logo
часть2

11 Обеспечение безопасности железнодорожного подвижного состава

Пожар на подвижном составе представляет собой особую опасность не только для локомотивных бригад и пассажиров, но и приносит значительный материальный ущерб. Особенно опасен пожар, возникающий в подвижном составе при движении поезда, т. к. в этом случае увеличиваются скорости воздушных потоков в вагонах. Поэтому уже на стадии проектирования железнодорожного подвижного состава принимаются конкретные конструктивные и организационные меры по предотвращению возгораний, распространения огня, обеспечению быстрой и безопасной эвакуации пассажиров. В проектную документацию на подвижной состав включаются требования к материалам и конструкции, к оснащению средствами пожаротушения, к средствам оповещения о пожаре, требования к огнезадерживающим конструкциям, требования к отоплению и водоснабжению, к системам электрооборудования вагонов по обеспечению безопасных условий эвакуации пассажиров. При этом оснащение подвижного состава первичными средствами пожаротушения и их размещение производится в соответствии с нормами оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта, а для пассажирских вагонов международного сообщения по соответствующим нормам, утвержденным на заседании Совета по железнодорожному транспорту Содружества Независимых Государств, Латвийской, Литовской и Эстонской Республик. Размещение огнетушителей на подвижном составе должно соответствовать техническим условиям. При установке огнетушителей на подвижном составе кронштейны и узлы крепления к конструкциям локомотивов и вагонов испытываются на вибрационной и ударной нагрузке. Периодически огнетушители, устанавливаемые на подвижном составе, должны подвергаться техническому обслуживанию (периодические проверки, осмотры, ремонт, испытание и перезарядка). Периодичность проверки, ремонта, испытаний и перезарядки, огнетушителей проводятся в сроки, установленные НПБ 166-97 «Нормы пожарной безопасности. Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации». На подвижном составе проверка огнетушителей проводится не реже одного раза в шесть месяцев, по результатом которой принимается соответствующее решение об использовании огнетушителей. Порошковые огнетушители используемые для противопожарной защиты подвижного состава должны перезаряжаться не реже одного раза в год.

Основными причинами пожаров на тяговом подвижном составе являются неисправности электрооборудования и дизельных установок локомотивов. При этом вероятность возникновения пожара повышается из-за скопления масла в поддонах. Требования по обеспечению пожарной безопасности на тяговом подвижном составе определены ГОСТ 12.1.004 «Пожарная безопасность. Общие требования», ГОСТ 12.2.056 «Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности». Локомотивы оборудуются установками пожаротушения (пенного, газового, порошкового). В настоящее время на локомотивах применяются автоматические, ручные и с автоматическим и ручным дистанционным способом пуска установки пожаротушения. Расположение и конструктивное исполнение таких средств пожаротушения должны обеспечивать возможность тушения пожаров в любом месте локомотива и расположенных вблизи объектов. Тепловозы, электровозы, головные моторные вагоны дизель-поездов должны иметь системы автоматической пожарной сигнализации звуковые и световые сигналы о пожаре подаются в кабину машиниста датчики-извещатели устанавливаются в наиболее пожароопасных местах локомотивов. В настоящее время на тяговом подвижном составе устанавливаются тепловые и дымовые датчики, которые характеризуются высокой чувствительностью и надежностью в работе. На современных локомотивах и головных моторных вагонах дизедь-поездов система обнаружения пожаров сблокирована с системой автоматического пожаротушения, что обеспечивает своевременное тушение пожаров. На современных дизель-поездах и электропоездах система автоматической пожарной сигнализации одновременно выполняет функции охранной сигнализации. На таком подвижном составе датчики устанавливаются также в шкафах, где располагаются электрические аппараты систем управления поездами.

Повышенная опасность пожаров в пассажирских вагонов определяется со средоточением в них большого количества людей. Как показывает практика, пожары в пассажирских вагонах развиваются более интенсивно, чем на стационарных объектах. При этом очень быстро повышается температура в нутрии вагонов и возможно образование токсичных продуктов горения. Положения усугубляется и тем, что трудно эвакуировать в кротчайшее время пассажиров при возникновении пожаров, особенно в ночное время.

