10. Плоские рычажные механизмы. Виды, свойства, модификации
Рычажные механизмы не имеют высших кинематических пар, поэтому они обладают большой надежностью и долговечностью, способны передавать большие усилия. Общий недостаток: трудности в уравновешивании и малая изученность. Уравновешенный рычажный механизм громоздок и сложен, поэтому такие механизмы применяют в узлах машин, связанных непосредственно с обрабатывающим инструментом, когда при той же мощности нагрузки на инструмент значительны, а скорости невелики и их можно не уравновешивать. Передаваемая рычажными механизмами мощность также может быть очень большой. Рычажные механизмы с закрепленными на них инструментами называют несущими.
Кинематические свойства рычажных механизмов весьма обширны. Теоретически они могут заменить любой механизм с высшими кинематическими парами, хотя при этом получаются более многозвенными. Исследования таких механизмов интенсивно проводятся лишь в случае простейших схем. Точность этих схем в большинстве случаев машин оказывается вполне приемлемой.
Механизм называется плоским, если точки его подвижных звеньев описывают траектории в параллельных плоскостях. Плоские рычажные механизмы имеют лишь одноподвижные кинематические пары. Это наиболее изученные рычажные механизмы, широко применяемые в машинах. Для таких механизмов формула Чебышева имеет вид:
W = 3n - 2 p1.
Подвижность должна быть равна хотя бы единице, иначе это не механизм. При этом:
1 = 3n - 2 p1 => 1 + 2 p1 = 3n. Уравнение должно быть решено в целых числах. При p1 =1 получаем n =1 (рис. 5.24).
Рис. 5.24. Начальный механизм: а) типа эл. двигателя; б) типа эл. магнита
Эти простейшие механизмы не производят преобразования движения, их называют начальными. Они могут использоваться в качестве двигателя. При p1 = 2 и p1 = 3 число n не может быть целым.
При p1 = 4 и n = 3 получаем семейство пяти широко известных че-
тырехзвенных плоских рычажных механизмов.
1) Шарнирный четырехзвенник (рис. 5.25) имеет три подвижных звена (1, 2, 3), четыре вращательных кинематических пары (А, В, С, Д).
2, 3) При одной поступательной и трех вращательных кинематических парах получаем кривошипно-ползунный (рис. 5.26) и кулисный (рис. 5.27) механизмы:
У
У = Ф
Характеристики рассмотренных механизмов сводятся к следующим: 1) Пределы изменения угла давления у. Углом давления в механизмах называют острый угол, заключенный между векторами силы, действующей на ведомое звено со стороны ведущих звеньев, и вектором возможной скорости точки приложения этой силы при статическом состоянии механизма. Угол g во вращательной кинематической паре (см. рис. 5.25)
допускается [g]< 45°, а в поступательной (см. рис. 5.26) - [g]< 30° . В кулисных механизмах, (см. рис. 5.27) и (рис. 5.28), угол давления не изменяется, он имеет наивыгоднейшее значение уопт = 0°, а на рис. 5.29 g = cp,
вследствие чего ср = ±30°, т.е. механизм не проворачивается.
Проворачиваемость звеньев. Схема на рис. 5.25 может быть двух-кривошипной, двухкоромысловой, либо кривошипно-коромысловой, что определяется условием Грасс-Гоффа и интервалом угла g. В схеме на рис. 5.36 механизм может быть кривошипно-ползунный, либо коромыслово-ползун-ный не проворачивающийся (при BC < AB). В схеме 5.27 кулиса может быть вращающейся, либо качающейся. В схеме на рис. 5.28 кулиса движется поступательно, а в схеме на рис. 5.29 кулиса не проворачивается. Механизм самостоятельного применения практически не имеет и может быть использован лишь в комбинациях с коромысловыми механизмами.
Коэффициент производительности п . Коэффициент производительности связан с углом перекрытия 0, т.е. с углом, на величину которого угол рабочего хода превышает 180° . Угол поворота кривошипа, соответствующий рабочему (прямому) ходу выходного звена BC обозначим aрх .
Чтобы показать угол a х , необходимо изобразить механизм в двух крайних положениях. Например, в дезаксиальном кривошипно-ползунном че-тырехзвенном механизме - в двух крайних положениях кривошип OA и шатун AB располагаются на одной прямой (рис. 5.30):
a -180° = 9.
Заметим, что при е = 0 (механизм аксиальный) 9 = 0, а Г|* = 0,5.
Рис. 5.30. Кривошипно-ползунный механизм в двух крайних положениях
Проведенные исследования показали, что при приемлемых углах давления механизм на рис. 5.25 обеспечивает 9 до 20°, на рис. 5.26 - до 8°, на рис. 5.27 - до 180° (теоретически), на рис. 5.28 - всегда 9 = 0°, а на рис. 5.29 - 9 не имеет смысла.
4) Долговечность. Наиболее долговечной и надежной является схема на рис. 5.25, поскольку у нее зоны износа сосредоточены локально. Менее износостойки и долговечны схемы на рис. 5.26 и 5.27 за счет развитых зон износа в поступательных кинематических парах. Эти механизмы требуют дополнительных мер по смазке. Наименее долговечны схемы на рис. 5.27 и 5.28 , поскольку у них по две поступательных кинематических пары.
5) Кинематические возможности. Они оцениваются функцией положения y = у(ф), либо передаточной функцией:
первой - dy = f (ф), либо второй - d-y = f(j); d ф d ф2
y - перемещение ведомого звена, а ф - перемещение ведущего звена.
Наиболее сложная передаточная функция у шарнирного четырех-звенника (рис. 5.25). Поэтому он может обеспечить высокую точность позиционирования звена ВС. Однако этот механизм преобразует вращательное движение лишь во вращательное.
Меньшие, но иногда достаточные кинематические возможности у кривошипно-ползунного механизма (рис. 5.26), особенно у дезаксиальной его схемы. Он обеспечивает преобразование вращательного движения в
поступательное наиболее простым способом и имеет Г|* £ 0,52.
При проектировании машин применяют простейшие схемы механизмов. Если с помощью таких схем задачу решить не удается, их усложняют, используя комбинации простейших механизмов. Например, в шести-звеннике компрессора - ОАВСДЕ (рис. 5.31), необходимый коэффициент
h* обеспечивает шарнирный четырехзвенник компрессора ОАВС, а преобразование качательного движения его ведомого звена ВС в поступательное звена Е (необходимо для техпроцесса компримирования газа) выполняет присоединенный тангенсный механизм СДЕ.
Рис. 5.31. Сложный (комбинированный) шестизвенный рычажный механизм
Изменением абсолютных размеров механизмов (при тех же относительных размерах) и различным относительным расположением составляющих механизмов получают различные модификации сложных схем. Такую возможность дают теоремы.
Теорема 1: при изменении абсолютных размеров звеньев механизма, при тех же относительных, механизмы оказываются подобными. Функции угловых положений их звеньев не изменяются, а функции линейных перемещений точек изменяются во столько раз, чему равен коэффициент подобия.
Например, в кривошипно-ползунных механизмах (рис. 5.32):
В то же время g1 = g=g(j) . Рис. 5.32. Подобные кривошипно-
ползунные механизмы
Теорема 2: при неизменных относительных размерах звеньев составляющих сложного механизма и в одних и тех же их положениях составляющие контуры друг относительно друга можно поворачивать. Например, в механизме на рис. 5.31, модификацию можно осуществить путем разворота контура ОАВС на произвольный угол вокруг точки С при неподвижном контуре DEC с последующим жестким присоединением контуров друг к другу (посредством присоединительного звена BCF). Модифицирование широко используется в практике конструирования машин.
- 3. Классификация машин
- 4. Производительность технологических машин
- 5. Машинный агрегат. Общее устройство
- 6. Движущий и рабочий органы машин
- 6. Передаточный механизм и его составляющие
- 7. Строение механизмов. Классификация звеньев
- 7. Подвижность механизмов
- 15. Стандартное прямозубое эвольвентное цилиндрическое зубчатое зацепление. Устройство и кинематика
- 17. Качественные показатели прямозубого (эвольвентного) зубчатого зацепления
- 18. Способы изготовления прямозубых эвольвентных цилиндрических зубчатых колес. Способ обката
- 20. Червячная передача
- 19. Многоступенчатые зубчатые механизмы с неподвижными осями колес
- 21. Эпициклические механизмы и передачи
- 22. Планетарные зубчатые механизмы. Кинематика и синтез
- 10. Плоские рычажные механизмы. Виды, свойства, модификации
- 12. Алгебраический синтез рычажных механизмов
- 13. Графоаналитический синтез рычажных механизмов по коэффициенту производительности
- 30. Назначение и краткие характеристики
- 34. Связь основных размеров
- 36. Профилирование кулачка
- 39. Аналитический метод исследования движения главного вала.
- 40. Определение закона движения главного вала при помощи диаграммы энергомасс
- 41. Регулирование движения машинного агрегата. Постановка задачи и ее решение
- 43. Предварительная оценка масс и структуры энергозатрат машин
- 44. Силовое исследование машин
- 45. Определение закона движения главного вала
- 46. Определение сил, моментов и сил инерции
- 47. Трение в кинематических парах
- 48. Уравновешивание роторов
- 51. Уравновешивание механизмов
- 52. Защита введением дополнительного колебательного контура
- 53. Общее устройство. Три поколения роботов
- 54. Основные технические характеристики манипуляторов
- 55. Синтез манипулятора промышленного робота по размерам и форме зоны обслуживания
- Коэффициент сервиса
- 56. Кинематика манипулятора по методу преобразования координат [24]
- 59. Динамика манипуляторов