3.Композиция в проектировании. Понятие «композиция». Общее понятие о первичных средствах композиции.
Процесс формообразования в дизайне естественным образом включает в себя композиционную работу. Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, компонентов. Знакомство с теорией художественной композиции – важнейшая предпосылка эффективного творчества дизайнера. Слово «композиция» происходит от латинского«сompositio» что означает сочинение, составление, связь, сопоставление. Композиция – это построение целого, с помощью увязки всех ее частей для достижения единого смысла и гармонии. «Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи — картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров; состав металлических сплавов, духов и прочее»
По мнению Е.Щедрина, в проектировании объектов выделят первичные средства композиции и специфические средства.
Первичные средства композиции применяются во всех пространственных искусствах. Они направлены на то, чтобы все внешние свойства создаваемого произведения отвечали художественному замыслу автора и эстетической задаче – гармонии. Главная особенность средств данной группы — обязательность их применения. Другая особенность первичных средств в том, что сами по себе, по своей природе они не материальны. В свою очередь, первичные средства композиции можно разделить на две группы. Первая группа имеет отношение к графике, а вторая к форме объектов.
1. Графика а) точка - элемент графики, который чаще всего представляет акцент на плоскости. В зависимости от ее размеров относительно других элементов, расположения на листе, силуэта, плотности, яркости она может выступать композиционным центром, акцентировать на себе внимание, или растворяться в общей композиции. Если она резко отличается по своим свойствам от других элементов, то она будет фокусировать на себе внимание и являться композиционным центром. Если же она приближается по своим свойствам, то она будет частью целого, растворяясь в нем. Точка является двумерным средством и сама по себе статична. Но, не смотря на это, с помощью точек можно передавать объем и направление движения. б) линия - одно из основных изобразительных средств искусства. Линией пользуются в кратковременных набросках, эскизах, длительных рисунках, чертежах. Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и является двумерной. Но, не смотря на это, в линейном изображении также возможно решение пространственных задач. Линейное изображение может передавать объем предмета. Характер графической формы линии зависит от техники исполнения. Линия может быть решительной, жесткой, смелой, порывистой, тонкой, изысканной, жесткой, угловатой, колючей, неуверенной, робкой. С помощью лини можно передавать характер. в) пятно – плоская фигура, имеющая внутреннее заполнение.
Пятна могут быть различны по:
- форме, тону, цвету
- способу образования:
Окружность чаще всего ассоциируются с женским началом: теплота, уют, чувственность, любовь, а также с беспрерывностью движения, вселенной, миром, солнцем, фиксирует на себе внимание. Кроме того, окружности (или дуги) часто применяются для выражения идеи общности, целостности, стойкости, движения и безопасности.
Треугольник считаются выражением мужского начала: силы, агрессии и динамики. У направления треугольника тоже есть свой смысл. Треугольник, обращенный острием вниз, всегда ассоциировался с женственным началом. Треугольник с острием, направленным вверх связывался с огнем и с мужчиной, вызывая ощущение устойчивости и надежности. Хотя на дверях туалетов обычно рисуют все наоборот. Треугольник с произвольным наклоном указывает на движение, агрессию
Прямоугольник, квадрат ассоциируются с мощью, основательностью, покоем, вечностью, силой, стабильностью. Прямоугольные формы могут вызывать у зрителя ощущение упорядоченности, логичности, иерархичности и безопасности.
С местом расположения пятна (изображения, блока текста) на листе связывают субъективное ощущение времени. Так прошлое связывают с левой стороной, настоящее – с расположением по центру, а будущее –справа и несколько вверху.
- 1.Понятие «проектирование», «проект».Цель проектирования.История и условия становления проектирования как самост.Вида деят-ти.
- 2.Проектирование как процесс дизайнерской деят-ти.Две составляющие процесса проектирования.Роль изучения теоретических основ проек-я и сопутствующих дисциплин(форм-я,цвет-я,инж.Граф,матер-я)
- 3.Композиция в проектировании. Понятие «композиция». Общее понятие о первичных средствах композиции.
- 4.Первичные средства композиции. Графика: точка, линия, пятно.
- 5.Первичные средства композиции. Форма. Признаки формы.
- 6.Сущность понятия «форма». Три вида формы (по в.Устину).
- 7.Понятие цвета как физического и композиционного явления. Типология и классификация цветов. Психология восприятия цвета. Цветовые модели rgb, cmy, cmyk, hsl
- 8.Средства гармонизации художественной формы в проектировании.
