10.5 Требования к системам водяного пожаротушения и к противопожарному водоснабжению на железнодорожных станциях
Вид пожарной охраны, количество и тип пожарных автомобилей и пожарных поездов на станциях определяется комиссией в составе представителей заказчика, генеральной проектной организации и органов государственного пожарного надзора.
Место стоянки пожарного поезда располагается на пути с двухсторонним выходом, вблизи основных и пожароопасных объектов станции, а также пожарных депо.
В парках сортировочных, грузовых, участковых и пассажирских станций с числом путей свыше 20 через каждые 300 м на расстоянии 10 м от пожарных гидрантов устанавливаются металлические ящики-шкафы (высота 1,6 м, ширина 1 м, глубина 0,6 м) для размещения в них кнопочных извещателей пожарной сигнализации и пожарно-технического вооружения: пожарной колонки, пожарных рукавов, стволов и разветвления. Приемно-контрольные пункты пожарной сигнализации и дистанционную систему включения пожарных насосов (насосов-повысителей) необходимо размещать в помещениях дежурных по станциям. Помещения дежурных по станциям следует обеспечить прямой телефонной связью с центральным пунктом пожарной связи (ЦППС).
Территория станций в целом должна необходимо оборудоваться системами извещения о пожаре.
Дороги, проезды и подъезды к пожарным водоисточникам (гидрантам, водоемам – искусственным и естественным), зданиям и сооружениям, а также железнодорожные переезды должны иметь твердое покрытие и в ночное время освещаться. Допускается использование для подъезда спланированных поверхностей.
Устройство автомобильных дорог на железнодорожных станциях, проездов в рабочие парки и переезды через пути, их количество и ширину, наличие площадок для разворота пожарных автомобилей, в том числе и около водоисточников, следует предусматривать в зависимости от протяженности парков, количества в них путей с учетом требований СНиП II-89-90.
На промежуточных станциях и небольших железнодорожных объектах ширина пожарных подъездов должна быть не менее 3,5 м.
При пересечении в одном уровне железнодорожных путей и пожарных проездов следует предусматривать переезды через железнодорожные пути за пределами их полезной длины.
В парках станций с числом путей более трех необходимо через каждые 150 м предусматривать устройство междушпальных лотков для протаскивания пожарных рукавов под рельсами.
Число лотков следует определять исходя из расхода воды на наружное пожаротушение и размещение в одном лотке двух пожарных рукавов.
На станциях с числом путей 10 и более для подачи огнетушащих средств от передвижной пожарной техники или пожарных колонок через каждые 150 м следует предусматривать соответствующие устройства.
Отключение секций контактной сети на станциях и снятие остаточного напряжения в проводах должно осуществляться дистанционно с единого централизованного пункта, который следует размещать так, чтобы время выдачи письменного разрешения на подачу огнетушащих веществ с момента получения извещения о пожаре не превышало 10 мин.
На сортировочных, участковых, грузовых и пассажирских станциях необходимо устанавливать световые или флюоресцентные указатели пожарных водоисточников.
Расчетный расход воды на наружное пожаротушение для станций должен приниматься по максимальному расчетному расходу воды, требуемому на пожаротушение зданий, сооружений или вагонов.
Противопожарное водоснабжение в парках станций, на которых производятся расформирование, формирование, погрузочно-разгрузочные операции и отстой составов или группы вагонов свыше 20 единиц подвижного состава (в том числе цистерн с ЛВЖ и ГЖ) необходимо предусматривать из водопровода, как правило, объединенного с водопроводом станций или водопроводом городской сети.
При числе единиц подвижного состава на станции менее 20 противопожарное водоснабжение допускается предусматривать из пожарных водоемов или естественных водоисточников. При организации противопожарного водоснабжения из пожарных водоемов их расстояние до крайнего пути парка станции должно быть не более 100 м, а из естественных водоисточников – не более 500 м с обязательным устройством к ним дорог, площадок размером 18×18 м для разворота пожарной техники и пирсов для забора воды с установкой не менее пяти автомобилей. В таблице 10.15 приведены расчетные значения расхода воды при тушении пожаров на железнодорожных станциях.
Т а б л и ц а 10.15 – Расход воды при тушении пожаров на железнодорожных станциях в зависимости от расчетного числа вагонов
Расчетное число вагонов в парке или станции | 100 | 200 | 400 | 600 | 800 | 1000 | 1200 | 1400 | 1600 | 1800 | 2000 | Более 2000 |
Расход воды, л/с | 30 | 50 | 70 | 95 | 110 | 125 | 140 | 150 | 160 | 165 | 170 | 175 |
Расчетное число вагонов следует принимать для сортировочной, участковой и грузовой станции по одному парку с максимальным числом путей и подвижного состава, для пассажирской и промежуточной станции – в целом по станции. Его можно определять по формуле (с учетом перспективы развития станции):
, (10.4)
где – число вагонов в парке или на станции в часы их максимальной загруженности, ваг.;
– число путей в парке или на станции, шт.;
– полезная длина путей парка (станции), м;
– средняя длина одного вагона, м;
– плотность (уровень) заполнения путей вагонами, в долях от единицы, но не менее 0,5.
