logo
ТММиМ / Теоретическая механика

36. Профилирование кулачка

Технику профилирования рассмотрим на примере механизма с коро-мысловым остроконечным толкателем. Профилирование производят в той же системе, в которой находят центр вращения кулачка О. Оно может быть осуществлено на том же чертеже, либо на новом месте (рис. 5.52). В по­следнем случае переносят все, кроме графика Sm - ddSm (деления оси Sm

d j

оставляют).

Рис. 5.52. Схема обращения движения в механизме с коромыслом: i - положение коромысла и кулачка из функции положения yi = y(jk )

Далее пользуются методом обращения движения - вводят в рассмот­рение плоскость, вращающуюся вокруг центра О с угловой скоростью сок и помещают на нее наблюдателя. При этом все звенья начинают «отста­вать» в первоначальном своем движении на величину сск. В результате плоскость заготовки кулачка как бы останавливается, стойка ОА вращается вокруг центра О с угловой скоростью сок (навстречу наблюдателю), а тол­катель (ОК) совершает сложное движение, состоящее из двух простых -относительно стойки он занимает последовательные положения в соответ­ствии с имеющейся уже разметкой ym (в соответствии с функцией поло­жения ym = y( jfC), и вместе со стойкой, которая последовательно занимает положения j7< также в соответствии с указанной функцией.

Сложное движение толкателя можно осуществить последовательно­стью указанных двух движений - вначале переместить толкатель относи­тельно стойки (например в положение i), затем жесткий угол iO1O повер­нуть вокруг центра О на угол jik в соответствии с функцией положения y = y(jk). При повороте все точки угла Z iO1O, ставшего жестким, описы­вают окружности вокруг центра О; на окружностях из точек O1i радиуса­ми, равными длине коромысла, на неподвижной плоскости находят точки, принадлежащие теоретическому профилю кулачка. И, таким образом, в

пределах jK = 360°.

Аналогично поступают в слу­чае, когда толкатель совершает по­ступательное движение (рис. 5.53.). При этом стойка - прямая АВ - в обращенном движении огибает ок­ружность, описанную вокруг цен­тра О радиусом, равным эксцен­триситету е. Описав из центра О окружность указанного радиуса, получим геометрическое место дуг, описываемых точкой В про­порциональных углам jK в соот­ветствии с функцией положения Sm -JK . Изобразив в положении jK стойку в виде касательной к окружности радиуса е, находим на

ней точку i, принадлежащую теоретическому профилю кулачка. Делая

засечку радиусом Oi, так поступают со всеми расчетными положениями в

пределах 0 £ jK. £ 360°.

Остроконечный толкатель не имеет распространения в машинах, по­скольку сила трения скольжения между толкателем и кулачком быстро из­нашивает то и другое. Поэтому на практике в указанную кинематическую пару вводят цилиндрический ролик, который не влияет на закон движения толкателя, является пассивным звеном, заменяет качение на скольжение и за счет замены вида трения снижает износ. При этом острие выполняет роль центра ролика, и совершает движение по теоретическому профилю кулачка, в то время как сам ролик катится по профилю, эквидистантному стеоретическим, отстоящему от него на величину радиуса ролика. Радиус ролика rp выбирают минимальным из двух соотношений:

rp = 0,45 - R; Гр = 0,8 -Pmin, (5.30)

где pmin - минимальный радиус кривизны теоретического профиля кулач­ка на участке, определяемом визуально (рис. 5.54). Величину радиуса Pmin определяют, выбирая на указанном участке три точки и проводя через них окружность. Соотношения (5.30) позволяют предотвратить самопересечение практического профиля и уравнять износ рабочих поверхностей ролика и ку­лачка. Практический профиль получают как огибающую семейства окружно­стей радиусом rp с центрами на центровом профиле кулачка.

37.. д^(е) = у jie) = _ Ап.с. _ Ав.с. ± Д ± А , (6.1)

п.с.

где

У А(е) - сумма работ внешних сил (движущих Адв, полезных Аг

и

вредных Авс сопротивлений, веса Ав и упругости А ).

Машина - сложная механическая система, в которой скорости точек подвижных звеньев имеют различные значения, однако при W = 1 они за­висят от обобщенной координаты, поэтому левую часть уравнения (6.1) преобразуют. Обозначив к - количество подвижных звеньев машины, и считая, что в общем случае каждое звено совершает плоскопараллельное движение, будем иметь:

к ( V1 СО2 >

г 2 si 2

к

T

У T = у

1 1

Vsi, сог - скорости центров масс и угловые скорости г-тых звеньев; шг, Jsi - массы и моменты инерции масс относительно центров масс.

я2

Вынесем — за пределы скобок и знака суммы (£) (q - обобщенная

V

где

2

скорость машины). Получим:

к(

Л2Л

К, Л2

2 X A(q),

T

(6.2)

я | + Jsi X

Я

2 X у

Шг X

я

где выражение

А(Я) = У 1

(

Шг X

Vsi

Я

Л2

+ Jsi X

Я

Л2Л

(6.3)

представляет собой обобщенную инертность машинного агрегата в функции обобщенной координаты q. Величина A(q) имеет размерность, зависящую от выбора q: если q - угол, то q - угловая скорость, а A(q) имеет размер­ность момента инерции (кг ■ м ). В этом случае A(q) называют приведен­ным к обобщенной координате j моментом инерции Jnp (j). Если q - ли­нейное перемещение, то q - линейная скорость, A(q) имеет размерность

массы (кг) и называется приведенной массой тпр (x). В свою очередь,

q

и

— - передаточные функции от точек и звеньев машины к звену приведения. q

В качнстве примера рассмотрим кривошипно-ползунный механизм (рис. 6.1). Заданы его геометрические и массовые параметры:

mi, m2, mз, l0Sl, lAs2, 1oa , lAB, e, JS1, JS2 .

Для трех подвижных звеньев записываем сумму трех похожих друг на друга скобок в соответствии с (6.3):

J пр I

(

т1 х

s1

+ js1 х

I 1

+

т2 Х

S 2

12

+ J S2 х

—2

121

+

+

тзх

i2

VS11 + J х

, + js3 х

Учитывая, что vS1 = l0S1; —1 = 1; — = 0, выражение в скобках для — —1

кривошипа ОА и ползуна В можно существенно упростить. Окончательно получаем:

2

12

12

S 2

+ j S2 х

2

V 1 J

+ т3 х

Jnpj = J01 + т2 х

V J

V 1 J

Если машина - многозвенная, т.е. количество звеньев к у нее велико,

то выражение обобщенной инертности по формуле (6.3) может оказаться

, VSi _ весьма сложным из-за сложности передаточных функций —— и —. Вы-

4 q

числение A(q) можно упростить, осуществив приведение масс предвари-

тельно в каждом из n механизмов, которые составляют машину, а затем переприведя их к обобщенной координате машины. В самом деле, пред­ставив кинетическую энергию машины как:

T = fjt, (6.4)

1

где T - кинетическая энергия звеньев i-того механизма, вычисляемая по

(6.2), обобщенную координату машины обозначив через q, а i-того меха­низма через q{, из (6.4) получаем [19]:

v Х A(q) = Ш X A{qt), 2 1 2

откуда после преобразований

A(q) = £а($ ) x (qq-)1. (6.5)

1 q

Т.о., если имеется машинный агрегат, включающий, например, дви­гатель (Дв) (рис. 6.2), планетарную передачу (Пл), открытую ступень зуб­чатых колес (Ст), рычажный механизм (Р.М.) с закрепленным на нем ра­бочим органом (Р.О.), динамические характеристики которого известны,