52.Проектирование ансамблей, коллекций. Типы коллекций. Последовательность разработки коллекции
Ансамбль (от фр. ensemble - вместе, сразу) - совокупность составляющих костюм предметов, решенных по определенному художественному замыслу, продуманная связь и соподчинение одежды и дополнений, составляющих в целом костюм для определенного человека, для конкретного использования, для выражения художественного образа.
Ансамбль подразумевает взаимную согласованность, органическую взаимосвязь, единство частей костюма по силуэту, пропорциям, цвету, отделкам.
Ансамбль обычно состоит из нескольких частей и включает в себя одежду, обувь, головные уборы, прическу, украшения, является единым целым и не предполагает никаких изменений. Любое дополнение или изъятие какого-либо элемента нарушает его целостность. Ансамбль, в отличие от комплекта, является закрытой системой.
Для ансамбля характерна многослойность, обязательность одновременного ношения всех его частей, которые связанны между собой и находятся в соподчинении.
К ансамблям относятся: нарядные туалеты; костюмы для торжественных случаев; костюм для свадьбы; костюм специального назначения; сценический костюм.
Коллекция - это серия моделей различного назначения, объединенных единством авторской концепции, образа, применяемых в коллекции материалов, цветового решения, формы, базовых конструкций, стилевого решения.
В зависимости от типа и назначения в коллекции могут преобладать те или иные ее признаки. В авторской творческой коллекции, например, более существенными являются единство концепции, стиля и образа, при этом могут отсутствовать базовые конструкции.
Важнейший признак в промышленной коллекции, напротив,- единая конструктивная основа, единство формы, цветовой гаммы. Но в любом случае главный признак коллекции - это ее цельность, что отличает коллекцию от механического собрания разнородных моделей. Цельность обеспечивается единством стиля, творческого метода, цветовой гаммы, структуры материалов, формы, единством образов. Кроме того, признаком грамотно разработанной коллекции является динамика, т.е. развитие идеи, центральной в данной коллекции. Коллекция - это не серия одинаковых или почти одинаковых моделей. Интересное конструктивное или декоративное решение, являющееся«изюменкой» данной коллекции, должно в каждой новой модели «поворачиваться новой гранью», в коллекции должны быть представлены все возможные нюансы развития идеи.
Коллекция может состоять из различных элементов - это могут быть ансамбли, комплекты, единичные изделия, дополнения и аксессуары.
Типы коллекций
Перспективные коллекции, в которых воплощается концепция моды на будущее, как правило, на будущий сезон, представляющие новые стили и тенденции. К перспективным коллекциям можно отнести большинство коллекций высокой моды (ведущих модных домов) и коллекции «прет-а-порте», созданные известными дизайнерами. Для этих коллекций характерны «заостренные» формы и силуэты, яркие образы, эксперименты с материалами, технологиями и конструкциями. Перспективные коллекции представляют образы будущего человека, поэтому при их проектировании учитываются прогнозы моды, тенденции развития образа жизни, прогноз экономической ситуации, данные об изменении цветовых предпочтений и т.п. Коллекция «прет-а-порте» одновременно является промышленной базовой коллекцией для конкретной фирмы.
Промышленные базовые коллекции предлагают концепцию ассортимента для непосредственного внедрения. В них воплощаются актуальные направления моды, они предназначены непосредственно для массового производства. Такие коллекции демонстрируются на ярмарках моды (например, на Парижском салоне или ярмарке ИГЕДО в Дюссельдорфе) для представителей торговли. Для промышленных коллекций характерны «смягченные» формы, уже апробированные решения. Модные тенденции в этих коллекциях, скорее, воплощаются в определенных структурах материалов и цветовой гамме.
Авторские коллекции выражают творческую концепцию дизайнера. Авторскими коллекциями являются коллекции высокой моды и коллекции «прет-а-порте», созданные известными модельерами, предназначенные для индивидуального клиента или массового потребителя, а также коллекции, созданные для демонстрации на международных выставках и ярмарках, в ночных клубах, на презентациях, для участия в творческих конкурсах.
Коллекции специального назначения, например коллекция школьной одежды, коллекции форменной одежды.
Последовательность разработки коллекции
Сначала формируется концепция перспективной моды на основе прогноза моды, которая воплощается в коллекции тканей и других материалов для изготовления одежды. Новые тенденции в структуре материалов и модной цветовой гамме демонстрируются за полтора года до сезона (например, в парижском салоне тканей «Премьер Визион» и ярмарке тканей «Интерштофф» во Франкфуртe-на-Майне). Затем создаются перспективные коллекции. Коллекции высокой моды демонстрируются за полгода до сезона: весенне-летние - в январе, осенне -зимние - в конце июля - начале августа (хотя предлагаемые стили и тенденции в промышленных коллекциях и в массовой моде могут реализоваться гораздо позднее); коллекции «прет-а-порте» - за семь-восемь месяцев до сезона: весение-летние - в сентябре - начале октября, осенне-зимние - в феврале. Потом разрабатываются промышленные массовые коллекции, которые развивают перспективные тенденции, появившиеся в коллекциях «прет-а-порте». В массовых коллекциях новые стили разрабатываются примерно полтора-два гола спустя после их появления в перспективных коллекция, а в некоторых случаях - с еще большим запозданием.
- 1.Понятие «проектирование», «проект».Цель проектирования.История и условия становления проектирования как самост.Вида деят-ти.
- 2.Проектирование как процесс дизайнерской деят-ти.Две составляющие процесса проектирования.Роль изучения теоретических основ проек-я и сопутствующих дисциплин(форм-я,цвет-я,инж.Граф,матер-я)
- 3.Композиция в проектировании. Понятие «композиция». Общее понятие о первичных средствах композиции.
- 4.Первичные средства композиции. Графика: точка, линия, пятно.
- 5.Первичные средства композиции. Форма. Признаки формы.
- 6.Сущность понятия «форма». Три вида формы (по в.Устину).
- 7.Понятие цвета как физического и композиционного явления. Типология и классификация цветов. Психология восприятия цвета. Цветовые модели rgb, cmy, cmyk, hsl
- 8.Средства гармонизации художественной формы в проектировании.
- 9.Специфические средства художественной формы в проектировании.
- 10.Основные принципы организации композиционно - художественной формы
- 11.Межпредметные связи проектирования с учебными курсами специальности
- 12.Виды проектирования. Взаимосвязь видов проектирования.
- 13.Пути создания образа в произведениях дизайна. Приемы творческого воображения.
- 14.Этапы проектирования.
- 15.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы исследования проектных ситуаций.
- 16.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы поиска идей
- 17.Методы проектирования. Классификация методов проектирования. Методы исследования структуры проблемы
- 18.Классификация объектов проектирования. Классификация Шимко в.Т.
- 19.Общие требования к проектированию различных объектов дизайна
- Этапы разработки фирменного стиля
- 1.Предпроектный анализ.
- 2. Выработка проектной концепции
- 3. Проектная разработка
- 4. Оформление и предоставление проекта
- 24.Организация ландшафта. Понятие «ландшафтный дизайн». Задачи ландшафтного дизайна. Средства организации ландшафта.
- 25.Этапы проектирования ландшафта.
- 26.Истоки ландшафтного дизайна. Сады Др.Египта, Др.Греции, Др.Рима. Сады Средневековья.
- 27.Традиционные стили ландшафтного дизайна
- 28.Современные тенденции в ландшафтном дизайне. Вертикальное озеленение. Цели вертикального озеленения. Способы и формы вертикального озеленения
- - Зонирование ландшафта (т.Е. Выделение различных функциональных зон: места для занятий спортом, прогулок, отдыха, массовых гуляний, детские площадки);
- 29.Современные тенденции в ландшафтном дизайне. Озеленение крыш. Использование современных материалов и технологий.
- 2. Озеленение крыш.
- 30.Понятие «интерьер». Виды интерьеров. Зонирование интерьерного пространства. Виды зон. Основные элементы и способы зонирования
- 31.Содержание проекта по интерьеру.
- 32.Композиционное наполнение интерьеров. Объемно-пространственная среда. Световая среда. Свет в интерьере и приемы искажения пространства
- 1. Объемно-пространственная среда:
- 2. Световая среда
- 33.Композиционное наполнение интерьеров. Цветовая среда. Цвет как средство формообразования. Цветовая культура.
- 36.Понятие «плакат». Виды плакатов
- 37.Требования к плакату. Использования шрифта в плакате. Особенности зрительного восприятия шрифта.
- 38.Принципы применения шрифта. Ясность и удобочитаемость шрифта.
- 39.Образ как средство визуальной коммуникации (по Имшинецкой и.). Требования к образу
- 40.Приемы создания образа в визуальной коммуникации (по Имшинецкой и.).
- 42.Мобильные выставочные стенды. Виды выставочных стендов. Разновидности конструкции для мобильных стендов
- 43.Понятие «мебель». Проектирование и конструирование мебели. История развития мебели.
- 44.Этапы проектирования промышленного изделия (мебели)
- 45.Классификации мебели. Материалы, используемые для изготовления мебели. Зависимость пластики формы промышленных от свойств выбранного материала.
- 46.Классификации мебели по функциональному признаку, комплектности, способу производства, способу соединения и трансформации частей изделия
- 47.Виды изделий мебели. Требования к мебели.
- 48.Моделирование одежды. Понятие «дизайн одежды», «одежда». Основные функции одежды. Классификация одежды.
- 49.Понятие «костюм». Функции костюма.
- 50.Моделирование одежды. Понятия «модельер», «кутюрье», «дизайнер». Проектирование одежды (этапы).
- 51.Проектирование единичных изделий, комплектов. Понятия «комплект» и «гарнитур»
- 52.Проектирование ансамблей, коллекций. Типы коллекций. Последовательность разработки коллекции
- 53.Два специальных проектных языка. Проектная графика. Виды проектной графики.
- 54.Типы проектно-графических изображений
- 55.Два специальных проектных языка. Объемное проектирование (макетирование). Виды макетов, их назначение.
- 56.Варианты проектных решений. Классификация проектов. Графическая и текстовая часть проекта.
- 57.Виды чертежа-проекта. Характеристика, особенности применения.
- 58.Выполнение проекта на планшетах. Компоновка на планшетах. Макетирование в проекте.
- 59. Оформления проектной документации. Понятие гост. Единая система конструкторской документации. Конструкторская документация. Виды конструкторских документов и их состав.
- 60. Оформления проектной документации. Проектно-сметная документация. Виды проектной документации и их состав.