12 Пожарные аварийно-спасательные поезда
Для тушения пожаров на железнодорожном транспорте применяются пожарные аварийно-спасательные поезда (ПАСП). На Белорусской железной дороге действуют Правила содержания и эксплуатации пожарных аварийно-спасательных поездов, которые определяют порядок их содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта. Основными задачами ПАСП являются: ликвидация пожаров, проведение аварийно-спасательных и аварийно восстановительных работ на объектах и подвижном составе железнодорожного транспорта, а также проведение мероприятий по спасению людей и материальных ценностей, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий; участие в ликвидации пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на объектах организаций, не относящихся к Белорусской железной дороге; осуществление мероприятий, направленных на предупреждение пожаров и чрезвычайных ситуаций техногенного характера; пропаганда знаний по вопросам защиты населения и объектов от пожаров и чрезвычайных ситуаций. ПАСП формируются на отделениях дороги, укомплектовываются личным составом в соответствии с типовыми штатными нормативами, приведенными в Правилах содержания и эксплуатации ПАСП. Руководство деятельностью ПАСП осуществляется начальником поезда, стрелково-пожарной команды. Станции дислокации и участки выезда ПАСП определяются начальником службы военизированной охраны Белорусской железной дороги. ПАСП дислоцируются на крупных (сортировочных, узловых, пассажирский, грузовых) станциях, взрывопожароопасных объектах дороги имеющих рабочий парк тепловозов. Участки выезда ПАСП определяются из расчета времени, необходимого для его доставки на конечный пункт, ограничивающий участок в радиусе не более 100 км. Это время не должно превышать 1,5 часа.
Подвижной состав ПАСП должен располагаться на путях с двух сторонним выходом на расстоянии не более 500 метров от служебно-бытовых зданий стрелково-пожарных команд и поездов. Места дислокации должны быть обеспечены стационарными бытовыми помещениями для личного состава, а также помещениями и сооружениями для хранения топлива, горюче-смазочных материалов и пожарного оборудования. Объекты должны быть оснащены пожарным водопроводом, линией электроснабжения и телефонной связи.
В зависимости от степени оснащения пожарной техникой и тактико-технической характеристики ПАСП подразделяются на поезда 1 и 2 категории. В состав ПАСП 1 и 2 категорий включаются подвижной состав в соответствии данными, приведенными в таблице 12.1.
Т а б л и ц а 12.1 – Типовой Табель ПАСП
№ п/п | Наименование подвижного состава | Тип вагона | Кол-во в поездах | |
1 категор | 2 категор | |||
1 | Вагон-насосная станция для размещения личного состава, насосных установок электростанций, пожарно-технического вооружения, средств пожаротушения, приборов РХР, газоанализаторов, средств индивидуальной защиты | 4-х осный на базе ЦМВ | 1 | 1 |
2 | Вагон-насосная станция для размещения дизель-электростанции, установок для перекачки агрессивных жидкостей и нефтепродуктов приготовления нейтрализующих растворов, углекислотного или порошкового пожаротушения, размещения и содержания ПТВ, ИСЗ, приспособлений для устранения течей котлов цистерн, помещений для санитарной обработки личного состава, дегазации и дезактивации пожарно-технического вооружения | 4-х осный на базе ЦМВ | 1 | – |
3 | Вагон для хранения нейтрализующих веществ доставки к месту аварии | 4-х осный на базе ДК | 1 | – |
4 | Цистерна -водохранилище | 4х осная цистерна 73,1 или 60 куб.м. | 2 | 2 |
5 | Цистерна для перекачки нефтепродуктов | 4х осная цистерна 73,1 куб.м. | 1 | – |
6 | Цистерна для перекачки агрессивных жидкостей (одна на отделение дороги) | 4х осная цистерна 731 куб.м. | 1 | – |
Пожарно-техническим оборудованием и аварийно-спасательными средствами ПАСП оснащаются в соответствии с табелем оснащения (таблица 12.2).
Т а б л и ц а 12.2 – Оснащение ПАСП пожарно-техническим оборудованием и аварийно-спасательными средствами
№ п/п | Наименование | Един. измерен. | Количество в поездах | |
1 категор. | 2 категор. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Пожарная техника и оборудование | ||||
1 | Дизель- электростанция не менее 20 кВт | Компл. | 1 | - |
2 | Мотоустановка для перекачки агрессивных жидкостей | Компл. | 1 | - |
3 | Электронасос для перекачки светлых нефтепродуктов | Компл. | 1 | - |
4 | Электронасос для перекачки вязких нефтепродуктов | Компл. | 1 | - |
5 | Электронасос для перекачки химических продуктов | Компл. | 1 | - |
6 | Установка для перемещения и подачи нейтрализующих растворов | Компл. | 1 | - |
7 | Мотопомпа производительностью не менее 1600 л/мин | шт. | 2 | 2 |
8 | Мотопомпа производительностью не менее 600 л/мин переносная | шт. | 2 | 1 |
9 | Электростанция мощностью не менее 4 кВт | шт. | 1 | 1 |
10 | Установка пенного тушения «Пурга-20; 30» | шт. | 1 | - |
Подвижной состав ПАСП состоит на балансе отделений дороги по месту дислокации, проходит техническое обслуживание и соответствующие ремонты в установленные сроки. Заправка водой цистерн ПАСП и цистерн рабочего парка производиться от действующих водораздаточных станционных устройств, которые снабжены необходимыми приспособлениями для наполнения цистерн через горловину. Цистерны – водохранилища должны быть постоянно заполнены водой и находиться в состоянии готовности.
