48. Уравновешивание роторов
Известно, что звенья машин совершают поступательное, вращательное, плоскопараллельное и др. движения. Рассмотрим звено, совершающее вращательное движение (ротор). Пусть в качестве ротора будет диск (рис. 8.2) и пусть центр масс этого диска не лежит на оси вращения.
т
Д - смещение центра масс.
Ускорение смещенного центра масс S диска:
' РП ^
2
as = w х Д = — х Д V 30 )
Сила инерции:
2
——— I РП |
Фи = m х a, = m х — х Д
V 30 )
Эта сила передается на подшипники, фундаментные болты и является, по сути, возмущающей силой, поскольку ее вертикальная и горизонтальная составляющие периодически изменяются.
Фих = Фи х COS j
Фу = фи х sin j
Возмущающая сила вызывает вибрации, которые в случае резонанса могут приводить к «печальным» последствиям. Чтобы нейтрализовать силу инерции Фи, диск нужно уравновесить: на линии OS с противоположной стороны за точкой О закрепить противовес с массой mnp, который бы создал силу инерции Ф , равную по модулю Фи.
Ф =-Ф
и пр и
mnp х(ОЕ)хсо2 =-mх Дхсо2 .
После преобразований получаем:
х(ОЕ ) = m х Д.
Геометрически должно быть:
mnp х( ООЕ ) = -m х Д. (8.3)
Т. е. сумма статических масс диска и противовеса должна быть равна нулю. При этом центр О и центр S совпадут в точке О, т.е. в центре этих масс. Иначе говоря, центр масс системы должен лежать на оси вращения.
Условие равенства нулю статических моментов масс должно соблюдаться и в общем случае, когда неуравновешенных масс несколько. Результирующий вектор их статического момента должен быть равен левой части уравнения (8.3), т.е:
тпр -(ОЁ) = -ЁГ~Д~. (8.4)
Уравновешивание главного вектора сил инерции называется статическим и для вала (диска) может быть произведено одним противовесом.
Фи
новешенную пару с плечом h. Уравновешива-
ние пары называется динамическим и может быть произведено противовесами, которые будут создавать пару в плоскости действия результирующей пары сил инерции.
В общем случае вращающегося вала, когда он несет на себе множество неуравновешенных масс, расположенных произвольно с
разным дисбалансом, приходится уравнове-
шивать и главный вектор, и главный момент. При этом требуется три противовеса. Один из них (для уравновешивания главного вектора) можно расположить в плоскости действия одного из противовесов для уравновешивания главного момента. Складывая силы инерции двух противовесов, установленных в одной плоскости, результирующую этих сил получим одним противовесом, закрепленным в точке пересечения составляющих сил инерции. Таким образом, для полного уравновешивания ротора требуется два противовеса. Уравнения для их определения в общем случае имеют следующий вид:
Е mi Х Д + тпр 7 Х Дпр 7 + тпр 77 Х Дпр 77 = 0
Е Щ х Дг х hi + тпр 7 Х Дпр 7 Х Кр 7 = 0
(8.5)
где h - расстояния неуравновешенных масс относительно плоскости,
где закреплен один противовес.
Полученные уравнения показывают: условием полного уравновешивания ротора (вала) является то, что ось вращения будет главной центральной осью инерции.
Уравнения (8.5) решают геометрически, начиная со второго. Определив неизвестную - тпр 7 х Дпр 7 х hnp 7 и задавшись величиной hnp 7, находят вектор тпр 7 х Дпр 7 - статический момент первого противовеса. Вектор
тпр 7 х Дпр 7 позволяет найти направление дисбаланса противовеса тпр1.
Решая теперь первое уравнение, находят статический момент второго противовеса. Задав массы второго и первого противовесов тпр1 и тпр 2, нахо
дят векторы смещений Дпр7 и Дпр77 для закрепляемых на роторе масс
тпр1 и тпр2.
Если вал имеет небольшую длину (диск), плечи ht - незначительны. Тогда решают лишь первое уравнение, уравновешивая одним противовесом главный вектор сил инерции. Главный момент этих сил приблизительно равен нулю из-за малости hi.
- 3. Классификация машин
- 4. Производительность технологических машин
- 5. Машинный агрегат. Общее устройство
- 6. Движущий и рабочий органы машин
- 6. Передаточный механизм и его составляющие
- 7. Строение механизмов. Классификация звеньев
- 7. Подвижность механизмов
- 15. Стандартное прямозубое эвольвентное цилиндрическое зубчатое зацепление. Устройство и кинематика
- 17. Качественные показатели прямозубого (эвольвентного) зубчатого зацепления
- 18. Способы изготовления прямозубых эвольвентных цилиндрических зубчатых колес. Способ обката
- 20. Червячная передача
- 19. Многоступенчатые зубчатые механизмы с неподвижными осями колес
- 21. Эпициклические механизмы и передачи
- 22. Планетарные зубчатые механизмы. Кинематика и синтез
- 10. Плоские рычажные механизмы. Виды, свойства, модификации
- 12. Алгебраический синтез рычажных механизмов
- 13. Графоаналитический синтез рычажных механизмов по коэффициенту производительности
- 30. Назначение и краткие характеристики
- 34. Связь основных размеров
- 36. Профилирование кулачка
- 39. Аналитический метод исследования движения главного вала.
- 40. Определение закона движения главного вала при помощи диаграммы энергомасс
- 41. Регулирование движения машинного агрегата. Постановка задачи и ее решение
- 43. Предварительная оценка масс и структуры энергозатрат машин
- 44. Силовое исследование машин
- 45. Определение закона движения главного вала
- 46. Определение сил, моментов и сил инерции
- 47. Трение в кинематических парах
- 48. Уравновешивание роторов
- 51. Уравновешивание механизмов
- 52. Защита введением дополнительного колебательного контура
- 53. Общее устройство. Три поколения роботов
- 54. Основные технические характеристики манипуляторов
- 55. Синтез манипулятора промышленного робота по размерам и форме зоны обслуживания
- Коэффициент сервиса
- 56. Кинематика манипулятора по методу преобразования координат [24]
- 59. Динамика манипуляторов