51. Уравновешивание механизмов
Механизмы - сложные механические системы, в которых звенья совершают все виды движения, а положение их центра масс непрерывно меняется. Рассмотрим шарнирный четырехзвенник (рис. 8.4). Известны:
lOA, lAB, lBC, lOC, lOSb lAS 2, lBS 3, m1, m2, т3.
r
s
Е тг х r
Етг
(8.5)
При движении механизма изменяется обобщенная координата j, центр масс S также перемещается и за цикл j = 2p описывает замкнутую траекторию. Следовательно, центр масс S имеет как нормальную, так и касательную составляющие ускорения:
Таким образом, появляется главный вектор сил инерции:
as ■ Е mi = Фи .
В общем случае механизма силы инерции сводятся как к главному вектору, так и к главному моменту. Однако для плоских механизмов, как ранее указывалось, моментом сил инерции можно пренебречь. Необходимо уравновесить лишь главный вектор. Полное уравновешивание главного вектора называется статическим уравновешиванием механизма. Неполное уравновешивание называют частичным.
50.Существует множество методов статического уравновешивания механизмов.
По методу главных точек [3], каждый вектор в уравнении (8.6) рассматривают как сумму векторов, направленных по звеньям. Рассмотрим шарнирный четырехзвенник. Имеем:
r1 = los1; r2 = lOA + las2 ; r3 = lOA + lAB + lbs3 .
rs =——х
Етг
Таким образом, уравнение (8.5) можно представить как: - 1
т1 OS1
1los1 + т2 (lOA + las2 ) + т3 (lOA + lAB + lbs3 )
Сгруппируем однонаправленные векторы. Получим:
где
Етг
h1,h2,h3 - векторы главных точек (направлены как звенья). Их модули:
h1 = + lOA ( т2 + т3 )
h2 = m2las2 + ^AB . (8.7)
h3 = m3lbs3
С помощью векторов h1, h2,h3 задача определения положения центра масс механизма упрощается, поскольку во всех положениях механизма модули этих векторов одинаковы, а направлены - по звеньям (рис. 8.6).
Модули векторов ht составляются по определенному алгоритму. Они
представляют собой сумму статических моментов двух масс относительно начала звена, которому вектор h параллелен: первая - собственная масса звена, приложенная в центре его масс, вторая - сумма масс последующих звеньев, приложенная в конце звена.
Пример: составить выражения модулей векторов h2, h4, h 5 для механизма на рис. 8.7.
подвижном звене. При этом замкнутые контуры, образованные звеньями механизма и векторами главных точек, будут подобными. Условия подобия указанных контуров в шарнирном четырехзвеннике (рис. 8.6) имеют вид:
т - ~г - ~г ■ (8.8)
loa lab lbc
Условия (8.8) содержат два уравнения, в которых имеются массы ml,m2,m3, длины звеньев 1ОВ,lAB, lBC и положения центров масс lOSl,lAS2,lBS3. Если центр масс неподвижен, т.е. механизм статически уравновешен, уравнения (8.8) будут удовлетворяться. Если они не удовлетворяются, из них можно найти два неизвестных, при которых они будут удовлетворяться. При этом находят статические моменты новых масс двух
звеньев, (m*l *, m*l *, либо w3lBS3) и реализуют их за счет дополнительных масс противовесов, закрепляемых на звеньях АВ, АО, либо ВС.
mi*-m1 + mnp I m*- m2 + mnp II
Закрепляют массы противовесов на звеньях так, чтобы получить расчетные значения l * , l *, либо l *. Например, для звена АВ с расчетным
размером l *:
AS2
Рис. 8.8. Распределение масс звена при известном положении их центра
Массу противовеса mnpII задают, m2 - прежняя масса звена, а S2 -прежнее положение центра масс.