- 9.Специфические средства художественной формы в проектировании.
- 10.Основные принципы организации композиционно - художественной формы
- 11.Межпредметные связи проектирования с учебными курсами специальности
- 12.Виды проектирования. Взаимосвязь видов проектирования.
- 13.Пути создания образа в произведениях дизайна. Приемы творческого воображения.
- 14.Этапы проектирования.
- 15.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы исследования проектных ситуаций.
- 16.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы поиска идей
- 17.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы исследования структуры проблемы
- 18.Классификация объектов проектирования. Классификация Шимко в.Т.
- 19.Общие требования к проектированию различных объектов дизайна
- Этапы разработки фирменного стиля
- 1.Предпроектный анализ.
- 2. Выработка проектной концепции
- 3. Проектная разработка
- 4. Оформление и предоставление проекта
- 24.Организация ландшафта. Понятие «ландшафтный дизайн». Задачи ландшафтного дизайна. Средства организации ландшафта.
- 25.Этапы проектирования ландшафта.
- 26.Истоки ландшафтного дизайна. Сады Др.Египта, Др.Греции, Др.Рима. Сады Средневековья.
- 27.Традиционные стили ландшафтного дизайна
- 28.Современные тенденции в ландшафтном дизайне. Вертикальное озеленение. Цели вертикального озеленения. Способы и формы вертикального озеленения
- - Зонирование ландшафта (т.Е. Выделение различных функциональных зон: места для занятий спортом, прогулок, отдыха, массовых гуляний, детские площадки);
- 29.Современные тенденции в ландшафтном дизайне. Озеленение крыш. Использование современных материалов и технологий.
- 2. Озеленение крыш.
- 30.Понятие «интерьер». Виды интерьеров. Зонирование интерьерного пространства. Виды зон. Основные элементы и способы зонирования
- 31.Содержание проекта по интерьеру.
- 32.Композиционное наполнение интерьеров. Объемно-пространственная среда. Световая среда. Свет в интерьере и приемы искажения пространства
- 1. Объемно-пространственная среда:
- 2. Световая среда
- 33.Композиционное наполнение интерьеров. Цветовая среда. Цвет как средство формообразования. Цветовая культура.
- 36.Понятие «плакат». Виды плакатов
- 37.Требования к плакату. Использования шрифта в плакате. Особенности зрительного восприятия шрифта.
- 38.Принципы применения шрифта. Ясность и удобочитаемость шрифта.
- 39.Образ как средство визуальной коммуникации (по Имшинецкой и.). Требования к образу
- 40.Приемы создания образа в визуальной коммуникации (по Имшинецкой и.).
- 42.Мобильные выставочные стенды. Виды выставочных стендов. Разновидности конструкции для мобильных стендов
- 43.Понятие «мебель». Проектирование и конструирование мебели. История развития мебели.
- 44.Этапы проектирования промышленного изделия (мебели)
- 45.Классификации мебели. Материалы, используемые для изготовления мебели. Зависимость пластики формы промышленных от свойств выбранного материала.
- 46.Классификации мебели по функциональному признаку, комплектности, способу производства, способу соединения и трансформации частей изделия
- 47.Виды изделий мебели. Требования к мебели.
- 48.Моделирование одежды. Понятие «дизайн одежды», «одежда». Основные функции одежды. Классификация одежды.
- 49.Понятие «костюм». Функции костюма.
- 50.Моделирование одежды. Понятия «модельер», «кутюрье», «дизайнер». Проектирование одежды (этапы).
- 51.Проектирование единичных изделий, комплектов. Понятия «комплект» и «гарнитур»
- 52.Проектирование ансамблей, коллекций. Типы коллекций. Последовательность разработки коллекции
- 53.Два специальных проектных языка. Проектная графика. Виды проектной графики.
- 54.Типы проектно-графических изображений
- 55.Два специальных проектных языка. Объемное проектирование (макетирование). Виды макетов, их назначение.
- 56.Варианты проектных решений. Классификация проектов. Графическая и текстовая часть проекта.
- 57.Виды чертежа-проекта. Характеристика, особенности применения.
- 58.Выполнение проекта на планшетах. Компоновка на планшетах. Макетирование в проекте.
- 59. Оформления проектной документации. Понятие гост. Единая система конструкторской документации. Конструкторская документация. Виды конструкторских документов и их состав.
- 60. Оформления проектной документации. Проектно-сметная документация. Виды проектной документации и их состав.