logo
часть2

14.7.1 Тяговый подвижной состав

При эксплуатации тягового подвижного состава должны соблюдаться требования Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на тяговом подвижном составе РД РБ Б4 17.2004.

В кабинах машинистов, дизельных помещений, высоковольтных камерах, аппаратных камерах и других служебных помещениях локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава запрещается хранить и провозить посторонние предметы. Служебные помещения и все узлы локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава должны постоянно содержаться в чистоте.

В кабинах машинистов должны быть установлены и закреплены пепельницы в местах, удобных для обслуживающей бригады. Выбрасывать в окна не затушенные окурки и спички запрещается.

Смазочные материалы должны находиться только в металлических емкостях (бидонах, масленках и т.д.) с узкими горловинами и плотно закрывающимися крышками, а обтирочные концы, как чистые, так и грязные - в металлических ящиках, ведрах с крышками. Хранение смазочных и обтирочных материалов допускается только в строго определенных местах служебных отделений или в специальных подкузовных ящиках.

Все защитные устройства электрооборудования должны находиться в исправности.

Сопротивление изоляции проводов должно соответствовать требованиям Правил ремонта и эксплуатации. Сечение и марка кабелей, проводов заземления должны соответствовать требованиям технической документации.

Входы кабелей, силовых и низковольтных проводов и электрических аппаратов, клеммовые рейки, переходные коробки и выходы из них должны выполняться с применением переходных уплотнителей и втулок в соответствии с требованиями технической документации и правилами ремонта.

Места электрических соединений должны иметь надежные контакты. Расстояние между токонесущими и заземленными частями должно быть в пределах, установленных технической документацией соответствующего оборудования.

При обесточивании, по каким-либо причинам, отдельных участков электрической цепи, электрические провода должны быть отсоединены от клемм с обеих сторон. Отсоединенные концы следует тщательно изолировать и подвязать для исключения соприкосновений с электрическими контактами и подвижными деталями.

Электрические провода, детали и узлы электрического оборудования, расположенные в местах возможного воздействия на них масла или топлива, должны быть покрыты маслостойкими красками или надежно защищены кондуитами, кожухами и т.п.

Не допускается применять нетиповую аппаратуру защиты или несоответствующую данной цепи по току срабатывания.

Эксплуатировать электрооборудование без дугогасительных камер, с нарушенной изоляцией электропроводки, не закрепленными контактами, соединять электрические провода между собой холодной скруткой, включать или отключать контакты реле принудительным способом запрещается.

Установленные электропечи должны быть только закрытого исполнения, с исправными кожухами, надежно укреплены и изолированы от примыкающих конструкций, изготовленных из горючих материалов.

В дизель- и электропоездах внутренние части тамбурных шкафов с электрооборудованием, камеры электрокалориферов и каналы калориферного отопления на протяжении 1,5 м от камер должны быть надежно изолированы от примыкающих конструкций, изготовленных из горючих материалов.

на кожухах электропечей и местах подвода к ним электрических проводов не должно быть посторонних предметов и мусора.

Электропечи, электрокалориферы, вентиляционные каналы, надпотолочные пространства тамбуров, шкафы с электроаппаратами и тому подобное оборудование должны систематически очищаться от пыли, горючих материалов и мусора. Сроки очистки устанавливаются в депо в зависимости от типа локомотива (моторвагонного подвижного состава) и условий эксплуатации.

Для изготовления гибких соединений вентиляционных каналов тяговых электродвигателей и других систем, а также защитных рукавов силовых кабелей должны применяться негорючие или трудногорючие материалы, сохраняющие свои свойства в процессе эксплуатации.

Запрещается загромождать проходы и выходы в вагонах моторвагонного подвижного состава, провозить в вагонах опасные грузы (легковоспламеняющиеся жидкости, газы, взрывчатые и ядовитые вещества и т.п.). В салонах вагонов разрешается провозить бытовые газовые баллоны вместимостью не более 5 л.

Подтекание масла и топлива в трубопроводах, на дизелях, компрессорах, редукторах и других узлах не допускается.

Очистка от нефтепродуктов крыш, пространства под половицами дизельного помещения, поддонов и других емкостей специально предназначенных для сбора нефтепродуктов, очистка глушителей и искрогасителей от нагара, проверка и очистка дренажных труб тепловозов, дизель-поездов и автомотрис должны производиться согласно требованиям соответствующих правил ремонта и технического обслуживания.

Наполнение топливных баков тепловозов, дизель-поездов и автомотрис должно производится ниже верхнего его уровня не менее чем на 50мм, из-за увеличения объема топлива при повышении температуры наружного воздуха и при включении топливоподогревательных устройств. Заправочный пистолет отводится от горловины бака только после полного прекращения вытекания топлива.

Заправочный пистолет должен иметь устройства для наворачивания на горловину бака, снятия статического электричества и быстрого отключения подачи топлива.

После заправки топливом пробки должны быть плотно закрыты. Курить при заправке топливных баков запрещается.

На тепловозах, в машинных отделениях дизель-поездов и автоматрис, кроме того, запрещается:

а) пользоваться для освещения и других целей открытым огнем;

б) курить в дизельном помещении и вблизи аккумуляторных батарей;

в) сушить спецодежду и другие горючие материалы на дизелях, электродвигателях, генераторах, выхлопных трубах и других пожароопасных местах;

г) оставлять открытыми индикаторные краны дизелей;

д) промывать бензином или керосином кузов и агрегаты;

е) оставлять локомотив без надзора с работающим дизелем.

У тепловозов, дизель-поездов, где конструкцией выпускной системы дизеля предусмотрена установка искрогасительных устройств, последние должны быть исправны, а сетка не иметь прогаров. В установленные сроки должна производиться их очистка от несгоревших частиц и нагара, а также регулирование обеспечивающих эжекцию зазоров, которые должны соответствовать технической документации.

Паровозы, работающие на твердом топливе, должны быть оборудованы искрогасительными устройствами и резиновым шлангом для смачивания угля. Наличие в искрогасительных устройствах зазоров в местах соединений отбойных и других листов между собой, в местах крепления сетки, возле конуса, парорабочих труб и т. д. более 2 мм, а также сеток с размерами ячеек, не соответствующими чертежам, не допускается.

Чистка топок с выбрасыванием шлака при движении поезда и в не установленных местах запрещается.

Паровозы, работающие на жидком топливе, оборудуются запорными приспособлениями возле нефтяного бака и форсунки. Подтекание топлива из форсунки при закрытых кранах не допускается.

На паровозах запрещается:

а) захламлять будку машиниста и тендер обтирочными и другими горючими материалами;

б) применять открытый огонь при заправке и осмотре топливного бака;

в) оставлять открытыми люки топливного бака и не очищенные от сажи и изгари дымовые коробки;

г) работать с неисправными баками и запорными приспособлениями;

д) завышать установленную лабораторией депо предельную температуру подогрева топлива;

е) оставлять неубранным пролитое топливо;

ж) нарушать порядок операций по пуску или прекращению работы форсунки и инструкцию по нефтяному отоплению паровозов.

Запрещается эксплуатировать локомотивы и моторвагонный подвижной состав:

а) с нарушением требований настоящего раздела;

б) с неисправностями перечисленными в п.12.4 Правил технической эксплуатации Белоруской железной дороги;

в) с неполным комплектом или неисправными средствами пожаротушения и пожарной сигнализации.

Установка печей для обогрева помещений проводников, сопровождающих локомотивы и моторвагонный подвижной состав, пересылаемый в недействующем состоянии, с отступлениями от утвержденной конструкторской документации запрещается.

Локомотивы и моторовагонный подвижной состав обеспечиваются огнетушителями, пожарным инвентарем, оборудованием и ручным инструментом в соответствии с действующими нормами.

Тепловозы с кузовом вагонного типа, моторные вагоны дизель-поездов и автомотрис, кроме того, оборудуются установками пожаротушения в соответствии с конструкторскими документами, утвержденными в установленном порядке. Если в силу объективных причин установка пожаротушения на них отсутствует, неисправна или не заряжена огнетушащим веществом, в исключительных случаях допускается временная эксплуатация по разрешению начальника отделения дороги, выдаваемому для каждого конкретного случая. При этом дополнительно к огнетушителям магистральные тепловозы с кузовом вагонного типа должны укомплектовываться порошковыми или углекислотными огнетушителями.

Магистральные тепловозы, используемые в грузовом движении и обслуживаемые одним машинистом, должны быть оборудованы установкой пожаротушения с автоматическим режимом работы (пуск установки и процесс пожаротушения без участия человека).

Вагоны моторвагонного подвижного состава, салоны которых переоборудуются для просмотра видеопрограмм (видеосалоны), оснащаются дополнительными средствами пожаротушения. Дополнительные средства пожаротушения и их размещение должны соответствовать конструкторским документам и техническим условиям.

Тепловозы, работающие на сжиженном и сжатом природном газе, обеспечиваются средствами пожаротушения в соответствии с требованиями технических условий на данный тепловоз.

Паровозы, подаваемые под поезда с опасным грузом, дополнительно к существующим средствам пожаротушения дополнительно оснащаются двумя огнетушителями: пенными или порошковыми.

Оснащение тягового подвижного состава должно производиться только полностью заряженными и опломбированными огнетушителями, снабженными бирками с указаниями даты (месяц и год) зарядки и даты очередной перезарядки, контроля и технического освидетельствования, зависящие от типа огнетушителя. Допускается укомплектование огнетушителями, у которых вместо бирки ее содержание нанесено штемпельной краской на корпусе со стороны, противоположной насадке.

На электровозах, электропоездах, а также на паровозах, работающих на жидком топливе, пожарные ведра должны быть наполнены сухим песком.

На дизель-поездах огнетушители и ведра размещаются равномерно по всем служебным помещениям моторных вагонов.

На электропоездах огнетушители и пожарный инвентарь размещаются равномерно в служебных помещениях головных вагонов, а пожарный инструмент - в подвагонных ящиках.

Электровозы, тепловозы с кузовом вагонного типа и машинные отделения моторных вагонов дизель-поездов оборудуются автоматической пожарной сигнализацией, а салоны дизель-поездов и электропоездов – системой «Сигнала» связи с машинистом.

Тяговый подвижной состав в соответствии с указаниями руководства дороги должен проходить модернизацию по оборудованию установками пожаротушения и средствами оповещения о пожаре или замене существующих более совершенными по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.

В кабинах машинистов ТПС на видном месте должны быть установлены памятки с необходимыми сведениями о действиях при пожаре и правилами применения установок пожаротушения.