Положение а противовеса находят из условия, что сумма статических моментов всех масс относительно их центра будет равна нулю. Для звена АВ величину l * можно найти (рис. 8.8) как:
AS2
mnp II ■( а - las2*)- m2 (las2 + las2*)
При частичном уравновешивании кривошипно-ползунного механизма центр масс S перемещается вдоль направляющей x-x. При этом:
f - (8.9)
l0a lab
Уравнение (8.9) позволяет сконструировать механизм лишь с одним противовесом. Его можно закрепить на звене ОА, либо АВ.
Уравновешивание рассмотренным методом комбинированных механизмов превращается в громоздкую задачу, особенно, когда модули главных точек ht являются переменными. Например, на рис. 8.10 модуль вектора h3 является переменной величиной. В этих случаях целесообразно рассматривать задачу в каждом их составляющих механизмов. В примере на рис. 8.10 целесообразно вначале с помощью противовеса mnp1 уравновесить звенья 1 и 2, затем звено 3 противовесом mnp3:
mnp1 ^ а - m1lOS1 + m2lOA; mnp3 ^ b - lCS3 ' m3 .
После этого следует рассмотреть вопрос о полном, либо частичном уравновешивании присоединенного кривошипно-ползунного механизма CDE.
тгт
Для уменьшения габаритов рычажные механизмы либо не уравновешивают и применяют в тихоходных ступенях машин, либо уравновешивают, но частично.
При подобии контура, составленного звеньями и векторами главных точек в кривошипно-ползунном механизме (рис. 8.11), центр масс S неподвижным не будет, он будет перемещаться вдоль направляющей х-х. Это - частичное уравновешивание (нейтрализует силы инерции в направлении, перпендикулярном к направляющей х-х).
А
Рис. 8.11. Частично уравновешенный кривошипно-ползунный механизм
Полное уравновешивание здесь возможно лишь тогда, когда h1 и h2 равны нулю (l * и l * при этом будут отрицательными (8.6)). Для двух
противовесов получим два уравнения.
- 3. Классификация машин
- 4. Производительность технологических машин
- 5. Машинный агрегат. Общее устройство
- 6. Движущий и рабочий органы машин
- 6. Передаточный механизм и его составляющие
- 7. Строение механизмов. Классификация звеньев
- 7. Подвижность механизмов
- 15. Стандартное прямозубое эвольвентное цилиндрическое зубчатое зацепление. Устройство и кинематика
- 17. Качественные показатели прямозубого (эвольвентного) зубчатого зацепления
- 18. Способы изготовления прямозубых эвольвентных цилиндрических зубчатых колес. Способ обката
- 20. Червячная передача
- 19. Многоступенчатые зубчатые механизмы с неподвижными осями колес
- 21. Эпициклические механизмы и передачи
- 22. Планетарные зубчатые механизмы. Кинематика и синтез
- 10. Плоские рычажные механизмы. Виды, свойства, модификации
- 12. Алгебраический синтез рычажных механизмов
- 13. Графоаналитический синтез рычажных механизмов по коэффициенту производительности
- 30. Назначение и краткие характеристики
- 34. Связь основных размеров
- 36. Профилирование кулачка
- 39. Аналитический метод исследования движения главного вала.
- 40. Определение закона движения главного вала при помощи диаграммы энергомасс
- 41. Регулирование движения машинного агрегата. Постановка задачи и ее решение
- 43. Предварительная оценка масс и структуры энергозатрат машин
- 44. Силовое исследование машин
- 45. Определение закона движения главного вала
- 46. Определение сил, моментов и сил инерции
- 47. Трение в кинематических парах
- 48. Уравновешивание роторов
- 51. Уравновешивание механизмов
- 52. Защита введением дополнительного колебательного контура
- 53. Общее устройство. Три поколения роботов
- 54. Основные технические характеристики манипуляторов
- 55. Синтез манипулятора промышленного робота по размерам и форме зоны обслуживания
- Коэффициент сервиса
- 56. Кинематика манипулятора по методу преобразования координат [24]
- 59. Динамика манипуляторов