7. Подвижность механизмов
У механизма подвижность должна быть не меньше чем W = 1, иначе это не механизм.
Подвижность механизма - количество его обобщенных координат. Она показывает, сколько простых движений необходимо сообщить звеньям механизма, чтобы движение остальных звеньев было определенным (зависимым). Подвижность - основной параметр любого механизма.
Впервые степень подвижности механизма теоретически определил П. Л. Чебышев. Рассматривая плоские механизмы, он рассуждал так: до вхождения в кинематические пары каждое звено имело 3 независимых движения в плоскости и если число звеньев п, то число независимых степеней свободы звеньев составляло 3 х n. Каждая одноподвижная кинематическая пара отнимает у звеньев 2 степени свободы. Если p1 - число од-
ноподвижных кинематических пар, то 2 х p1 - число независимых движений, отнятых этими парами.
Если p2 - число двухподвижных кинематических пар, то 1 х p2 -число отнятых ими независимых движений.
Таким образом, число степеней подвижности плоского механизма (формула Чебышева):
W = 3 хп - 2 х p1 - 1х p2. (3.1)
В пространстве:
6 х п - число независимых движений свободных подвижных звеньев 5 х p1 - число отнятых движений одноподвижными парами
4 х p2 - число отнятых движений двухподвижными парами
3 х p3 - число отнятых движений трехподвижными парами
2 х p4 - число отнятых движений четырехподвижными парами
1х p5 - число отнятых движений пятиподвижными парами
Таким образом, степень подвижности пространственного механизма (формула Сомова - Малышева):
W = 6хп -5хp1 -4хp2 -3хp3 -2хp4 -1 хp5. (3.2)
В Полоцком государственном университете также проводились исследования по рассмотренной тематике [8]. Установлено, что подвижность механизма от количества подвижных звеньев n не зависит, а определяется лишь подвижностью кинематических пар и количеством связей, вносимых при сборке.
Рассмотрим незамкнутые кинематические цепи (рис. 3.8).
Эти цепи образуют манипуляторы с двумя, тремя и более степенями подвижности. Универсальный манипулятор - рука человека (рис. 3.9) имеет 7 степеней подвижности.
W= 3+1+3= 7
\х ноешь рут
Рис. 3.9. Структурная схема универсального манипулятора
Три степени подвижности необходимы «руке», чтобы доставить объект в любую точку зоны обслуживания. Еще три степени подвижности необходимы, чтобы развернуть объект должным образом в указанной
24
обходимы, чтобы развернуть объект должным образом в указанной точке. Одна степень подвижности нужна для маневренности: обход препятствий при различных положениях звеньев осуществляется за счет вращения контура АВС вокруг оси х.
Если открытую трехподвижную кинематическую цепь ОАВС (рис. 3.8. в, 3.10, а) соединить со стойкой посредством поступательной од-ноподвижной кинематической пары, то внесем две связи, если получим механизм с признаками плоского механизма, (точки звеньев могут перемещаться в параллельных плоскостях) и пять, если таких признаков не окажется. Полученный механизм (рис. 3.10, б) будет иметь в первом случае
W = IЛ - I = 3 - 2 = 1,
где I /7г - количество подвижностей в кинематических парах;
I Sj - число внесенных связей, во втором случае будет
W = I Л -1 Sj = 3 - 5 = -2.
Рис. 3.10. Трехподвижная кинематическаятцепь (а) и полученный на ее основе кривошипно-ползунный механизм (б)
Чтобы определить степень подвижности механизма, необходимо превратить его в незамкнутую кинематическую цепь, отсоединив от стойки, разомкнуть замкнутые контуры, определить степень подвижности в кинематических парах полученной кинематической цепи (177г), затем восстановить разомкнутые пары, проанализировать, сколько реальных связей (I Sj ) при этом введено. Вычислить W по формуле:
W = I Л; - I Sj . (3.3)
Формула (3.3) позволяет проанализировать степень влияния на подвижность W связей, вносимых при сборке механизма и отступлении от (идеальных) нулевых допусков.
- 3. Классификация машин
- 4. Производительность технологических машин
- 5. Машинный агрегат. Общее устройство
- 6. Движущий и рабочий органы машин
- 6. Передаточный механизм и его составляющие
- 7. Строение механизмов. Классификация звеньев
- 7. Подвижность механизмов
- 15. Стандартное прямозубое эвольвентное цилиндрическое зубчатое зацепление. Устройство и кинематика
- 17. Качественные показатели прямозубого (эвольвентного) зубчатого зацепления
- 18. Способы изготовления прямозубых эвольвентных цилиндрических зубчатых колес. Способ обката
- 20. Червячная передача
- 19. Многоступенчатые зубчатые механизмы с неподвижными осями колес
- 21. Эпициклические механизмы и передачи
- 22. Планетарные зубчатые механизмы. Кинематика и синтез
- 10. Плоские рычажные механизмы. Виды, свойства, модификации
- 12. Алгебраический синтез рычажных механизмов
- 13. Графоаналитический синтез рычажных механизмов по коэффициенту производительности
- 30. Назначение и краткие характеристики
- 34. Связь основных размеров
- 36. Профилирование кулачка
- 39. Аналитический метод исследования движения главного вала.
- 40. Определение закона движения главного вала при помощи диаграммы энергомасс
- 41. Регулирование движения машинного агрегата. Постановка задачи и ее решение
- 43. Предварительная оценка масс и структуры энергозатрат машин
- 44. Силовое исследование машин
- 45. Определение закона движения главного вала
- 46. Определение сил, моментов и сил инерции
- 47. Трение в кинематических парах
- 48. Уравновешивание роторов
- 51. Уравновешивание механизмов
- 52. Защита введением дополнительного колебательного контура
- 53. Общее устройство. Три поколения роботов
- 54. Основные технические характеристики манипуляторов
- 55. Синтез манипулятора промышленного робота по размерам и форме зоны обслуживания
- Коэффициент сервиса
- 56. Кинематика манипулятора по методу преобразования координат [24]
- 59. Динамика манипуляторов