Статистика и анализ пожаров показывают, что основными причинами их возникновения в вагонах пассажирских поездов являются:

- отступления от требований стандартов на пожарную разделку вытяжных труб, котлов отопления печей, кипятильников, пультов управления электрооборудованием, светильников и другого оборудования;

- нарушения правил прокладки проводов, особенно при выходе из труб или металлорукавов, а также соединении проводов пайкой или скруткой в непредусмотренных местах;

- выпуска из ремонта без испытания на правильность функционирований электрических аппаратов, определения выходных параметров систем электроснабжения (первичных и вторичных) и устройств защиты от перенапряжения непосредственно на вагоне;

- установки аппаратов токовой защиты без проверки на соответствие номинальным данным плавких вставок предохранителей и без испытания автоматических выключателей и магнитных пускателей;

- отказов в электрической цепи или потребителе электроэнергии с перегрузкой проводов при завышенных номиналах или нетиповых плавких вставках предохранителей, а также неисправном состоянии автоматических выключателей или магнитных пускателей;

- наличия в защищаемой цепи предохранителей с подгоревшими фибровыми корпусами или без наполнителя;

- неисправности дугогасящих устройств коммутационных аппаратов, приводящих к выбросу пламени;

- нарушения и пониженного сопротивления изоляции электрических цепей потребителей и систем электроснабжения, в том числе и источников питания;

- перенапряжения, возникающего при отказах регуляторов и неисправной защите;

- подключения к системе электроснабжения бытовых приборов, радиоприемников, магнитофонов и других устройств, не предусмотренных для подключения конструкцией вагона;

- слабой затяжки контактных соединений, приводящих к чрезмерному их нагреву;

- неквалифицированного вмешательства в работу электрооборудования вагонов (ремонтные работы, регулировка и др.);

- нарушения правил пользования отопительными установками, растопки котлов и кипятильников с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, без воды или с водой ниже допустимого уровня;

- хранения около котла, кипятильника, кухонных плит, на электропечах и под ними обтирочных и других горючих материалов;

- оставления без присмотра кухонных плит вагонов-ресторанов;

- курения в неустановленных местах, провоза легковоспламеняющихся жидкостей, применение открытого огня;

- удаления шлака и золы при движении поезда;

- использования для приготовления пищи приборов, не предусмотренных конструкцией вагона;

- оставления проводником вагона без надзора.

Причинами пожаров в подвагонном оборудовании могут быть:

- короткозамкнутые аккумуляторы в аккумуляторной батарее;

- пониженный уровень электролита в аккумуляторах;

- пониженное сопротивление изоляции аккумуляторной батареи;

- повышенный зарядный ток аккумуляторной батареи по причине неисправности блока управления зарядом или ограничителя тока батареи или генератора;

- неудовлетворительное состояние контактных соединений выводов батареи;

- несоответствие плавких вставок и предохранителей, установленных в подвагонном высоковольтном ящике;

- плохое состояние высоковольтных и низковольтных проводов и их изоляции;

- плохое (неплотное) соединение проводов с аппаратами, приборами;

- плохое состояние контакторов, реле и других контактных аппаратов;

- отсутствие дугогасительных камер или неправильная их установка.

Требования пожарной безопасности к пассажирским вагонам регламентируются Нормами пожарной безопасности Республики Беларусь НПБ 94-2004 «Вагоны пассажирские. Вагоны метрополитена. Требования пожарной безопасности». В пассажирских вагонах сосредоточено значительная пожарная нагрузка, поэтому одним из направлений обеспечения их пожарной безопасности является применение материалов для внутренней отделки и оборудования таких вагонов, которые имеют низкие показатели пожарной опасности: группу горючести, индекс распространения пламени, коэффициент дымообразования и показатель токсичности продуктов горения в соответствии с ГОСТ 12.1.044-89 «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения» и нормами пожарной безопасности для пассажирских вагонов. Материалы применяемые для внутренней отделки и оборудования вагонов, в зависимости от их назначения должны соответствовать требованиям норм пожарной безопасности. Для изготовления потолков, подшивки изоляции крыш вагонов, воздуховодов систем вентиляции и кондиционирования, каркасов спальных полок (диванов) и кресел должны применяется не горючие материалы. В некоторых случаях для этих целей допускается применение трудногорючих материалов. Для термоизоляции кузова, футляров аккумуляторов, перегородок, багажных полок, мебели, обшивки стен и дверей, закладных деталей, обрешетки стен потолков и крыши, а также труб водоснабжения должны применяться негорючие или трудногорючие. Для гидроизоляции диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентустановок, звукоизоляции потолков, теплоизоляции труб, баков водоснабжения и труб отопления должны применяться трудногорючие или труновоспламеняемые материалы. Для облицовки потолков, штор, обивки спальных полок (диванов) и кресел, покрытия полов, облицовки поверхности и стен, перегородок и мебели должны применяться медленно распространяющие пламя материалы. Эти требования учитываются не только при проектировании и постройки пассажирских и прицепных вагонов, но и при их ремонте в объеме КВР и КР-1. При использовании в конструкциях вагонов горючих материалов для отдельных узлов и элементов они должны быть защищены от возгорания металлическими листами по негорючему или трудногорючему изоляционному материалу. Деревянные элементы конструкций пассажирских вагонов подвергаются пропитке антипиренами для повышения предела огнестойкости. В пассажирских вагонах котельное отделение выделяется в отдельный замкнутый блок, которые изолируется от других помещений и проходов перегородками из негорючих или трудногорючих материалов. Все применяемые в конструкции подвижного состава не металлические материалы и средства обеспечения пожарной безопасности должны иметь сертификат пожарной безопасности, гигиенический сертификат или санитарно-эпидемиологическое заключение. В соответствии с перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности.

Для своевременного обнаружения и тушения пожаров в соответствии с нормами пожарной безопасности пассажирские вагоны оборудуются устройствами электронной связи «проводник-штабной вагон-локомотив», а также автоматическими установками пожарной сигнализации, которые включают пожарные извещатели, приемно-контрольные приборы и линии связи. Последние должны выдавать акустическую и оптическую информацию с указанием места возникновения возгорания и автоматически определять неисправности линии связи. В настоящее время в пассажирских вагонах применяются дымовые и тепловые датчики. При этом тепловые пожарные извещатели должны срабатывать при достижении внутри контролируемого помещения определенных значений максимальной температуры и скорости ее нарастания. Дымовые пожарные извещатели срабатывают при достижении в контролируемых помещениях установленных значений задымленности. Перечень контролируемых помещений, количество, типы и параметры срабатывания пожарных извещателей обычно принимаются на стадии проектирования вагонов и подтверждаются результатами их испытаний.

Значительная роль в предотвращении распространения пожаров пассажирских вагонов отводится установке огнезадерживающих конструкций. В частности между купе проводников и пассажирским салоном устанавливаются огнезадерживающая перегородка, которая доводится до металлической обшивки кузова вагона по всему контуру. Входящая в конструкцию такой перегородки элементы выполняются из негорючих или трудногорючих материалов. Технологические зазоры уплотняются набивкой из негорючих или трудногорючих материалов, имеющих такую же огнестойкость, как и сама перегородка. Огнезадерживающие конструкции пассажирских вагонов характеризуются пределом огнестойкости, который определяется по двум основным предельным состояниям: по потере целостности (Е) и теплоизолирующей способности (I). Этот показатель определяется по ГОСТ 30247 по результатам испытаний образцов. Предел огнестойкости перегородки между купе проводников и пассажирским салоном должен составлять не менее Е 30 / I 15, а межкупейных перегородок и огнезадерживающих фрамуг вагона не менее Е 20 / I 15.

В комплексе мероприятий по обеспечению пожарной безопасности пассажирских вагонов особое внимание уделяется вопросам обеспечения быстрой и безопасной эвакуации людей, т. к. пассажирский вагон, по имеющим данным, в случае пожара который не удалось потушить в начальной стадии, сгорает в кротчайший промежуток времени. Для эвакуации пассажиров в соответствии с ведомственными нормами пожарной безопасности пассажирские вагоны и прицепные вагоны дизель-и электропоездов оборудуются аварийными эвакуационными выходами. В качестве таких выходов используются не только двери тамбуров, но и окна пассажирских салонов. Количество (не менее двух) таких выходов должно обеспечить безопасную эвакуацию пассажиров до блокирования их во время пожара. Для экстренной остановки поезда и эвакуации в случае пожара устанавливаются стоп-краны. Места расположения эвакуационных выходов обозначаются установленными знаками, с информацией о порядке пользования устройствами для открывания эвакуационных выходов, а схемы эвакуации вывешиваются на видных местах внутри вагонов. Необходимое и расчетное время эвакуации пассажиров определяются на стадии проектирования вагонов в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004-91.