Расходы воды на наружное пожаротушение (на один пожар) подвижного состава с твердыми горючими материалами и веществами, находящегося в парках участковой, сортировочной, грузовой или пассажирской станций в целом надлежит принимать по таблице 10.15.
При наличии в парке сортировочной, участковой и грузовой станции до 20 цистерн с ЛФЖ и ГЖ расход воды на пожаротушение следует принимать 110 л/с, до 50 цистерн – 140 л/с, до 100 цистерн – 165 л/с, более 150 цистерн – 195 л/с независимо от числа вагонов с твердыми горючими материалами.
При расчете объеме резервуаров для хранения неприкосновенного пожарного запаса (НПЗ) воды для пенообразования (тушения пеной) необходимо принимать расход воды 80 л/с в течение 10 мин (с учетом трехкратного запаса), а на охлаждение цистерн 30, 60, 85 и 115 л/с в течение 3-х часов, соответственно, для 20, 50, 100 и более 100 цистерн в парке станции.
При расчетном расходе воды на пожаротушение в парках станции более 110 л/с недостающий расход воды допускается предусматривать из пожарных водоемов.
Сеть противопожарного водопровода следует принимать кольцевой. При числе станционных путей до 5 включительно кольцевую сеть противопожарного водопровода допускается располагать с одной стороны путей. Диаметр сети противопожарного водопровода необходимо принимать исходя из обеспечения расчетного расхода воды на наружное пожаротушение и давления у наиболее удаленных пожарных гидрантов не менее 4 кгс/см2. Расстояние между пожарными гидрантами должно быть не более 150 м.
Расход воды на наружное пожаротушение открытых площадок хранения контейнеров грузоподъемностью до 30 т следует принимать в зависимости от числа контейнеров:
30–50 шт. – 15 л/с; 1001–1500 шт. – 60 л/с;
51–100 шт. – 20 л/с; 1501–2000 шт. – 80л/с;
101–300 шт. – 25 л/с; свыше 2000 шт. – 100 л/с.
301–100 шт. – 40 л/с;
При проектировании зданий для устройств сигнализации, блокировки и связи на малых (с количеством стрелок до 30) станциях, разъездах и пассажирских остановочных пунктах, где отсутствуют системы централизованного водоснабжения, при объеме зданий до 1000 м3 и категории по взрывопожарной и пожарной опасности «В» устройства наружного пожаротушения допускается не предусматривать.
Установки пенного пожаротушения. Такие установки нашли широкое применение для противопожарной защиты объектов, где широко используются легковоспламеняющие и горючие жидкости. Спринклерные установки пенного пожаротушения по устройству аналогичны таким же установкам водяного пожаротушения. Чаще всего они используются для локализации пожара и для местного пожаротушения. Спринклерные головки – оросители по конструкции отличаются от конструкции спринклерной головки системы водяного пожаротушения. Такие установки имеют два пенопитателя – автоматический и основной. Первый предназначен для постоянного поддерживания определенного напора воды и обеспечения бесперебойной работы установки. Через некоторое время в работу вступает основной пенопитатель. Установки имеют автоматические дозаторы, которые являются одним из основных их элементов и предназначены для введения в подаваемую зону горения воду определенного количества пенообразователя. На объектах, где пожары могут занимать значительную площадь, может применяться орошение расчетной площади воздушно-механической пены. В этом случае чаще используются дренчерные установки пенного объемного тушения, которые оснащены специальными генераторами воздушно-механической пены высокой кратности. Пенообразователь в таких установках также вводится в воду специальным дозатором. Дозатор позволяет автоматически регулировать подачу пенообразователя с учетом изменения расхода воды. В таких установках могут использоваться контрольно-пусковые узлы водяных дренчерных установок. В настоящее время разработано несколько типовых проектов установок пенного пожаротушения. Специальные стационарные установки пенного пожаротушения применяются для защиты резервуаров с нефтепродуктами. Генераторы высокократной пены таких установок устанавливаются на остальных вертикальных резервуаров для хранения нефтепродуктов.
Требования к установкам пенного пожаротушения и к их эксплуатации определены Нормами пожарной безопасности Республики Беларусь НПБ 40–2001, НПБ 72–2003, НПБ 73–2003, НПБ 74–2003 и НПБ 86–2004. при этом определены общие технические требования и методы испытаний к генераторам пены кратности, пеносмесителям и другим элементом.
Установки газового пожаротушения. Такие установки подразделяются на установки объемного пожаротушения; установки для локального тушения; установки для тушения пожаров на определенной площади. В своем составе они имеют запорно-пусковую, распределительную и предохранительную арматуру. В качестве огнетушащих веществ и составов (зарядов) автоматических установок газового пожаротушения являются: диоксид углерода, аргон, азот и другие инертные разбавители, хладоны, а также комбинированные составы. Автоматические установки объемного газового пожаротушения обычно применяются в помещениях с небольшими проемами. Рекомендуется применять такие установки в замкнутых помещениях при площади постоянно открытых объемов не более 10 % площади ограждающих конструкций. Такие помещения могут быстро заполнятся газовыми огнетушащими составами до требуемой концентрации и состояния среды, способствующих прекращению горения. В некоторых случаях, когда четко можно предположить место и источник возникновения пожара, его размеры, можно применять установки местного (локального) тушения газовыми огнетушащими составами.
Чаще всего применяются баллонные установки газового пожаротушения с электрическим, пневматическим, механическим и пневмомеханическим пуском (включением). Установки с пневматическим пуском имеют пусковые и рабочие баллоны. Пусковые баллоны имеют автоматические головки-затворы, а давление сжатого воздуха в баллонах контролируется электроконтактным манометром. Рабочие баллоны заполнены газовым огнетушащим составом под определенным давлением. В установках с электрическим пуском также имеются пусковые рабочие баллоны. Пусковые баллоны заполнены сжатым воздухом под давлением 2,5 мПа. Рабочие баллоны с огнетушащим составом снабжены запорными и предохранительными клапанами. Наиболее широкое распространение получили установки газового пожаротушения с объемом баллонов 40 л. Приведение в действие установок газового пожаротушения с электрическим пуском осуществляется в результате срабатывания пожарных извещателей, находящихся на защищаемом объекте, электрический импульс включает головки-затворы баллонов со сжатым газом.
Требования к установкам газового пожаротушения, к модулям и батареям таких установок, к резервуарам и распределительным устройствам определены Нормами пожарной безопасности Республики Беларусь НПБ 39–2001, НПБ 79–2004, НПБ 83–2004.
Установки порошкового пожаротушения. Такие установки могут быть стационарными (с ручным, дистанционным и автоматическим пуском) и передвижными. Порошковые, могут быть установлены на специальных автомобилях, перемещаться на специальных транспортных средствах или переноситься вручную. Стационарные установки могут быть смонтированы с производственных зданиях, сооружениях, а также на технологическом оборудовании они могут управляться в ручную или автоматически. При включении в действие таких установок сжатый газ из специального баллона проходит через редуктор и фильтры и поступает в сосуд с порошковым огнетушащим составом. При создании в сосуде определенного давления, необходимого для работы установки включается запорный кран и порошковый состав по сифонной трубе, распределительному трубопроводу подается к оросителям и в зону горения.
Установки аэрозольного пожаротушения для подвижного состава. В настоящее время подвижной железнодорожный состав оборудуется новыми устройствами аэрозольного пожаротушения системы СОТ-УАПВ. Установки аэрозольного пожаротушения предназначены для локализации и ликвидации пожаров в пассажирских салонах, тамбурах, шкафах с электрооборудованием, вентиляционных каналах и кабинах машиниста электропоездов. Принцип действия таких установок основан на ингибирующем воздействии мелкодисперсного аэрозоля солей щелочных металлов на окислительно-восстановительные реакции горения органических веществ в кислороде воздуха они препятствуют участию кислорода в реакции горения. Аэрозоль образуется при работе генераторов огнетушащего аэрозоля в процессе горения специального аэрозолеобразующего состава, который находится в виде монолитного заряда в корпусе генератора. При определении производительности таких генераторов и схемы их размещения учитывается необходимость создания огнетушащей концентрации аэрозоля с учетом его потерь через имеющиеся неплотности и проемы. Огнетушащий аэрозоль не токсичен, экологически безвреден, является диэлектриком и легко удаляется после тушения пожара.
В соответствии с ведомственными нормами по определению категорий помещений, зданий предприятий и объектов железнодорожного транспорта по взрывопожарной и пожарной опасности устанавливается перечень зданий, сооружений помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожарной сигнализации и пожаротушения. В такой перечень включаются все зданий и помещения, а также объекты железнодорожного транспорта, обеспечивающие бесперебойную его работу, а также зданий и помещения с массовым пребыванием пассажиров и хранением перевозимых грузов и багажа. Тип таких установок, способов тушения пожаров, вид огнетушащих средств в каждом конкретном случае определяются с учетом технологических, конструктивных и объемно планировочных решений объектов в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности. В таблице 10.16 приведен перечень объектов железнодорожного транспорта, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматической пожарной сигнализацией (АУПС).
