14.1 Система обеспечения пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
В соответствии с ГОСТ 12.1.004 пожарная безопасность на объектах железнодорожного транспорта обеспечивается: системой предотвращения пожаров и системой пожарной защиты. Она должна обеспечиваться как в обычном рабочем состоянии объекта, так и в случаях возникновения аварийных ситуаций.
Требования пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта регламентируются Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь на железнодорожном транспорте ППБ 2.10–2001, утвержденными Постановлением МЧС РБ 17.04.2001 № 4.
Система предотвращения пожара включает:
- предотвращение образования горючей среды;
- предотвращение образования в горючей среде источников зажигания;
- поддержание температуры горючей среды ниже максимально допустимый до горючести;
- поддержание давления в горючей среде ниже максимально допустимого по горючести;
- уменьшение определяющего размера горючей среды ниже максимально допустимого по горючести.
Предотвращения образования горючей среды может быть обеспечено путем регламентации допустимой концентрации горючих газов, паров и взвесей в воздухе; допустимой концентрации флегматизатора в воздухе, в горючем газе, паре или жидкости; допустимой концентрации кислорода или другого окислителя в газе; горючести обращающихся на объекте веществ, материалов, оборудования и конструкций.
Предотвращение образования в горючей среде источников зажигания достигается:
- регламентацией исполнения применения и режима эксплуатации производственного оборудования, машин и механизмов, материалов и изделий которые могут стать источниками зажигания горючей среды;
- применением электрооборудования, которое должно соответствовать определенному классу пожаро- и взрывоопасности;
- применением технологических процессов и оборудования, которые соответствуют требованиям электростатической искробезопасности;
- устройством молниезащиты зданий, сооружений и оборудования;
- регламентацией максимально допустимой температуры нагрева поверхностей оборудования, изделий и материалов, контактирующих с горючей средой;
- регламентацией максимально допустимой энергии искрового разряда в горючей среде;
- регламентации максимально допустимой температуры нагрева горючих веществ, материалов и конструкций;
- применением искробезопасного инструмента при работе с легковоспламеняющимися веществами;
- ликвидацией условий для теплового, химического и микробиологического самовозгорания веществ, материалов, изделий и конструкций.
Система пожарной защиты объектов железнодорожного транспорта обеспечивается за счет:
- максимально возможного применения негорючих и трудногорючих веществ и материалов;
- ограничения количества горючих веществ и их размещения на объектах;
- изоляции горючей среды;
- предотвращения распространения пожара за пределы очага;
- применения средств пожаротушения;
- применения конструкций объектов соответствующими пределами огнестойкости и горючестью;
- эвакуации людей;
- применения средств коллективной и индивидуальной защиты людей;
- системы противодымной защиты;
- применения средств пожарной сигнализации и оповещения о пожаре;
- организации пожарной охраны объекта.
Ограничение количества горючих веществ и их размещения на объектах железнодорожного транспорта может быть обеспечено за счет регламентации: количества горючих веществ и материалов, находящихся одновременно в помещении или на складе; обеспечения противопожарных разрывов и защитных зон; периодичности очистки помещений, коммуникаций, аппаратуры и технологического оборудования от горючих отходов отложений горючей пыли и т.п.; количество рабочих мест, на которых используются пожароопасные вещества; наличия аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов; наличия системы аспирации отходов производства; выноса пожароопасного оборудования на изолированные объекты и площадки. Значительная роль в изоляции горючей среды отводится механизацией и автоматизацией технологических процессов, связанных с обращением пожароопасных веществ, применением герметизированного оборудования и тары, устройств защиты производственного оборудования от повреждений и аварий и т.п.
Рассматриваемые ниже требования пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта разработаны с учетом всех элементов приведенной системы обеспечения пожарной безопасности и соответствуют Правилам пожарной безопасности.
- 10 Современные методы и средства обнаружения и тушения пожаров
- 10.1 Пожарная связь и сигнализация
- 10.2 Современные методы и средства пожаротушения.
- 10.3 Огнетушащие вещества и составы.
- 10.4 Установки пожаротушения
- 10.5 Требования к системам водяного пожаротушения и к противопожарному водоснабжению на железнодорожных станциях
- 10.6 Первичные средства пожаротушения
- 11 Обеспечение безопасности железнодорожного подвижного состава
- 12 Пожарные аварийно-спасательные поезда
- 13 Обеспечение пожарной безопасности при проведении огневых работ.
- 14 Требования пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
- 14.1 Система обеспечения пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
- 14.2 Общие требования пожарной безопасности к содержанию территорий, зданий, помещений и сооружений
- 14.2.1 Содержание территории
- 14.2.2 Содержание зданий и помещений
- 14.2.3 Требования к электроустановкам
- 14.2.4. Требования к отоплению
- 14.2.5. Требования к вентиляции и кондиционированию воздуха
- 14.3 Требования пожарной безопасности к объектам железнодорожного транспорта
- 14.3.1 Путевое хозяйство
- 14.3.2. Железнодорожные станции
- 14.3.3. Локомотивные депо
- 14.3.4 Вагонные депо и специализированные контейнерные депо
- 14.3.5. Промывочно-пропарочные станции и пункты
- 14.3.6 Автотранспортные подразделения
- 14.3.7 Зарядные станции, стоянки электрокар и автопогрузчиков
- 14.3.8 Шпалопропиточные заводы
- 14.3.9 Лаборатории и вычислительные центры
- 14.3.10 Пассажирские здания
- 14.3.11 Служебно-технические здания сигнализации, централизации, блокировки и связи.
- 14.4 Требования пожарной безопасности для складов общего и специального назначения, грузовых районов, контейнерных площадок и сортировочных платформ
- 14.4.1 Общие требования
- 14.4.2 Склады лвж и гж
- 14.4.3 Склады хранения опасных грузов
- 14.4.4 Склады лесоматериалов
- 14.4.5 Склады угля и торфа
- 14.4.6 Склады горючих газов (гг)
- 14.4.7 Материальные склады
- 14.4.8 Контейнерные площадки, сортировочные платформы по переработке тяжеловесных грузов
- 14.5 Требования пожарной безопасности к предприятиям по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава
- 14.5.1 Общие требования
- 14.5.2 Производства с применением лвж и гж
- 14.5.3 Производства с применением полимерных материалов
- 14.5.4 Деревообрабатывающие производства
- 14.5.5 Производства окрасочных работ
- 14.5.6 Сушильно-пропиточные отделения
- 14.6 Требования пожарной безопасности при проведении работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава
- 14.6.1 Тяговый подвижной состав
- 14.6.2 Грузовые вагоны
- 14.6.3 Рефрижераторные вагоны (секции) и арв
- 14.6.4 Пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны
- 14.7 Требования пожарной безопасности при эксплуатации подвижного состава
- 14.7.1 Тяговый подвижной состав
- 14.7.2 Пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны
- 14.7.3 Вагоны-клубы, вагоны технической пропаганды, вагоны с видеосалонами и кабельным телевидением, вагоны-лаборатории
- 14.8 Требования пожарной безопасности при перевозке грузов на подвижном составе железнодорожного транспорта
- 14.8.1 Перевозка, погрузка опасных грузов
- 14.8.2 Перевозка грузов в сопровождении проводников грузоотправителей (грузополучателей)
- 14.8.3 Перевозка автотракторной техники
- 14.9 Противопожарное водоснабжение, пожарная техника и средства связи
- 15 Организация работы по обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте
- 16 Противопожарное нормирование
- Список литература
- Оглавление
- Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте