logo
ТММиМ / Теоретическая механика

17. Качественные показатели прямозубого (эвольвентного) зубчатого зацепления

Участок N1N2 линии зацепления, расположенный между точками ка­сания с основными окружностями колес, называется теоретической лини­ей зацепления. Часть теоретической линии зацепления в пределах досягае­мости ее зубьями (размещается между окружностями выступов колес) на­зывается активной линией зацепления. Если активная линия зацепления выходит за пределы теоретической, передачу заклинивает из-за нарушения основного закона зацепления. Он соблюдается лишь в пределах теоретиче­ской линии зацепления. Чтобы он соблюдался за пределами этой линии (на рис. 5.3 в точке А), направление кривизны зуба Э1 необходимо мгновенно изменить на противоположное (что невозможно).

Коэффициентом перекрытия зубчатой передачи называется отно­шение времени зацепления одной пары зубьев ко времени поворота их на один угловой шаг.

e = -t-. (5.4)

Если e < 1, то будут перерывы в зацеплении, и передача будет сту­чать; если e = 1, то продолжительность зацепления и угол поворота на уг­ловой шаг зубьев - одинаковы. Тогда из-за зазоров в зацеплении передача будет также работать со стуками. Величина e должна быть не менее 1,0. В зацеплении находятся то одна, то две пары зубьев. Например, при e = 1,6, одна пара зубьев находится в зацеплении все время, а вторая пара подклю­чается к ней на 60 % времени.

Продолжительность зацепления одной пары зубьев можно измерить временем «перемотки нити» на участке 1з (длина активной линии зацепления):

t =з. щrb1

Время поворота t3 можно найти как

z1 щ

После подстановки в (5.4) получим:

щ rb 2p pb p ■ m cos a0