logo search
ТММиМ / Теоретическая механика

51. Уравновешивание механизмов

Механизмы - сложные механические системы, в которых звенья со­вершают все виды движения, а положение их центра масс непрерывно ме­няется. Рассмотрим шарнирный четырехзвенник (рис. 8.4). Известны:

lOA, lAB, lBC, lOC, lOSb lAS 2, lBS 3, m1, m2, т3.

r

s

Е тг х r

Етг

(8.5)

При движении механизма изменяется обобщенная координата j, центр масс S также перемещается и за цикл j = 2p описывает замкнутую траекторию. Следовательно, центр масс S имеет как нормальную, так и касательную составляющие ускорения:

Таким образом, появляется главный вектор сил инерции:

as ■ Е mi = Фи .

В общем случае механизма силы инерции сводятся как к главному вектору, так и к главному моменту. Однако для плоских механизмов, как ранее указывалось, моментом сил инерции можно пренебречь. Необходи­мо уравновесить лишь главный вектор. Полное уравновешивание главного вектора называется статическим уравновешиванием механизма. Неполное уравновешивание называют частичным.

50.Существует множество методов статического уравновешивания ме­ханизмов.

По методу главных точек [3], каждый вектор в уравнении (8.6) рас­сматривают как сумму векторов, направленных по звеньям. Рассмотрим шарнирный четырехзвенник. Имеем:

r1 = los1; r2 = lOA + las2 ; r3 = lOA + lAB + lbs3 .

rs =——х

Етг

Таким образом, уравнение (8.5) можно представить как: - 1

т1 OS1

1los1 + т2 (lOA + las2 ) + т3 (lOA + lAB + lbs3 )

Сгруппируем однонаправленные векторы. Получим:

где

Етг

h1,h2,h3 - векторы главных точек (направлены как звенья). Их модули:

h1 = + lOA ( т2 + т3 )

h2 = m2las2 + ^AB . (8.7)

h3 = m3lbs3

С помощью векторов h1, h2,h3 задача определения положения центра масс механизма упрощается, поскольку во всех положениях механизма модули этих векторов одинаковы, а направлены - по звеньям (рис. 8.6).

Модули векторов ht составляются по определенному алгоритму. Они

представляют собой сумму статических моментов двух масс относительно начала звена, которому вектор h параллелен: первая - собственная масса звена, приложенная в центре его масс, вторая - сумма масс последующих звеньев, приложенная в конце звена.

Пример: составить выражения модулей векторов h2, h4, h 5 для ме­ханизма на рис. 8.7.

подвижном звене. При этом замкнутые контуры, образованные звеньями механизма и векторами главных точек, будут подобными. Условия подобия указанных контуров в шарнирном четырехзвеннике (рис. 8.6) имеют вид:

т - - ~г ■ (8.8)

loa lab lbc

Условия (8.8) содержат два уравнения, в которых имеются массы ml,m2,m3, длины звеньев 1ОВ,lAB, lBC и положения центров масс lOSl,lAS2,lBS3. Если центр масс неподвижен, т.е. механизм статически урав­новешен, уравнения (8.8) будут удовлетворяться. Если они не удовлетво­ряются, из них можно найти два неизвестных, при которых они будут удовлетворяться. При этом находят статические моменты новых масс двух

звеньев, (m*l *, m*l *, либо w3lBS3) и реализуют их за счет дополнитель­ных масс противовесов, закрепляемых на звеньях АВ, АО, либо ВС.

mi*-m1 + mnp I m*- m2 + mnp II

Закрепляют массы противовесов на звеньях так, чтобы получить рас­четные значения l * , l *, либо l *. Например, для звена АВ с расчетным

размером l *:

AS2

Рис. 8.8. Распределение масс звена при известном положении их центра

Массу противовеса mnpII задают, m2 - прежняя масса звена, а S2 -прежнее положение центра масс.

Положение а противовеса находят из условия, что сумма статиче­ских моментов всех масс относительно их центра будет равна нулю. Для звена АВ величину l * можно найти (рис. 8.8) как:

AS2

mnp II ■( а - las2*)- m2 (las2 + las2*)

При частичном уравновешивании кривошипно-ползунного механиз­ма центр масс S перемещается вдоль направляющей x-x. При этом:

f - (8.9)

l0a lab

Уравнение (8.9) позволяет сконструировать механизм лишь с одним противовесом. Его можно закрепить на звене ОА, либо АВ.

Уравновешивание рассмотренным методом комбинированных меха­низмов превращается в громоздкую задачу, особенно, когда модули глав­ных точек ht являются переменными. Например, на рис. 8.10 модуль векто­ра h3 является переменной величиной. В этих случаях целесообразно рас­сматривать задачу в каждом их составляющих механизмов. В примере на рис. 8.10 целесообразно вначале с помощью противовеса mnp1 уравновесить звенья 1 и 2, затем звено 3 противовесом mnp3:

mnp1 ^ а - m1lOS1 + m2lOA; mnp3 ^ b - lCS3 ' m3 .

После этого следует рассмотреть вопрос о полном, либо частичном уравновешивании присоединенного кривошипно-ползунного механизма CDE.

тгт

Для уменьшения габаритов рычажные механизмы либо не уравно­вешивают и применяют в тихоходных ступенях машин, либо уравновеши­вают, но частично.

При подобии контура, составленного звеньями и векторами главных то­чек в кривошипно-ползунном механизме (рис. 8.11), центр масс S неподвиж­ным не будет, он будет перемещаться вдоль направляющей х-х. Это - частич­ное уравновешивание (нейтрализует силы инерции в направлении, перпенди­кулярном к направляющей х-х).

А

Рис. 8.11. Частично уравновешенный кривошипно-ползунный механизм

Полное уравновешивание здесь возможно лишь тогда, когда h1 и h2 равны нулю (l * и l * при этом будут отрицательными (8.6)). Для двух

противовесов получим два уравнения.