14.3.1 Путевое хозяйство
Полоса отвода железных дорог должна содержаться очищенной от валежника, порубочных остатков и кустарника, старых шпал и другого горючего мусора. Указанные материалы должны убираться с полосы отвода.
Оставшиеся на полосе отвода вследствие аварии или пролива горючие вещества и жидкости должны немедленно убираться. В случае невозможности быстрой ликвидации скоплений жидкостей их необходимо перекачать (перелить) за полосу в места, защищенные от попадания искр подвижного состава.
пролитые на путях горючие жидкости должны засыпаться песком, землей и удаляться за полосу отвода.
Штабели снегозащитных щитов, кольев, основания деревянных мачт, фидерных столбцов, опор линий передач и связи должны быть опаханы или окопаны в радиусе не менее 1,4 м.
При временном хранении на перегонах, станциях и звеносборочных базах шпалы и брусья должны укладываться в штабеля. Площадка под штабели и территория на расстоянии не менее 3 м должны очищаться от сухой травы и другого горючего материала, окапываться или опахиваться.
Для ограничения роста травы, кустарника на откосах пути, создания минерализованных полос, рекомендуется использовать специальные химикаты.
Штабели шпал и брусьев укладываются параллельно пути на расстояние не менее 30 м от строений и сооружений, 10 м от путей организованного движения поездов, 6 м от других путей и не ближе полуторной высоты опоры от оси линий электропередач и связи. Разрыв между группами шпал (четыре штабеля в группе) должен быть не менее 1 м и между каждой парой групп штабелей – не менее 20 м.
При хранении или при емкости склада шпал и брусьев, превышающей 10000 м3 следует руководствоваться противопожарными требованиями норм проектирования складов лесных материалов.
Складирование сена, соломы, дров ближе 50 м от мостов, путевых сооружений, жилых домов и путей организованного движения поездов, а также под проводами линий электропередачи и связи не допускается.
Жилые дома, переездные будки, насосные станции и другие сооружения со стороны хвойных лесов и хлебных массивов отделяются канавами или минерализованными защитными полосами шириной не менее 1,4 м.
В полосе отвода запрещается:
а) разводить костры и сжигать хворост, порубочные остатки;
б) оставлять сухостойкие деревья и кустарники.
В лесных массивах мосты окаймляются минерализованной полосой не менее 1,4 м по внешнему периметру полосы отвода.
Земляные участки под мостами в радиусе 50 м должны быть очищены от сухой травы, кустарника, залежника, горючего мусора и т.д.
У металлических мостов с деревянным настилом длиной более 100м и у деревянных мостов длиной более 10 м при паровой тяге по обе стороны от оконечностей моста на расстоянии 30 м устанавливаются предупредительные сигнальные знаки «Закрой поддувало».
На судоходных пролетах мостов с деревянным настилом вывешиваются сигнальные знаки для пароходов «закрой сифон». Такие же сигнальные знаки устанавливаются на расстоянии 30 м на железнодорожных путях, проходящих под путепроводами и пешеходными мостами.
Деревянные путепроводы, расположенные над железнодорожными путями, обиваются снизу кровельной сталью на ширину не менее 4 м со спущенными с обеих сторон краями на 30 см.
На мостах с деревянными пролетными строениями и опорами пространство между контррельсами или специальными брусками покрывается дощатым настилом с засыпкой его щебнем или гравием, пространство между путевым рельсом и контррельсом (или бруском) перекрывается кровельной сталью.
На мостах с металлическими пролетными строениями на деревянных опорах указанные покрытия устраиваются над всеми опорами и в обе стороны от них на расстояние от 2 до 5 м (в зависимости от высоты опор).
С замерзанием рек у всех деревянных и металлических мостов с деревянным настилом для целей пожаротушения устраиваются незамерзающие проруби и подъезды к ним. Место нахождения проруби обозначается указателем.
На всех мостах и путепроводах загнившие и гнилые деревянные шпалы, брусья и другие конструкции (детали) должны своевременно заменяться.
Охраняемые мосты обеспечиваются телефонной связью и первичными средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами.
На всех мостах и путепроводах запрещается:
а) производить огневые работы без согласования с пожарной охраной;
б) устраивать вблизи них или под ними склады материалов, шалаши, места стоянок для судов, плотов, барж и лодок;
в) производить заправку керосиновых фонарей и баков бензомоторных агрегатов;
г) содержать пролетные строения и другие конструкции не очищенными от нефтепродуктов;
д) оставлять не убранными по окончании работы щепу, стружку и другие горючие отходы;
е) эксплуатировать неисправное электрооборудование и электропроводку;
ж) производить под мостами выжигание сухой травы, а также сжигание кустарника, хвороста и другого горючего материала.
Места стоянок и баз путевых машинных станций (ПМС) выбираются комиссионно, с участием представителя пожарной охраны.
Железнодорожные, пути стоянки вагонов ПМС оборудуются стрелочными переводами для обеспечения вывода и рассредоточения подвижного состава на случай пожара.
В пунктах стоянки вагоны ПМС расставляются группами по 15-20 вагонов и с разрывом между группами вагонов не менее 5 м. Расстояние между осями путей должно быть не менее 7 м.
Вагоны, производственных мастерских и другого назначения должны стоять отдельными группами с противопожарными разрывами от жилых вагонов не менее 5 м.
При отсутствии искусственных и естественных источников водоснабжения в местах расположения ПМС должен создаваться запас воды для нужд пожаротушения в железнодорожных цистернах или других емкостях из расчета 50 м3 воды на каждую группу вагонов.
Имеющиеся искусственные и естественные водоисточники оборудуются соответствующими подъездами и устройствами для забора и подачи воды.
На территории ПМС должны быть отведены и оборудованы места для сбора мусора и шлака, а также места для курения.
На каждые 15 жилых вагонов и на каждый вагон специального назначения приказом начальника ПМС назначаются лица, ответственные за пожарную безопасность.
Каждое передвижное формирование должно иметь телефонную связь с ближайшей железнодорожной станцией. В пунктах стоянки вагонов ПМС должен быть установлен сигнал оповещения о пожаре.
Оборудование вагона для передвижных формирований производится строго по утвержденным чертежам и проектам, согласованным в установленном порядке со службой военизированной охраны Белоруской железной дороги.
В вагонах, оборудованных под клубы и школы, допускается только водяное отопление с установкой котлов в отделенном изолированном помещении вагона.
В крытых грузовых вагонах, оборудованных под мастерские, конторы, кухни, жилье и другие нужды допускается установка печей-плит, выкладываемых из кирпича, заключенных в металлические каркасы, прочно прикрепленные к полу вагона.
При установке печей-плит должны выполняться следующие требования:
а) пол на месте установки печи изолируется кровельной сталью по негорючему изоляционному материалу толщиной 10 мм. На изоляции выкладывается фундамент в четыре ряда кирпичей с устройством продольного и поперечного отверстий в нижнем ряду для постоянного обмена воздуха;
б) изоляция пола должна выходить за габариты печи на 250 мм, а перед топочным отверстием – на 500 мм;
в) печи от стен и перегородок вагона располагаются на расстоянии не ближе 280 мм. При этом стены и перегородки по всей высоте до потолка вагона защищаются кровельной сталью по асбесту;
г) на высоту печи на изолированных стенах и перегородках устанавливаются металлические экраны с воздушной прослойкой в 35 мм и отверстиями для обмена воздуха (внизу и вверху);
д) дымовая труба от печи на всю высоту от потолка заключается в металлический кожух с отверстиями для обмена воздуха;
е) в потолке (крыше) вагона устанавливается типовая разделка размером 250 мм. Прилегающие к разделке деревянные конструкции полностью изолируются листовой кровельной сталью по асбесту толщиной 10 мм;
ж) печная труба должна возвышаться над крышей вагона на 30-40 см и оканчиваться искрогасителем.
Полы, стены и потолки внутри вагонов-кузниц, машинных котельных, электростанций и т.п. изолируются кровельной сталью по негорючему изоляционному материалу толщиной 10 мм.
Освещение допускается только электрическое:
а) в местах стоянок и баз – от местных источников энергоснабжения;
б) при стоянке на участках дороги, где отсутствуют местные источники энергоснабжения – от собственных электростанций. На случай аварийной ситуации в каждом вагоне, занятом под клуб, школу, должно быть в наличии не менее 3-х исправных аккумуляторных фонарей.
Электропроводка и электрооборудование всего подвижного состава ПМС должны быть выполнены в соответствии с проектом и требованиями ПУЭ. В вагонах-школах, клубах и производственных помещениях (мастерских) проводка выполняется в стальных трубах. В жилых, служебных и других вагонах электропроводка выполняется проводом в металлических гибких рукавах. Трубы и металлическая оболочка проводов должны быть заземлены.
Междувагонные электрические соединения должны быть обеспечены переходными приспособлениями, установленного образца.
Вагоны, предназначенные для перевозки людей в рабочих поездах, должны оборудоваться:
а) типовыми фонарями для освещения;
б) типовыми чугунными печами с металлическими дымовыми трубами для отопления вагона;
в) средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами.
На каждый вагон рабочего поезда назначается ответственное лицо за соблюдением правил пожарной безопасности. Ответственность за выполнение противопожарных мероприятий по подготовке поездов возлагается на руководителя хозяйственного подразделения.
В вагонах рабочих поездов запрещается :
а) пользоваться свечами без фонарей и другими источниками открытого огня для освещения;
б) укладывать и развешивать около печи одежду, обувь, дрова, и другие материалы;
в) применять для топки печей дрова, длина которых превышает размер топки;
г) перевозить керосин, бензин и другие легковоспламеняющиеся и горючие вещества;
д) растапливать печи горючими жидкостями и оставлять их без присмотра;
е) выбрасывать во время движения поезда золу и шлак.
Закрытые хранилища горючих жидкостей должны соответствовать требованиям СНБ, СНиП и располагаться в безопасных местах, удаленных не менее 50 м от жилых, производственных и складских помещений.
Возможность использования помещения для хранения горючего в каждом отдельном случае должна согласовываться с органами государственного пожарного надзора.
Хранить и производить раздачу горючего в крытых вагонах-кладовых запрещается.
Горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, применяемые для нужд производства, должны храниться в металлической таре с герметически закрывающимися крышками. Под раздаточной тарой должен быть установлен металлический противень.
Территория вокруг хранилища должна быть ограждена, очищена от сухой травы, кустарника и мусора.
В помещении и на территории хранилища должны быть вывешены запрещающие знаки согласно требованиям действующих стандартов и установлены первичные средства пожаротушения в соответствии с действующими нормами.
Бочки из-под горючего должны складироваться не ближе чем 20м от места хранения горючего.
Заправка топливом автомобилей и тракторов допускается не ближе 10 м от места хранения горючего.
Перевозка к местам работы горючесмазочных материалов должна осуществляться на бортовых автомобилях, железнодорожных платформах или прицепных платформах к автодрезинам и мотовозам в исправной, надежно закрепленной и герметически закрытой таре.
Работникам ПМС и членам их семей, проживающим в вагонах, запрещается:
а) пристраивать к вагонам тамбуры, сараи, кладовки, клетки и п.т. Как исключение, при длительных стоянках, с разрешения службы пути и руководства отделения дороги, в каждом отдельном случае, допускается устройство унифицированных для ПМС тамбуров, которые конструктивно не соединяются с вагонами и не препятствуют их передвижению;
б) создавать запас топлива более установленной нормы и хранить его под вагонами;
в) хранить керосин, бензин и другие горючие жидкости в вагонах;
г) использовать горючие жидкости для растопки печей, освещения и приготовления пищи;
д) топить печи с открытыми топочными дверцами и оставлять их без присмотра;
е) сушить белье, одежду и пр. горючие предметы над топящейся печью и вплотную к ней;
ж) оставлять в вагоне без присмотра малолетних детей;
з) высыпать мусор и шлак в неустановленных местах;
и) производить газификацию вагонов или пользоваться газовыми плитами различных типов без согласования с органами пожарного надзора.
- 10 Современные методы и средства обнаружения и тушения пожаров
- 10.1 Пожарная связь и сигнализация
- 10.2 Современные методы и средства пожаротушения.
- 10.3 Огнетушащие вещества и составы.
- 10.4 Установки пожаротушения
- 10.5 Требования к системам водяного пожаротушения и к противопожарному водоснабжению на железнодорожных станциях
- 10.6 Первичные средства пожаротушения
- 11 Обеспечение безопасности железнодорожного подвижного состава
- 12 Пожарные аварийно-спасательные поезда
- 13 Обеспечение пожарной безопасности при проведении огневых работ.
- 14 Требования пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
- 14.1 Система обеспечения пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
- 14.2 Общие требования пожарной безопасности к содержанию территорий, зданий, помещений и сооружений
- 14.2.1 Содержание территории
- 14.2.2 Содержание зданий и помещений
- 14.2.3 Требования к электроустановкам
- 14.2.4. Требования к отоплению
- 14.2.5. Требования к вентиляции и кондиционированию воздуха
- 14.3 Требования пожарной безопасности к объектам железнодорожного транспорта
- 14.3.1 Путевое хозяйство
- 14.3.2. Железнодорожные станции
- 14.3.3. Локомотивные депо
- 14.3.4 Вагонные депо и специализированные контейнерные депо
- 14.3.5. Промывочно-пропарочные станции и пункты
- 14.3.6 Автотранспортные подразделения
- 14.3.7 Зарядные станции, стоянки электрокар и автопогрузчиков
- 14.3.8 Шпалопропиточные заводы
- 14.3.9 Лаборатории и вычислительные центры
- 14.3.10 Пассажирские здания
- 14.3.11 Служебно-технические здания сигнализации, централизации, блокировки и связи.
- 14.4 Требования пожарной безопасности для складов общего и специального назначения, грузовых районов, контейнерных площадок и сортировочных платформ
- 14.4.1 Общие требования
- 14.4.2 Склады лвж и гж
- 14.4.3 Склады хранения опасных грузов
- 14.4.4 Склады лесоматериалов
- 14.4.5 Склады угля и торфа
- 14.4.6 Склады горючих газов (гг)
- 14.4.7 Материальные склады
- 14.4.8 Контейнерные площадки, сортировочные платформы по переработке тяжеловесных грузов
- 14.5 Требования пожарной безопасности к предприятиям по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава
- 14.5.1 Общие требования
- 14.5.2 Производства с применением лвж и гж
- 14.5.3 Производства с применением полимерных материалов
- 14.5.4 Деревообрабатывающие производства
- 14.5.5 Производства окрасочных работ
- 14.5.6 Сушильно-пропиточные отделения
- 14.6 Требования пожарной безопасности при проведении работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава
- 14.6.1 Тяговый подвижной состав
- 14.6.2 Грузовые вагоны
- 14.6.3 Рефрижераторные вагоны (секции) и арв
- 14.6.4 Пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны
- 14.7 Требования пожарной безопасности при эксплуатации подвижного состава
- 14.7.1 Тяговый подвижной состав
- 14.7.2 Пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны
- 14.7.3 Вагоны-клубы, вагоны технической пропаганды, вагоны с видеосалонами и кабельным телевидением, вагоны-лаборатории
- 14.8 Требования пожарной безопасности при перевозке грузов на подвижном составе железнодорожного транспорта
- 14.8.1 Перевозка, погрузка опасных грузов
- 14.8.2 Перевозка грузов в сопровождении проводников грузоотправителей (грузополучателей)
- 14.8.3 Перевозка автотракторной техники
- 14.9 Противопожарное водоснабжение, пожарная техника и средства связи
- 15 Организация работы по обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте
- 16 Противопожарное нормирование
- Список литература
- Оглавление
- Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте