logo search
шпоры по проектированию

3.Композиция в проектировании. Понятие «композиция». Общее понятие о первичных средствах композиции.

Процесс формообразования в дизайне естественным образом включает в себя композиционную работу. Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, компонентов. Знакомство с теорией художественной композиции – важнейшая предпосылка эффективного творчества дизайнера. Слово «композиция» происходит от латинского«сompositio» что означает сочинение, составление, связь, сопоставление. Композиция – это построение целого, с помощью увязки всех ее частей для достижения единого смысла и гармонии. «Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи — картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров; состав металлических сплавов, духов и прочее»

По мнению Е.Щедрина, в проектировании объектов выделят первичные средства композиции и специфические средства.

Первичные средства композиции применяются во всех пространственных искусствах. Они направлены на то, чтобы все внешние свойства создаваемого произведения отвечали художественному замыслу автора и эстетической задаче – гармонии. Главная особенность средств данной группы — обязательность их применения. Другая особенность первичных средств в том, что сами по себе, по своей природе они не материальны.  В свою очередь, первичные средства композиции можно разделить на две группы. Первая группа имеет отношение к графике, а вторая к форме объектов.

1. Графика а) точка - элемент графики, который чаще всего представляет акцент на плоскости. В зависимости от ее размеров относительно других элементов, расположения на листе, силуэта, плотности, яркости она может выступать композиционным центром, акцентировать на себе внимание, или растворяться в общей композиции. Если она резко отличается по своим свойствам от других элементов, то она будет фокусировать на себе внимание и являться композиционным центром. Если же она приближается по своим свойствам, то она будет частью целого, растворяясь в нем. Точка является двумерным средством и сама по себе статична. Но, не смотря на это, с помощью точек можно передавать объем и направление движения. б) линия - одно из основных изобразительных средств искусства. Линией пользуются в кратковременных набросках, эскизах, длительных рисунках, чертежах. Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и является двумерной. Но, не смотря на это, в линейном изображении также возможно решение пространственных задач. Линейное изображение может передавать объем предмета.  Характер графической формы линии зависит от техники исполнения. Линия может быть решительной, жесткой, смелой, порывистой, тонкой, изысканной, жесткой, угловатой, колючей, неуверенной, робкой. С помощью лини можно передавать характер. в) пятно – плоская фигура, имеющая внутреннее заполнение.

Пятна могут быть различны по:

- форме, тону, цвету

- способу образования:

Окружность чаще всего ассоциируются с женским началом: теплота, уют, чувственность, любовь, а также с беспрерывностью движения, вселенной, миром, солнцем, фиксирует на себе внимание.  Кроме того, окружности (или дуги) часто применяются для выражения идеи общности, целостности, стойкости, движения и безопасности.

Треугольник считаются выражением мужского начала: силы, агрессии и динамики. У направления треугольника тоже есть свой смысл. Треугольник, обращенный острием вниз, всегда ассоциировался с женственным началом. Треугольник с острием, направленным вверх связывался с огнем и с мужчиной, вызывая ощущение устойчивости и надежности. Хотя на дверях туалетов обычно рисуют все наоборот. Треугольник с произвольным наклоном указывает на движение, агрессию

Прямоугольникквадрат ассоциируются с мощью, основательностью, покоем, вечностью, силой, стабильностью.  Прямоугольные формы могут вызывать у зрителя ощущение упорядоченности, логичности, иерархичности и безопасности. 

С местом расположения пятна (изображения, блока текста) на листе связывают субъективное ощущение времени. Так прошлое связывают с левой стороной, настоящее – с расположением по центру, а будущее –справа и несколько вверху.