logo search
ТММиМ / Теоретическая механика

41. Регулирование движения машинного агрегата. Постановка задачи и ее решение

Чтобы обеспечить динамическую устойчивость выполнения задан­ной технологии и, следовательно, обеспечить требуемое качество выпус­каемой продукции, предохранить электропривод от возможных перегру­зок, предотвратить перегревание его обмоток, тем самым повысив кпд, не­обходимо создать запас кинетической энергии в звеньях, который обеспе­чит приводному двигателю успешное преодоление пиковых нагрузок, и удержат его угловую скорость в пределах устойчивой ветви механической хар актеристики.

При тех же скоростных режимах машины необходимый запас можно создать за счет инертности звеньев и передаточных функций, т.е. соответ­ствующим подбором приведенного момента инерции маховых масс.

При динамическом синтезе машин колебания угловой скорости главного вала ограничивают коэффициентом неравномерности 8, который выбирают из таблиц в зависимости от вида машины и выполняемого ею технологического процесса. По определению:

8 = Wmax Wmm , (6.13)

где

W = Wmax + Wmin = p ' пг.в

cp 2 30

причем пгв - частота вращения главного вала машины (мин-1).

Величина 8 в зависимости от типа машины и выполняемого техно­логического процесса регламентируется: 8 = 0,1 -s- 0,01 [3].

В отрегулированном машинном агрегате диаграмма энергомасс в цикле установившегося движения должна размещаться в створе касатель­ных, проведенных из ее начала под углами ymax и ymin; углы должны со­ответствовать выбранному коэффициенту 8 и заданной производительно­сти (пгв - см. соотношение 1.1). Выражая из системы уравнений (6.13) ве­личины comax и wmin, подставляя их в формулу (6.12) и пренебрегая малой

величиной 82 , после преобразований для указанных углов получаем:

max ~ vA ^j ^ср

(6.14)

Чтобы построить «петлю» Виттенбауэра (диаграмма энергомасс за один полный цикл установившегося движения) представим приведенный момент инерции звеньев машины Jnp i как:

Jnp.i. = DJnp.i + Jпр.о,

а кинетическую энергию Ti как:

где i - номер положения машины в цикле установившегося движения;

Jnp 0 и T0 - составляющие наборов Jnp i и Ti, которые можно принять за постоянные;

DJnpi и ATi - известные приращения постоянных. Тогда петлю Вит-

тенбауэра для цикла установившегося движения машины можно изобра­зить в осях известных приращений DJnp i - ATi, выбрать при этом удобные

масштабы m

L

кг ' м

мм

- и тТ

Дж

мм

, по формулам (6.14) вычислить углы

ymax и ymin наклона касательных к «петле», в пересечении касательных найти начало диаграммы энергомасс Ti - Jnp i, а вместе с тем и постоянные Jnp0 и Т (рис. 6.5).

y = x' tgymin + o1/

3

AJi

Jnp

AJ

Покажем, как найти «известные» приращения DJnp i и ATi.

Величину DJnpi вычисляем по формуле (6.5), суммируя в ней, преж­де всего (и в основном), переменные слагаемые (например, для рычажных механизмов с меняющейся геометрией).

Величину ATi вычисляем, пользуясь выражением (6.1), в котором суммой величин Авс. ± Ав. и Aynp. в первом приближении пренебрегаем.

Получаем:

DTi = Adei - Ai.c.i.

Покажем, как вычислить Апс. [18]. Теоретическими рассуждениями, либо при помощи силоизмерителя, закрепленного на рабочем звене, полу­

чают график силы полезного сопротивления Fnx. в функции его перемеще­ний Fnc(S). Например, для рабочего звена строгального станка этот график можно изобразить прерывистой прямой, параллельной оси S (рис. 6.6, б) и участком оси S в пределах хода Н, а для воздушного поршневого компрес­сора этот график представляет более сложную кривую (рис. 6.6, а), вклю­чающую ветви: сжатия газа - ab, нагнетания в емкость при постоянном давлении - bc (прямой ход H), снижения давления в цилиндре при обрат­ном его ходе -H и закрытых клапанах - cd, всасывание из атмосферы при открытом впускном клапане - da.

a) Fn.c.

б) Fn.c.

S

2п

Ф

в)

" H " [_ мм _

" H " I-V

L мм _

Г Н-м"

[ мм

Г Дж"

[_ мм _

м [ мм _

m [ ]ммд _

[ мм _

На рис. 6.6. кроме диаграммы полезной нагрузки в функции переме­щений рабочего звена представлены: 1) график полезной нагрузки за цикл

в функции пути рабочего звена Fnc (S *) (рис. 6.6, б); и 2) график работ по­лезных сил в этой же функции Anc(S*) (рис. 6.6, в) за цикл.

График работ полезных сил Anc(S*) получают, интегрируя график

полезной нагрузки Fnc (S *) (рис. 6.6, б). При этом пользуются геометриче­ским смыслом интеграла. График работ движущих сил (рис. 6.5, в) в функ­ции угла поворота главного вала очерчиваем прямой Лдв (ср) в осях А - ф (рис. 6.6, в) на том основании, что за цикл установившегося движения (ср = 2р и S = 2H) работа движущих сил Адв равна работе сил сопротивле­ния Апс, и поскольку приведенный момент двигателя Мдв(ср)• Uдвгв - ве­личина постоянная, график Лдв (ср) - прямая пропорциональность.

В процессе вычислений DJni и ATi заполняют таблицу 6.1. Методи-

ку определения масс звеньев приводим ниже.

Таблица 6.1

Схема вычисления приращений AT и AJnp

№ положения механизма

0

1

2

3

n

0

10

25

80 + 0

360

Si, м

0

Н

AJi, кг • м2

Адв i

0

Адв. ц.

Лп.с. i

0

Лп.с. ц.

DTi = Ад^ - Ап.с;

0

0

Вернемся к рис. 6.5. Уравнение касательных, как прямых, отсекаю­щих на оси AT отрезки o1k (мм) и о1/ (мм), проведенных в направлениях Ушах и \|/т;п к оси AI, могут быть записаны в виде:

y = xtgymax + o1k ,,,,,

(6.15)

y = xtgymin + o1/.

Будучи решенн^1ми совместно, они в осях AT - AJ дадут координаты x0, y0 (мм) начала О осей Т - Jnp, по которым могут быть определены искомые:

Т0=| y0' тт;

Jn^0 = |x0|' mJ.

Величина T0 приблизительно составляет энергию, накапливаемую звеньями машин при их разбеге.

Вычитанием из Jnp0 неучтенных постоянных составляющих момен­та инерции J*p0 механизмов с неизменяемой геометрией, например, зубча­тых, получаем момент инерции масс, вводимых дополнительно в виде ма­хового колеса:

Jмах = Jnp0 Jnp). (6.16)