logo search
Pravila

Раздел 2. Разъяснения госгортехнадзора россии по запросам / портов и других организаций

 

После опубликования Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00) (далее - Правила) в адрес Минтранса России, Ассоциации морских торговых портов и ЗАО "ЦНИИМФ" поступают обращения морских портов с просьбой оказать содействие в решении ряда вопросов, возникших в связи с появлением в Правилах новых требований, а также из-за того, что полученные ранее разъяснения Госгортехнадзора России по отдельным статьям прежних Правил (ПБ 10-14-92) формально перестали действовать и не признаются территориальными органами Госгортехнадзора России. Ниже приводятся ответы, содержащиеся в письме Госгортехнадзора России от 10 апреля 2003 N 12-02/311.

Вопрос. По поводу применения пункта "г" статьи 2.12.2, статей 2.12.4, 2.12.11 и 2.12.15 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Ответ. Требования статей 2.12.2 "г", 2.12.4, 2.12.11, 2.12.15 распространяются на грузоподъемные краны, изготовленные после 10 января 2001 г. Для выполнения требования новых Правил по грузоподъемным кранам (выпуска до 10 января 2001 г.) владельцам необходимо разработать организационно-технические мероприятия по безопасной эксплуатации и согласовать их с территориальными органами Госгортехнадзора России.

Вопрос. По поводу назначения ответственных за безопасное производство работ при погрузке и разгрузке полувагонов и платформ и по требованию о наличии на кранах анемометров.

Ответ. Согласно статье 9.4.4 Правил допускается назначать лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, из числа докеров со стажем работы не менее 3 лет. Производить операции кранами по подъему и опусканию груза на железнодорожную платформу или в полувагон при нахождении в них стропальщиков без выхода на специальные эстакады (навесные площадки) допускается, если площадь полувагона или платформы хорошо обозревается из кабины крана, а рабочие находятся вне зоны перемещения стрелы крана на расстоянии не менее 2,0 м от выступающей части груза на платформе и 5,0 м - в полувагоне. При погрузке и разгрузке длинномерных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов нахождение людей в полувагонах и на платформе запрещается.

Согласно статье 2.12.22 Правил все башенные, портальные, мостовые краны-перегружатели должны быть снабжены приборами (анемометрами), автоматически включающими звуковой сигнал при достижении скорости ветра, указанной в паспорте для рабочего состояния крана. Эксплуатация портальных кранов, изготовленных и введенных в эксплуатацию до 1 января 1993 г., допускается без оснащения каждого крана анемометром, если порты в своем составе имеют метеослужбы или имеют договор по обслуживанию с местной метеослужбой.

Вопрос. По поводу технического контроля за крановыми путями, расположенными на причалах порта.

Ответ. Осуществление технического контроля за крановыми путями грузоподъемных машин, расположенных в морских и речных путях на гидротехнических сооружениях (причалах порта), - в соответствии с требованиями РД 31.3.4-97 Росморфлота и Правилами технической эксплуатации причальных сооружений Росречфлота до 1 января 2006 г.

Вопрос. По поводу подъема людей кранами.

Ответ. Подъем людей портальными кранами в специальных кабинах будет решен после проведения приемочных испытаний в установленном порядке.

Вопрос. Возможность выдачи порту лицензии на обследование собственных кранов, отработавших нормативный срок.

Ответ. Обследование грузоподъемных кранов, отработавших нормативный срок, должно проводиться специализированной организацией по диагностированию и определению остаточного ресурса, а также специализированной организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России.

Вопрос. О температурных ограничениях.

Ответ. В соответствии с пунктом 5 Приложения 1 к ГОСТу 15150-69 время пребывания грузоподъемного крана в нерабочем состоянии при нижнем предельном значении температуры окружающего воздуха без последующего переосвидетельствования не должно превышать 12 часов, при этом подвижные элементы конструкции (грузовая тележка и т.д.) должны быть установлены в места, обеспечивающие минимальное нагружение металлоконструкции. Возобновление работы крана после пребывания крана при низких температурах (ниже рабочей, но не ниже предельной) допускается после положительных результатов визуального осмотра металлоконструкции крана на отсутствие трещин. Факт и время пребывания крана при низких температурах в нерабочем состоянии фиксируется в паспорте крана и подписывается лицом, допустившим кран к эксплуатации после проведения замеров температуры и визуального осмотра металлоконструкции на отсутствие трещин.

Пояснение. Для кранов, предназначенных для эксплуатации в климатических районах размещения 116 - 1112 по ГОСТ 16350-80, нижняя предельная температура имеет значение -30 °С, а для кранов, предназначенных для эксплуатации в климатических районах размещения 114 - 115 по ГОСТ 16350-80, нижняя предельная температура имеет значение -50 °С.

 

Приложение 2

к Правилам технической

эксплуатации подъемно-транспортного

оборудования морских торговых портов