41. Регулирование движения машинного агрегата. Постановка задачи и ее решение
Чтобы обеспечить динамическую устойчивость выполнения заданной технологии и, следовательно, обеспечить требуемое качество выпускаемой продукции, предохранить электропривод от возможных перегрузок, предотвратить перегревание его обмоток, тем самым повысив кпд, необходимо создать запас кинетической энергии в звеньях, который обеспечит приводному двигателю успешное преодоление пиковых нагрузок, и удержат его угловую скорость в пределах устойчивой ветви механической хар актеристики.
При тех же скоростных режимах машины необходимый запас можно создать за счет инертности звеньев и передаточных функций, т.е. соответствующим подбором приведенного момента инерции маховых масс.
При динамическом синтезе машин колебания угловой скорости главного вала ограничивают коэффициентом неравномерности 8, который выбирают из таблиц в зависимости от вида машины и выполняемого ею технологического процесса. По определению:
8 = Wmax Wmm , (6.13)
где
W = Wmax + Wmin = p ' пг.в
cp 2 30
причем пгв - частота вращения главного вала машины (мин-1).
Величина 8 в зависимости от типа машины и выполняемого технологического процесса регламентируется: 8 = 0,1 -s- 0,01 [3].
В отрегулированном машинном агрегате диаграмма энергомасс в цикле установившегося движения должна размещаться в створе касательных, проведенных из ее начала под углами ymax и ymin; углы должны соответствовать выбранному коэффициенту 8 и заданной производительности (пгв - см. соотношение 1.1). Выражая из системы уравнений (6.13) величины comax и wmin, подставляя их в формулу (6.12) и пренебрегая малой
величиной 82 , после преобразований для указанных углов получаем:
max ~ vA ^j ^ср
(6.14)
Чтобы построить «петлю» Виттенбауэра (диаграмма энергомасс за один полный цикл установившегося движения) представим приведенный момент инерции звеньев машины Jnp i как:
Jnp.i. = DJnp.i + Jпр.о,
а кинетическую энергию Ti как:
где i - номер положения машины в цикле установившегося движения;
Jnp 0 и T0 - составляющие наборов Jnp i и Ti, которые можно принять за постоянные;
DJnpi и ATi - известные приращения постоянных. Тогда петлю Вит-
тенбауэра для цикла установившегося движения машины можно изобразить в осях известных приращений DJnp i - ATi, выбрать при этом удобные
масштабы m
L
кг ' м
мм
- и тТ
Дж
мм
, по формулам (6.14) вычислить углы
ymax и ymin наклона касательных к «петле», в пересечении касательных найти начало диаграммы энергомасс Ti - Jnp i, а вместе с тем и постоянные Jnp0 и Т (рис. 6.5).
y = x' tgymin + o1/ 3 AJi
Jnp
AJ
Покажем, как найти «известные» приращения DJnp i и ATi.
Величину DJnpi вычисляем по формуле (6.5), суммируя в ней, прежде всего (и в основном), переменные слагаемые (например, для рычажных механизмов с меняющейся геометрией).
Величину ATi вычисляем, пользуясь выражением (6.1), в котором суммой величин Авс. ± Ав. и Aynp. в первом приближении пренебрегаем.
Получаем:
DTi = Adei - Ai.c.i.
Покажем, как вычислить Апс. [18]. Теоретическими рассуждениями, либо при помощи силоизмерителя, закрепленного на рабочем звене, полу
чают график силы полезного сопротивления Fnx. в функции его перемещений Fnc(S). Например, для рабочего звена строгального станка этот график можно изобразить прерывистой прямой, параллельной оси S (рис. 6.6, б) и участком оси S в пределах хода Н, а для воздушного поршневого компрессора этот график представляет более сложную кривую (рис. 6.6, а), включающую ветви: сжатия газа - ab, нагнетания в емкость при постоянном давлении - bc (прямой ход H), снижения давления в цилиндре при обратном его ходе -H и закрытых клапанах - cd, всасывание из атмосферы при открытом впускном клапане - da.
a) Fn.c. б) Fn.c. 2Н S 2п Ф
в)
" H " [_ мм _
" H " I-V —
L мм _
Г Н-м"
[ мм
Г Дж"
—
[_ мм _
м [ мм _
m [ ]ммд _
[ мм _
На рис. 6.6. кроме диаграммы полезной нагрузки в функции перемещений рабочего звена представлены: 1) график полезной нагрузки за цикл
в функции пути рабочего звена Fnc (S *) (рис. 6.6, б); и 2) график работ полезных сил в этой же функции Anc(S*) (рис. 6.6, в) за цикл.
График работ полезных сил Anc(S*) получают, интегрируя график
полезной нагрузки Fnc (S *) (рис. 6.6, б). При этом пользуются геометрическим смыслом интеграла. График работ движущих сил (рис. 6.5, в) в функции угла поворота главного вала очерчиваем прямой Лдв (ср) в осях А - ф (рис. 6.6, в) на том основании, что за цикл установившегося движения (ср = 2р и S = 2H) работа движущих сил Адв равна работе сил сопротивления Апс, и поскольку приведенный момент двигателя Мдв(ср)• Uдвгв - величина постоянная, график Лдв (ср) - прямая пропорциональность.
В процессе вычислений DJni и ATi заполняют таблицу 6.1. Методи-
ку определения масс звеньев приводим ниже.
Таблица 6.1
Схема вычисления приращений AT и AJnp
№ положения механизма | 0 | 1 | 2 | 3 |
| n |
| 0 | 10 | 25 | 80 + 0 |
| 360 |
Si, м | 0 |
|
| Н |
| 2Н |
AJi, кг • м2 |
|
|
|
|
|
|
Адв i | 0 |
|
|
|
| Адв. ц. |
Лп.с. i | 0 |
|
|
|
| Лп.с. ц. |
DTi = Ад^ - Ап.с; | 0 |
|
|
|
| 0 |
Вернемся к рис. 6.5. Уравнение касательных, как прямых, отсекающих на оси AT отрезки o1k (мм) и о1/ (мм), проведенных в направлениях Ушах и \|/т;п к оси AI, могут быть записаны в виде:
y = xtgymax + o1k ,,,,,
(6.15)
y = xtgymin + o1/.
Будучи решенн^1ми совместно, они в осях AT - AJ дадут координаты x0, y0 (мм) начала О осей Т - Jnp, по которым могут быть определены искомые:
Т0=| y0' тт;
Jn^0 = |x0|' mJ.
Величина T0 приблизительно составляет энергию, накапливаемую звеньями машин при их разбеге.
Вычитанием из Jnp0 неучтенных постоянных составляющих момента инерции J*p0 механизмов с неизменяемой геометрией, например, зубчатых, получаем момент инерции масс, вводимых дополнительно в виде махового колеса:
Jмах = Jnp0 — Jnp). (6.16)
- 3. Классификация машин
- 4. Производительность технологических машин
- 5. Машинный агрегат. Общее устройство
- 6. Движущий и рабочий органы машин
- 6. Передаточный механизм и его составляющие
- 7. Строение механизмов. Классификация звеньев
- 7. Подвижность механизмов
- 15. Стандартное прямозубое эвольвентное цилиндрическое зубчатое зацепление. Устройство и кинематика
- 17. Качественные показатели прямозубого (эвольвентного) зубчатого зацепления
- 18. Способы изготовления прямозубых эвольвентных цилиндрических зубчатых колес. Способ обката
- 20. Червячная передача
- 19. Многоступенчатые зубчатые механизмы с неподвижными осями колес
- 21. Эпициклические механизмы и передачи
- 22. Планетарные зубчатые механизмы. Кинематика и синтез
- 10. Плоские рычажные механизмы. Виды, свойства, модификации
- 12. Алгебраический синтез рычажных механизмов
- 13. Графоаналитический синтез рычажных механизмов по коэффициенту производительности
- 30. Назначение и краткие характеристики
- 34. Связь основных размеров
- 36. Профилирование кулачка
- 39. Аналитический метод исследования движения главного вала.
- 40. Определение закона движения главного вала при помощи диаграммы энергомасс
- 41. Регулирование движения машинного агрегата. Постановка задачи и ее решение
- 43. Предварительная оценка масс и структуры энергозатрат машин
- 44. Силовое исследование машин
- 45. Определение закона движения главного вала
- 46. Определение сил, моментов и сил инерции
- 47. Трение в кинематических парах
- 48. Уравновешивание роторов
- 51. Уравновешивание механизмов
- 52. Защита введением дополнительного колебательного контура
- 53. Общее устройство. Три поколения роботов
- 54. Основные технические характеристики манипуляторов
- 55. Синтез манипулятора промышленного робота по размерам и форме зоны обслуживания
- Коэффициент сервиса
- 56. Кинематика манипулятора по методу преобразования координат [24]
- 59. Динамика манипуляторов