Подвижной состав ПАСП окрашивается в красный цвет и должен иметь две параллельные относительно головки рельсов «белые полосы» по всей длине вагонов.
При получении сообщений о пожарах, авариях или инцидентах с опасными грузами к их местам высылается ПАСП для проведения первоочередных мер по ликвидации аварийных ситуаций. Отправление ПАСП к местам пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций производиться по письменному приказу дежурного по отделению. При этом отправление ПАСП производиться в пределах установленного на дороге нормативного времени.
При ликвидации пожаров, аварийных ситуаций действия личного состава ПАСП определяются Боевым уставом пожарной службы и Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. При ликвидации пожаров или аварий на электрифицированных участках должны соблюдаться требования Инструкции по электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированной железной дороге. При выполнении работ по тушению пожаров или ликвидации аварийных ситуаций все требования руководителя таких работ обязательны для исполнения работниками всех служб железнодорожного транспорта.
- 10 Современные методы и средства обнаружения и тушения пожаров
- 10.1 Пожарная связь и сигнализация
- 10.2 Современные методы и средства пожаротушения.
- 10.3 Огнетушащие вещества и составы.
- 10.4 Установки пожаротушения
- 10.5 Требования к системам водяного пожаротушения и к противопожарному водоснабжению на железнодорожных станциях
- 10.6 Первичные средства пожаротушения
- 11 Обеспечение безопасности железнодорожного подвижного состава
- 12 Пожарные аварийно-спасательные поезда
- 13 Обеспечение пожарной безопасности при проведении огневых работ.
- 14 Требования пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
- 14.1 Система обеспечения пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
- 14.2 Общие требования пожарной безопасности к содержанию территорий, зданий, помещений и сооружений
- 14.2.1 Содержание территории
- 14.2.2 Содержание зданий и помещений
- 14.2.3 Требования к электроустановкам
- 14.2.4. Требования к отоплению
- 14.2.5. Требования к вентиляции и кондиционированию воздуха
- 14.3 Требования пожарной безопасности к объектам железнодорожного транспорта
- 14.3.1 Путевое хозяйство
- 14.3.2. Железнодорожные станции
- 14.3.3. Локомотивные депо
- 14.3.4 Вагонные депо и специализированные контейнерные депо
- 14.3.5. Промывочно-пропарочные станции и пункты
- 14.3.6 Автотранспортные подразделения
- 14.3.7 Зарядные станции, стоянки электрокар и автопогрузчиков
- 14.3.8 Шпалопропиточные заводы
- 14.3.9 Лаборатории и вычислительные центры
- 14.3.10 Пассажирские здания
- 14.3.11 Служебно-технические здания сигнализации, централизации, блокировки и связи.
- 14.4 Требования пожарной безопасности для складов общего и специального назначения, грузовых районов, контейнерных площадок и сортировочных платформ
- 14.4.1 Общие требования
- 14.4.2 Склады лвж и гж
- 14.4.3 Склады хранения опасных грузов
- 14.4.4 Склады лесоматериалов
- 14.4.5 Склады угля и торфа
- 14.4.6 Склады горючих газов (гг)
- 14.4.7 Материальные склады
- 14.4.8 Контейнерные площадки, сортировочные платформы по переработке тяжеловесных грузов
- 14.5 Требования пожарной безопасности к предприятиям по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава
- 14.5.1 Общие требования
- 14.5.2 Производства с применением лвж и гж
- 14.5.3 Производства с применением полимерных материалов
- 14.5.4 Деревообрабатывающие производства
- 14.5.5 Производства окрасочных работ
- 14.5.6 Сушильно-пропиточные отделения
- 14.6 Требования пожарной безопасности при проведении работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава
- 14.6.1 Тяговый подвижной состав
- 14.6.2 Грузовые вагоны
- 14.6.3 Рефрижераторные вагоны (секции) и арв
- 14.6.4 Пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны
- 14.7 Требования пожарной безопасности при эксплуатации подвижного состава
- 14.7.1 Тяговый подвижной состав
- 14.7.2 Пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны
- 14.7.3 Вагоны-клубы, вагоны технической пропаганды, вагоны с видеосалонами и кабельным телевидением, вагоны-лаборатории
- 14.8 Требования пожарной безопасности при перевозке грузов на подвижном составе железнодорожного транспорта
- 14.8.1 Перевозка, погрузка опасных грузов
- 14.8.2 Перевозка грузов в сопровождении проводников грузоотправителей (грузополучателей)
- 14.8.3 Перевозка автотракторной техники
- 14.9 Противопожарное водоснабжение, пожарная техника и средства связи
- 15 Организация работы по обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте
- 16 Противопожарное нормирование
- Список литература
- Оглавление
- Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте