14.3.3. Локомотивные депо
Требования настоящего раздела распространяются на все депо, склады жидкого топлива и пункты технического обслуживания и экипировки локомотивов: электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава (далее – тяговый подвижной состав, сокращенно ТПС).
Не допускается эксплуатация локомотивов с неисправностями, которые могут привести к пожару, а также с неисправными установками пожарной сигнализации и пожаротушения, не обеспеченными огнетушащими средствами.
Должностные лица, руководители структурных подразделений и основных производственных участков локомотивных депо обязаны:
а) проверять в установленные сроки состояние технологического оборудования, первичных средств пожаротушения, установок пожаротушения, пожарной сигнализации, инвентаря, рабочих мест и закрепленного участка территории депо на их соответствие требованиям правил пожарной безопасности;
б) контролировать выполнение работниками депо требований технических регламентов по обеспечению пожарной безопасности в технологических процессах и при проведении пожароопасных работ; осуществлять проверку знаний противопожарных требований, умения применять имеющиеся средства пожаротушения и действовать в случае возникновения пожара в соответствии с разработанным планом;
в) обеспечить своевременные профилактические осмотры и ремонт технологического оборудования, инструмента, устройств, гарантирующих исправное и пожаробезопасное состояние;
г) вести постоянный контроль за соблюдением сроков профилактического осмотра и планово-предупредительных ремонтов электроустановок, систем отопления и вентиляции в соответствии с требованиями настоящих Правил и разработку местных инструкций по их безопасной эксплуатации;
д) обеспечить соблюдение требований взрывопожарной безопасности оборудования, приспособлений и устройств, изготовляемых в депо.
При текущем ремонте ТР-1 тепловозов следует проверять уровень водного раствора и качество пенообразователя в резервуаре установки пенного пожаротушения, а при текущих ремонтах ТР-2 и ТР-3 – работоспособность установок пожаротушения, которыми оборудованы тепловозы.
Содержание территории депо должно отвечать приведенным выше требованиям. Территория депо должна быть ограждена в соответствии с требованиями нормативных документов.
Содержание территорий резервуарных парков и складов топлива должны соответствовать требованиям п. 14.4.2 (склады ЛВЖ и ГЖ). Открытые позиции для технического обслуживания и экипировки локомотивов на путях станции и депо должны содержаться в чистоте и обеспечивать свободный доступ к оборудованию в случае возникновения пожара.
Все ремонтные, монтажные и строительные работы на территории эксплуатируемых резервуаров, связанные с пожарной опасностью (сварка, резка, очистка резервуаров и т.п.) должны проводиться только с письменного разрешения главного инженера, согласованного со службой военизированной охраны. Работы должны быть организованы согласно требованиям Правил пожарной безопасности и техники безопасности при проведении огневых работ на предприятиях Республики Беларусь.
Категории помещений и зданий депо по взрывопожарной и пожарной опасности должны устанавливаться в соответствии с действующими нормами.
Проходы внутри производственных участков и отделений должны иметь ширину не менее 1 м. Ширина проездов для авто- и электрокар вдоль производственного участка должна быть не менее 1,8 м, а вдоль торцовых стен – 3 м в соответствии с нормами технологического проектирования.
Границы проходов и проездов должны быть размечены белыми линиями. Проходы и проезды не допускается загромождать оборудованием и различными материалами.
Полы в депо и ПТОЛ должны содержаться в исправном состоянии, все траншеи, каналы, лотки должны плотно закрываться плитами из негорючих материалов.
На производственных участках и в помещениях, где применяются нефтепродукты, кислоты и другие пожароопасные вещества должны быть оборудованы стоки (уклоны) для отведения пролитых на пол жидкостей к сборным колодцам.
Смотровые канавы должны иметь гладкие стены и уклон к сборным колодцам. Электропроводка низкого напряжения должна быть изолирована от рельс и шпал, а переносные светильники напряжением до 42 В – защищены от механических повреждений. Ниши для размещения светильников и присоединения обдувочных воздушных рукавов должны быть защищены от попадания горюче-смазочных материалов.
Взрывопожароопасные и пожароопасные помещения должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации в соответствии с действующими ведомственными нормативами.
Резервуары для хранения дизельного топлива и масла, складские здания и сооружения для хранения нефтепродуктов в таре, сливо-наливные эстакады, насосные должны соответствовать требованиям п. 14.4.2.
Резервуары, трубопроводы, насосы, сливные эстакады, раздаточные колонки и другие экипировочные устройства для слива, хранения и выдачи нефтепродуктов должны быть заземлены
На границах сливо-наливных эстакад устанавливаются надписи «Запрещается пользоваться открытым огнем».
Раздаточные топливные и масляные колонки должны быть снабжены дистанционным пуском насосов. Оконцеватели, наконечники всасывающих и сливных шлангов должны быть изготовлены из материалов, исключающих возможность искрообразования при ударах и заземлены. Снабжение дизельным топливом и маслом тепловозов допускается непосредственно на ремонтных стойлах их раздаточных колонок с помощью раздаточных пистолетов.
В насосных станциях дизельного топлива, смазко-раздаточных должны быть вывешены схемы технологической разводки трубопроводов, размещения насосов, вентилей, фильтров с надписями о их назначении.
Для подогрева нефтепродуктов в цистернах должны применяться переносные, паровые подогреватели. Слой жидкости над элементами подогревателя должен быть толщиной не менее 0,5 м.
Эксплуатация и ремонт резервуаров для хранения нефтепродуктов и насосных станций должны производиться в соответствии с требованиями действующих норм.
На складах жидкого топлива и в пунктах экипировки запрещается:
а) курить, разводить костры, пользоваться факелами, керосиновыми, свечными, карбидными фонарями и другими источниками открытого огня. Курение разрешается только в специально отведенных местах;
б) производить заправку топливных баков при работающих дизелях на тепловозах и действующих форсунках на паровозах;
в) при ремонте резервуаров или трубопроводов устанавливать электрогазосварочные агрегаты (в том числе баллоны) ближе 20 м от места проведения огневых работ и производить огневые работы на расстоянии менее:
20 м от работающих насосных по перекачке нефти и нефтепродуктов, от резервуаров с нефтепродуктами, канализационных колодцев и стоков, гидравлических устройств и мест утечки нефтепродуктов;
40 м при проведении операции по наполнению (откачке) резервуаров нефтепродуктами;
50 м от открытых нефтеловушек и мест утечек газа и от эстакад, когда слива и налива нефтепродуктов не производиться;
100 м от эстакад во время слива и налива нефтепродуктов;
г) допускать въезд тракторов и автомашин на территорию внутри обвалования резервуаров с горючей жидкостью и нарушать призму обвалки. Допускается въезд автомобилей, тракторов и другого механизированного транспорта на территорию складов жидкого топлива и пунктов экипировки только оборудованных искрогасителями при наличии средств пожаротушения;
д) эксплуатировать экипировочное оборудование с наличием течи (подтеканий) и с неисправными предохранительными устройствами;
е) производить слив нефтепродуктов во время грозы;
ж) использовать искрообразующие металлические предметы при открывании и закрывании крышек на цистернах и резервуарах и допускать постановку крышек без прокладок;
з) оставлять открытыми люки резервуаров, сливные колодцы и лотки;
и) сливать загрязненное топливо и отработанное масло в канавы, кюветы и другие не предусмотренные для этой цели места;
к) производить замену электролампочек в насосных и смазкораздаточных при необесточенной сети и работе насосов;
л) производить ремонт насосных агрегатов и трубопроводов во время их работы;
м) хранить промасленные обтирочные материалы в неустановленных местах;
н) использовать опоры, клетки, стеллажи из горючих материалов (досок, шпал и т.п.) под расходные емкости и бочкотару с горючей жидкостью;
о) допускать посторонних лиц в насосные, смазкораздаточные в зоны резервуарного парка и пункты экипировки;
п) пропуск паровозов и паровых подъемных кранов по сливным путям и местам слива и налива;
р) производить сдвиг цистерн с места слива, подкатку и торможение с применением металлических лап, ломов, башмаков и подобных приспособлений, способных высекать искры.
Осмотр резервуаров, а также измерения и отбор проб нефтепродуктов обслуживающий персонал должен выполнять в обуви без стальных накладок и гвоздей. Данные лица не должны работать в синтетической или дугой спецодежде, способной вызывать искрообразование.
Для подтормаживания железнодорожных цистерн следует применять деревянные подкладки.
Течь горючих жидкостей в трубопроводах, фланцах, задвижках, сальниках и других местах должна немедленно устраняться.
При опускании лота или пробоотборника в резервуар лента или цепь поддерживается на весу, исключая касание края замерного люка.
Осмотр заполненных и порожних цистерн или резервуаров допускается только с применением для освещения аккумуляторных фонарей во взрывобезопасном исполнении. Включение и выключение их должно производиться на расстоянии не менее 10 м от места осмотра.
При эксплуатации песко-сушительных установок должны выполняться требования к отопительным установкам, изложенные в данном разделе.
В насосных станциях, оборудованных двигателями внутреннего сгорания и дизель-генераторами расходный бак с топливом установленной емкости необходимо размещать внутри помещения.
Топливный бак должен быть оборудован безопасным в пожарном отношении измерителем уровня жидкости, аварийной спусковой и переливной трубами для отвода топлива в аварийную емкость. Расходные баки котлов отопления должны устанавливаться за пределами помещений машинных отделений станций.
Насосные станции, в которых установлены пожарные или резервные насосы для целей пожаротушения, обеспечиваются телефонной связью с пожарной командой (пожарным аварийно-спасательным поездом).
Водонапорные башни должны быть оборудованы устройствами для забора воды пожарными автомобилями.
В резервуарах водонапорных башен должен постоянно содержаться расчетный неприкосновенный запас воды для целей пожаротушения. Не допускается этого запаса.
В водонапорных насосных станциях и водонапорных башнях запрещается:
а) отогревать трубопроводы открытым огнем;
б) хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, за исключением топлива, предназначенного для работы двигателей внутреннего сгорания, обслуживающих станцию.
Требования пожарной безопасности, изложенные выше, распространяются также на участки ремонта паровозов и базы запаса локомотивов.
На участках ремонта паровозов и базах запаса локомотивов запрещается:
а) ставить в депо паровозы с действующими топками, а также растапливать их в стойлах за пределами вытяжных зонтов;
б) производить чистку топок паровозов и зольников в неустановленных местах;
в) производить погрузку шлака с наличием признаков горения в подвижный состав;
г) производить постановку подвижного состава с горючими жидкостями и другими взрыво-пожароопасносными грузами ближе 50 м от установленного места чистки топок паровозов.
д) ставить в стойло депо цистерны с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, а также порожние цистерны из-под указанных жидкостей без предварительной их пропарки.
Шлакоуборочные канавы должны располагаться на расстоянии не менее 50 м от складов хранения горючих материалов, а также зданий IV и V степеней огнестойкости. Шлак и изгарь в местах чистки топок должны заливаться водой и регулярно убираться.
Углеподающие эстакады должны быть выполнены из негорючих материалов.
На углеподающей эстакаде запрещается:
а) пользоваться приборами освещения невзрывозащищенного исполнения;
б) подавать топливо на транспортер и в бункер с признаками его горения или нагретого до температуры выше 600С;
в) курить и применять открытый огонь для отогревания редукторов и других узлов транспортера.
Базы запаса локомотивов (паровозов) должны располагаться на удалении от главных путей, иметь надежное ограждение и наружное освещение.
Водоснабжение базы должно отвечать требованиям действующих норм, а здания и помещения должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами.
Кладовые для хранения инструмента, инвентаря и запасных частей для паровозов, кладовые для хранения химикатов, консервирующих смазок и других материалов для периодического обновления консервации паровозов и их содержания на базе должны отвечать требованиям настоящего раздела.
Установка печи для сушки силикагеля и инструкция о правилах пожарной безопасности при ее эксплуатации должны быть согласованы со службой военизированной охраны Белоруской железной дороги.
При проведении работ по консервации отдельных узлов паровоза путем напыления смеси топочного мазута и осевого масла с помощью распыляющих устройств запрещается:
а) пользоваться приборами освещения невзрывозащищенного исполнения;
б) курить и применять открытый огонь;
в) проводить параллельно другие работы, связанные с применением электро- и газосварки, а также работы по очистке от изгари, ржавчины и старой краски поверхностей паровоза.
После окончания работ по консервации узлов и деталей паровоза необходимо:
а) убрать все горючие и обтирочные материалы из будки машиниста, водяного бака, угольной ямы, огневой и дымовой коробок и других мест, где проводились работы по консервации;
б) порожнюю тару с остатками горючих жидкостей, сдать в кладовую для хранения консервирующих смазок;
в) места пролитого топлива и масла должны быть очищены, засыпаны песком.
- 10 Современные методы и средства обнаружения и тушения пожаров
- 10.1 Пожарная связь и сигнализация
- 10.2 Современные методы и средства пожаротушения.
- 10.3 Огнетушащие вещества и составы.
- 10.4 Установки пожаротушения
- 10.5 Требования к системам водяного пожаротушения и к противопожарному водоснабжению на железнодорожных станциях
- 10.6 Первичные средства пожаротушения
- 11 Обеспечение безопасности железнодорожного подвижного состава
- 12 Пожарные аварийно-спасательные поезда
- 13 Обеспечение пожарной безопасности при проведении огневых работ.
- 14 Требования пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
- 14.1 Система обеспечения пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
- 14.2 Общие требования пожарной безопасности к содержанию территорий, зданий, помещений и сооружений
- 14.2.1 Содержание территории
- 14.2.2 Содержание зданий и помещений
- 14.2.3 Требования к электроустановкам
- 14.2.4. Требования к отоплению
- 14.2.5. Требования к вентиляции и кондиционированию воздуха
- 14.3 Требования пожарной безопасности к объектам железнодорожного транспорта
- 14.3.1 Путевое хозяйство
- 14.3.2. Железнодорожные станции
- 14.3.3. Локомотивные депо
- 14.3.4 Вагонные депо и специализированные контейнерные депо
- 14.3.5. Промывочно-пропарочные станции и пункты
- 14.3.6 Автотранспортные подразделения
- 14.3.7 Зарядные станции, стоянки электрокар и автопогрузчиков
- 14.3.8 Шпалопропиточные заводы
- 14.3.9 Лаборатории и вычислительные центры
- 14.3.10 Пассажирские здания
- 14.3.11 Служебно-технические здания сигнализации, централизации, блокировки и связи.
- 14.4 Требования пожарной безопасности для складов общего и специального назначения, грузовых районов, контейнерных площадок и сортировочных платформ
- 14.4.1 Общие требования
- 14.4.2 Склады лвж и гж
- 14.4.3 Склады хранения опасных грузов
- 14.4.4 Склады лесоматериалов
- 14.4.5 Склады угля и торфа
- 14.4.6 Склады горючих газов (гг)
- 14.4.7 Материальные склады
- 14.4.8 Контейнерные площадки, сортировочные платформы по переработке тяжеловесных грузов
- 14.5 Требования пожарной безопасности к предприятиям по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава
- 14.5.1 Общие требования
- 14.5.2 Производства с применением лвж и гж
- 14.5.3 Производства с применением полимерных материалов
- 14.5.4 Деревообрабатывающие производства
- 14.5.5 Производства окрасочных работ
- 14.5.6 Сушильно-пропиточные отделения
- 14.6 Требования пожарной безопасности при проведении работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава
- 14.6.1 Тяговый подвижной состав
- 14.6.2 Грузовые вагоны
- 14.6.3 Рефрижераторные вагоны (секции) и арв
- 14.6.4 Пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны
- 14.7 Требования пожарной безопасности при эксплуатации подвижного состава
- 14.7.1 Тяговый подвижной состав
- 14.7.2 Пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны
- 14.7.3 Вагоны-клубы, вагоны технической пропаганды, вагоны с видеосалонами и кабельным телевидением, вагоны-лаборатории
- 14.8 Требования пожарной безопасности при перевозке грузов на подвижном составе железнодорожного транспорта
- 14.8.1 Перевозка, погрузка опасных грузов
- 14.8.2 Перевозка грузов в сопровождении проводников грузоотправителей (грузополучателей)
- 14.8.3 Перевозка автотракторной техники
- 14.9 Противопожарное водоснабжение, пожарная техника и средства связи
- 15 Организация работы по обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте
- 16 Противопожарное нормирование
- Список литература
- Оглавление
- Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте