36. Профилирование кулачка
Технику профилирования рассмотрим на примере механизма с коро-мысловым остроконечным толкателем. Профилирование производят в той же системе, в которой находят центр вращения кулачка О. Оно может быть осуществлено на том же чертеже, либо на новом месте (рис. 5.52). В последнем случае переносят все, кроме графика Sm - ddSm (деления оси Sm
d j
оставляют).
Рис. 5.52. Схема обращения движения в механизме с коромыслом: i - положение коромысла и кулачка из функции положения yi = y(jk )
Далее пользуются методом обращения движения - вводят в рассмотрение плоскость, вращающуюся вокруг центра О с угловой скоростью сок и помещают на нее наблюдателя. При этом все звенья начинают «отставать» в первоначальном своем движении на величину сск. В результате плоскость заготовки кулачка как бы останавливается, стойка ОА вращается вокруг центра О с угловой скоростью сок (навстречу наблюдателю), а толкатель (ОК) совершает сложное движение, состоящее из двух простых -относительно стойки он занимает последовательные положения в соответствии с имеющейся уже разметкой ym (в соответствии с функцией положения ym = y( jfC), и вместе со стойкой, которая последовательно занимает положения j7< также в соответствии с указанной функцией.
Сложное движение толкателя можно осуществить последовательностью указанных двух движений - вначале переместить толкатель относительно стойки (например в положение i), затем жесткий угол iO1O повернуть вокруг центра О на угол jik в соответствии с функцией положения y = y(jk). При повороте все точки угла Z iO1O, ставшего жестким, описывают окружности вокруг центра О; на окружностях из точек O1i радиусами, равными длине коромысла, на неподвижной плоскости находят точки, принадлежащие теоретическому профилю кулачка. И, таким образом, в
пределах jK = 360°.
Аналогично поступают в случае, когда толкатель совершает поступательное движение (рис. 5.53.). При этом стойка - прямая АВ - в обращенном движении огибает окружность, описанную вокруг центра О радиусом, равным эксцентриситету е. Описав из центра О окружность указанного радиуса, получим геометрическое место дуг, описываемых точкой В пропорциональных углам jK в соответствии с функцией положения Sm -JK . Изобразив в положении jK стойку в виде касательной к окружности радиуса е, находим на
ней точку i, принадлежащую теоретическому профилю кулачка. Делая
засечку радиусом Oi, так поступают со всеми расчетными положениями в
пределах 0 £ jK. £ 360°.
Остроконечный толкатель не имеет распространения в машинах, поскольку сила трения скольжения между толкателем и кулачком быстро изнашивает то и другое. Поэтому на практике в указанную кинематическую пару вводят цилиндрический ролик, который не влияет на закон движения толкателя, является пассивным звеном, заменяет качение на скольжение и за счет замены вида трения снижает износ. При этом острие выполняет роль центра ролика, и совершает движение по теоретическому профилю кулачка, в то время как сам ролик катится по профилю, эквидистантному стеоретическим, отстоящему от него на величину радиуса ролика. Радиус ролика rp выбирают минимальным из двух соотношений:
rp = 0,45 - R; Гр = 0,8 -Pmin, (5.30)
где pmin - минимальный радиус кривизны теоретического профиля кулачка на участке, определяемом визуально (рис. 5.54). Величину радиуса Pmin определяют, выбирая на указанном участке три точки и проводя через них окружность. Соотношения (5.30) позволяют предотвратить самопересечение практического профиля и уравнять износ рабочих поверхностей ролика и кулачка. Практический профиль получают как огибающую семейства окружностей радиусом rp с центрами на центровом профиле кулачка.
37.. д^(е) = у jie) = _ Ап.с. _ Ав.с. ± Д ± А , (6.1)
п.с.
У А(е) - сумма работ внешних сил (движущих Адв, полезных Аг
и
вредных Авс сопротивлений, веса Ав и упругости А ).
Машина - сложная механическая система, в которой скорости точек подвижных звеньев имеют различные значения, однако при W = 1 они зависят от обобщенной координаты, поэтому левую часть уравнения (6.1) преобразуют. Обозначив к - количество подвижных звеньев машины, и считая, что в общем случае каждое звено совершает плоскопараллельное движение, будем иметь:
к ( V1 СО2 > г 2 si 2 к T У T = у 1 1 Vsi, сог - скорости центров масс и угловые скорости г-тых звеньев; шг, Jsi - массы и моменты инерции масс относительно центров масс. я2 Вынесем — за пределы скобок и знака суммы (£) (q - обобщенная V где 2 скорость машины). Получим: к( Л2Л К, Л2 2 X A(q), T (6.2) я | + Jsi X Я 2 X у Шг X я где выражение
А(Я) = У 1
(
Шг X
Vsi
Я
Л2
+ Jsi X
Я
Л2Л
(6.3)
представляет собой обобщенную инертность машинного агрегата в функции обобщенной координаты q. Величина A(q) имеет размерность, зависящую от выбора q: если q - угол, то q - угловая скорость, а A(q) имеет размерность момента инерции (кг ■ м ). В этом случае A(q) называют приведенным к обобщенной координате j моментом инерции Jnp (j). Если q - линейное перемещение, то q - линейная скорость, A(q) имеет размерность
массы (кг) и называется приведенной массой тпр (x). В свою очередь,
q
и
— - передаточные функции от точек и звеньев машины к звену приведения. q
В качнстве примера рассмотрим кривошипно-ползунный механизм (рис. 6.1). Заданы его геометрические и массовые параметры:
mi, m2, mз, l0Sl, lAs2, 1oa , lAB, e, JS1, JS2 .
Для трех подвижных звеньев записываем сумму трех похожих друг на друга скобок в соответствии с (6.3):
J пр I
(
т1 х
s1
+ js1 х
I —1
+
т2 Х
S 2
12
+ J S2 х
—2
121
+
+
тзх
i2
VS11 + J х
, + js3 х
Учитывая, что vS1 = l0S1; —1 = 1; — = 0, выражение в скобках для — — —1
кривошипа ОА и ползуна В можно существенно упростить. Окончательно получаем:
2 12 12 — S 2 + j S2 х 2 V —1 J + т3 х Jnpj = J01 + т2 х V — J V —1 J
Если машина - многозвенная, т.е. количество звеньев к у нее велико,
то выражение обобщенной инертности по формуле (6.3) может оказаться
, „ VSi — _ весьма сложным из-за сложности передаточных функций —— и —. Вы-
4 q
числение A(q) можно упростить, осуществив приведение масс предвари-
тельно в каждом из n механизмов, которые составляют машину, а затем переприведя их к обобщенной координате машины. В самом деле, представив кинетическую энергию машины как:
T = fjt, (6.4)
1
где T - кинетическая энергия звеньев i-того механизма, вычисляемая по
(6.2), обобщенную координату машины обозначив через q, а i-того механизма через q{, из (6.4) получаем [19]:
v Х A(q) = Ш X A{qt), 2 1 2
откуда после преобразований
A(q) = £а($ ) x (qq-)1. (6.5)
1 q
Т.о., если имеется машинный агрегат, включающий, например, двигатель (Дв) (рис. 6.2), планетарную передачу (Пл), открытую ступень зубчатых колес (Ст), рычажный механизм (Р.М.) с закрепленным на нем рабочим органом (Р.О.), динамические характеристики которого известны,
- 3. Классификация машин
- 4. Производительность технологических машин
- 5. Машинный агрегат. Общее устройство
- 6. Движущий и рабочий органы машин
- 6. Передаточный механизм и его составляющие
- 7. Строение механизмов. Классификация звеньев
- 7. Подвижность механизмов
- 15. Стандартное прямозубое эвольвентное цилиндрическое зубчатое зацепление. Устройство и кинематика
- 17. Качественные показатели прямозубого (эвольвентного) зубчатого зацепления
- 18. Способы изготовления прямозубых эвольвентных цилиндрических зубчатых колес. Способ обката
- 20. Червячная передача
- 19. Многоступенчатые зубчатые механизмы с неподвижными осями колес
- 21. Эпициклические механизмы и передачи
- 22. Планетарные зубчатые механизмы. Кинематика и синтез
- 10. Плоские рычажные механизмы. Виды, свойства, модификации
- 12. Алгебраический синтез рычажных механизмов
- 13. Графоаналитический синтез рычажных механизмов по коэффициенту производительности
- 30. Назначение и краткие характеристики
- 34. Связь основных размеров
- 36. Профилирование кулачка
- 39. Аналитический метод исследования движения главного вала.
- 40. Определение закона движения главного вала при помощи диаграммы энергомасс
- 41. Регулирование движения машинного агрегата. Постановка задачи и ее решение
- 43. Предварительная оценка масс и структуры энергозатрат машин
- 44. Силовое исследование машин
- 45. Определение закона движения главного вала
- 46. Определение сил, моментов и сил инерции
- 47. Трение в кинематических парах
- 48. Уравновешивание роторов
- 51. Уравновешивание механизмов
- 52. Защита введением дополнительного колебательного контура
- 53. Общее устройство. Три поколения роботов
- 54. Основные технические характеристики манипуляторов
- 55. Синтез манипулятора промышленного робота по размерам и форме зоны обслуживания
- Коэффициент сервиса
- 56. Кинематика манипулятора по методу преобразования координат [24]
- 59. Динамика манипуляторов