл-трейлеров разрешается только на бетонных, сборных железобетонных или равных им по прочности покрытиях, рассчитанных согласно требованиям Норм технологического проектирования морских портов (РД 31.3.01.01-93). Переезды через выступающие рельсовые пути оборудуются устройствами, обеспечивающими по возможности наиболее плавное изменение профиля полосы движения по высоте.

9.2.8. В целях безопасной и рациональной работы портальных контейнеровозов, контейнерных автопогрузчиков и портовых тягачей на территории контейнерных пунктов должна быть нанесена разметка на покрытиях морского, железнодорожного и автомобильного грузовых фронтов, а также сортировочной площадки и склада комплектации контейнеров. Разметку необходимо производить несмывающейся, хорошо видимой при естественном и искусственном освещении краской либо специальными деталями, вмонтированными в покрытие территории, или другими способами. При этом положение контейнеров и ролл-трейлеров определяется внутренним контуром элементов разметки. Направление движения машин обозначают стрелками (прерывистыми линиями) по оси полосы движения. Места установки контейнеров и ролл-трейлеров размечают по углам ограничительными отрезками, образующими прямой угол, и арабскими цифрами так, чтобы водители портальных контейнеровозов, контейнерных автопогрузчиков и портовых тягачей их хорошо видели.

9.2.9. При работе портовых тягачей необходимо учитывать следующее:

а) возможность преодоления тягачом уклона на подъеме должна определяться указаниями фирменной документации. В случае их отсутствия значение предельного уклона, преодолеваемого поездом (тягачом и ролл-трейлерами с грузом), рекомендуется принимать по таблице 3;