logo search
шпоры по проектированию

10.Основные принципы организации композиционно - художественной формы

Композиционное равновесие – сбалансированность, уравновешенность  по зрительной массе всех элементов композиции или формы. Соблюдение композиционного равновесия неотъемлемая часть при проектировании любых форм в дизайне. Важным в достижении композиционного равновесия является грамотно организованный композиционный центр.

Композиционный центр – это визуальный, смысловой центр композиции. Это место сосредоточения основных, главных элементов композиции. Композиционный центр может совпадать либо не  совпадать с геометрическим центомкомпозиции. Существует также оптический центр, который располагается выше геометрического центра на одну треть расстояния от верхнего до геометрического цента.

Выделение композиционного центра может быть достигнуто разными способами. Все эти способы сводятся к тому, что для определения главного в композиции используется прием контраста.

Организация композиционного центра через контраст по:

- размеру;

- форме;

- тону, светлоте, насыщенности;

- расположению элементов, их деталировке.

В композиции может быть один центр (моноцентрическая композиция) или несколько (2-3) – полицентрическая композиция.

Соподчиненность – установление гармоничной связи между элементами композиции. Примером соподчиненности может служить организация поддержки композиционного центра. Поддержка- это второстепенные элементы композиции, подчиняющиеся композиционному центру. Это подчинение может быть выражено в частичном повторении формы главного элемента, их расположения, цвета. 

Рациональность – логическая обоснованность, целесообразность формы.

Функциональная рациональность - соответствие формы функциям вещи.

Художественная рациональность – соответствие формы композиционно- художественному решению вещи. Эти две рациональности выходят из необходимости соблюдения в дизайн-объекте утилитарных и художественных функций.

Тектоничность – соответствие формы конструкции. По сути, она представляет собой художественно оформленную информацию о конструктивном устройстве изделия, его назначении, способе эксплуатации, надежности, прочности.

Две противоречивые задачи тектоники (В.Устин):

- раскрытия в форме ее конструктивной основы;

- закрытие путем наложения декоративных элементов.

Образность -  представление, раскрытие в произведениях дизайна художественного образа (идеи, смысла), возникающего в процессе формирования замысла, проектирования, создания и восприятия вещи. Выразительность, эмоциональность воздействия любой дизайн-формы усиливается за счет достижения художественного образа, предполагающего раскрытие глубоких смыслов.

Целостность – этот принцип предполагает учет всех предыдущих принципов и их связь с средствами и приемами построения композиции.

Целостность – это единство, общий характер формы.

Способы достижения целостности:

- композиционное единство (выделение главного - композиционного центра и второстепенного - поддержки). Главное, чаще всего, должно решаться более крупно, а второстепенное – более мелко;

- стилистическое единство – художественно-пластическая однородность объекта, его элементов и пространственной среды. Характерный признак стилистического единства – это сравнительное постоянство, выраженное в форме, пластике, цвете.

Бионизация – построение формы по средствам бионики. Бионика –(от греч. biōn — элемент жизни, буквально —живущий) — прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, т. е. формы живого в природе и их промышленные аналоги.

Бионика тесно связана с биологиейфизикойхимиейкибернетикой и инженерными науками: электроникой, навигацией, связью, морским делом и другими.

В дизайне использование природных форм происходит в двух направлениях:

  заимствование внешней формы, ее окраски

 заимствование конструктивных особенностей природы