18. Способы изготовления прямозубых эвольвентных цилиндрических зубчатых колес. Способ обката
Существует 3 способа изготовления зубчатых колес:
Способ копирования.
Способ накатки зубьев.
Способ обката.
Рис. 5.4. Схемы фрез для нарезания впадин зубьев: а) пальчиковой; б) дисковой
1. При копировании изготавливают дисковую (рис. 5.4), либо паль- чиковую фрезу, имеющую форму впадины между зубьями.
Недостаток: малая производительность и малая точность из-за того, что форма впадины определяется модулем и числом зубьев. Выходят из положения так: изготавливают 8 фрез для каждого модуля, и зубья нарезают независимо от числа z. При этом U1-2 не является постоянным. Возникают вибрации и биения, что должно быть в допустимых пределах. Такой способ широко применяется в ремонтном производстве.
Способ накатки применяют при возможности размягчения заготовки, например, если она из термопластичной смолы. Инструмент - зубчатая рейка с зубьями для формирования впадин колеса. У рейки боковые поверхности зубьев прямолинейные. Это упрощает процесс их затачивания, а заготовку выполняют по окружности выступов и свободно закрепляют на оправке. Инструмент вдавливают в заготовку по всей высоте зуба и сообщают ему движение поперек поверхности зуба. На заготовке получают зубья с модулем инструментальной рейки.
Способ обкатки аналогичен предыдущему способу и применяется для твердых материалов. Рейка инструмента (рис. 5.5, 5.6) с заточенными прямолинейными боковыми кромками подается вплотную к заготовке, а затем ее дальнейшее продвижение осуществляют небольшими продольными перемещениями, сопровождаемыми движением строгания заготовки в направлении образующих боковых поверхностей зубьев. При этом заготовка получает движение от самостоятельного привода, обеспечивающего качение без скольжения делительной окружности заготовки по делительной прямой (ДП) инструментальной рейки V = со • r. Кроме зубчатой рейки используются также долбяки для колес с внутренними зубьями, червячные фрезы, которые представляют совокупности радиально расположенных инструментальных зубчатых реек, движение строгания которых осуществляется при вращении фрезы.
Преимущества метода: можно одним инструментом нарезать все колеса одного модуля, высокая точность и производительность.
Недостаток: требуется специальное оборудование.
По способу обкатки эвольвентные зубчатые колеса с твердыми зубьями, очерченными по эвольвенте, изготовляют режущим инструментом реечного типа, в основу которого положен инструментальный производящий контур - ИПК (рис. 5.5). Размеры ИПК стандартизированы.Контур имеет зубья, очерченные правильной прямолинейной трапецией, расположенные симметрично по обе стороны прямой, которую называют делительной (ДП). Шаг зубьев по любой прямой, параллельной делительной - одинаков и составляет
p = %• m,
где m (мм) - стандартный модуль инструмента. По делительной прямой (ДП) толщина зуба ИПК и ширина впадины одинаковы:
S = l = Р. 2
Две параллельные прямые, образующие основание трапеций отстоят от делительной прямой на высоту головки зуба к*а • m (для стандартных колес
общего машиностроения коэффициент высоты головки зуба h* = 1,0).
Имеются еще две прямые, параллельные делительной прямой, увеличивающие высоту головки и ножки зуба на величину зазора в эволь-
вентном зацеплении, равного с = с* • m (с* - коэффициент радиального зазора с* = 0,25). Одна прямая увеличивает высоту зуба ИПК до высоты ножки зуба у нарезаемого колеса, вторая образует зазор колеса и инструмента для предотвращения затирания. Эти дополнительные приливы зубьев ИПК с зубьями нарезаемых колес эвольвентного зацепления не имеют. Их очерчивают дугами окружности радиусом р = 0,8m . Прямолинейные боковые профили зубьев ИПК участвуют в эвольвентном зацеплении и заточка их затруднений не представляет.
В процессе изготовления зубьев ИПК на каждое свое движение продольной подачи (над заготовкой вдоль ДП) совершает движение строгания в направлении оси зуба. Угол зацепления ИПК с заготовкой (угол станочного зацепления) определяется углом наклона боковых поверхностей режущих кромок и по стандарту составляет a = a0 = 20o.
- 3. Классификация машин
- 4. Производительность технологических машин
- 5. Машинный агрегат. Общее устройство
- 6. Движущий и рабочий органы машин
- 6. Передаточный механизм и его составляющие
- 7. Строение механизмов. Классификация звеньев
- 7. Подвижность механизмов
- 15. Стандартное прямозубое эвольвентное цилиндрическое зубчатое зацепление. Устройство и кинематика
- 17. Качественные показатели прямозубого (эвольвентного) зубчатого зацепления
- 18. Способы изготовления прямозубых эвольвентных цилиндрических зубчатых колес. Способ обката
- 20. Червячная передача
- 19. Многоступенчатые зубчатые механизмы с неподвижными осями колес
- 21. Эпициклические механизмы и передачи
- 22. Планетарные зубчатые механизмы. Кинематика и синтез
- 10. Плоские рычажные механизмы. Виды, свойства, модификации
- 12. Алгебраический синтез рычажных механизмов
- 13. Графоаналитический синтез рычажных механизмов по коэффициенту производительности
- 30. Назначение и краткие характеристики
- 34. Связь основных размеров
- 36. Профилирование кулачка
- 39. Аналитический метод исследования движения главного вала.
- 40. Определение закона движения главного вала при помощи диаграммы энергомасс
- 41. Регулирование движения машинного агрегата. Постановка задачи и ее решение
- 43. Предварительная оценка масс и структуры энергозатрат машин
- 44. Силовое исследование машин
- 45. Определение закона движения главного вала
- 46. Определение сил, моментов и сил инерции
- 47. Трение в кинематических парах
- 48. Уравновешивание роторов
- 51. Уравновешивание механизмов
- 52. Защита введением дополнительного колебательного контура
- 53. Общее устройство. Три поколения роботов
- 54. Основные технические характеристики манипуляторов
- 55. Синтез манипулятора промышленного робота по размерам и форме зоны обслуживания
- Коэффициент сервиса
- 56. Кинематика манипулятора по методу преобразования координат [24]
- 59. Динамика манипуляторов