Т а б л и ц а 10.16 – Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите установками автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации
Наименование объектов, цехов, отделений, участков | Вещества и материалы, входящие в состав пожарной нагрузки помещения | Категория помещения по НПБ 5 и отраслевых нормам | Класс пожара по ГОСТ 26331-87 | Зона класса помещения по ПУЭ | Нормативный показатель | |
АУПТ | АУПС | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 Цехи, отделения и участки общие для заводов по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава | ||||||
1.1 Закрытые склады по хранению ЛВЖ, ГЖ и лакокрасочных материалов | ЛВЖ | А, Б | В | В-Iа | независимо от площади |
|
1.2 Окрасочные отделения и окрасочно-сушильные участки в различных цехах | ЛВЖ | А | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
12.1. Отделение окраски и сушки | ||||||
1.2.2 Краскоприготовительный участок | ЛВЖ, ГЖ | А | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
1.2.3 Отделение газоочистки воздуха, поступающего из оборудования окраски, сушки и пропитки изделий | ЛВЖ, ГЖ | А | В | В-Iа | независимо от площади |
|
1.2.4 Участок снятия краски, обезжиривания и грунтовки | ЛВЖ, ГЖ | В1 | В | В-Iг | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2–В3 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
1.2.5 Кладовая лакокрасочных материалов | ЛВЖ | А | В | В-Iа | независимо от площади |
|
1.3 Электромашинные, аппаратные цехи (отделения) и цехи по ремонту электрооборудования |
|
|
|
|
|
|
1.3.1 Сушильно-пропиточное отделение (участок) | ЛВЖ, ТГМ | А | В | В-Iа | независимо от площади |
|
1.3.2 Участок лакоприготовления | ЛВЖ | А | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
1.3.3 Вакуум- насосная | ЛВЖ | В4 | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
Продолжение таблицы 10.16
Наименование объектов, цехов, отделений, участков | Вещества и материалы, входящие в состав пожарной нагрузки помещения | Категория помещения по НПБ 5 и отраслевых нормам | Класс пожара по ГОСТ 26331-87 | Зона класса помещения по ПУЭ | Нормативный показатель | |
АУПТ | АУПС | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.3.4 Разборочно-дефектоскопное отделение | ГЖ | В1 | В | В-Iа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2–В3 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
1.3.5 Катушечно-секционное отделение | ТГМ | В1 | А | П-IIа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2–В3 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
1.3.6 Отделение ремонта, сборки и испытания электрооборудования | ТГМ | В1 | А, Е | П-IIа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2–В3 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
1.3.7 Отделение ремонта, сборки и испытания электрических машин | ТГМ | В1 | А, Е | П-IIа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2–В3 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
1.3.8 Участок твердой изоляции, изолировка стержней и шпилек | ТГМ | В1 | А | П-IIа | 200 м2 и более | до 100 м2 |
В2–В3 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
1.3.9 Отделение ремонта, сборки и испытания аппаратов | ГТМ | В1 | А, Е | П-IIа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2–В3 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
1.4 Деревообрабатывающий цех с ремонтно-строительным участком |
|
|
|
|
|
|
1.4.1 Лесосушилка | ТГМ | В1 | А | П-IIа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
1.4.2 Станочное отделение со складом готовой продукции | ГТМ | В1 | А, Е | П-IIа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2–В3 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
1.4.3 Клееприготовительное отделение | ЛВЖ | А | В | В-Iа | независимо от площади |
|
1.4.4 Отделение антисептирования и окраски | ГЖ | В2–В3 | В | В-Iа | независимо от площади |
|
1.5 Тележечный и колесный цехи |
|
|
|
|
|
|
1.5.1 Кладовая вспомогательных материалов | ТГМ | В2–В3 | А | П-IIа | 200 м2 и более | до 200 м2 |
1.5.2 Участок ремонта гасителей колебаний, испытания металлических кожухов на герметичность и ремонта зубчатой передачи | ГЖ | В3–В4 | В | В-Iа | независимо от площади |
|
Продолжение таблицы 10.16
Наименование объектов, цехов, отделений, участков | Вещества и материалы, входящие в состав пожарной нагрузки помещения | Категория помещения по НПБ 5 и отраслевых нормам | Класс пожара по ГОСТ 26331-87 | Зона класса помещения по ПУЭ | Нормативный показатель | |
АУПТ | АУПС | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.5.3 Участок разработки, ремонта и испытания узлов и деталей тележек | ТГМ | В1 | В, Е | В-Iа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2–В3 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
1.5.4 Участок ремонта и комплектации подшипников | ТГМ | В1 | В | В-Iа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2–В3 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
1.5.5 Участок приклеивания прокладок к скользунам и вкладышам гасителей колебаний | ЛВЖ | А | В | В-Iа | независимо от площади |
|
1.5.6 Отделения и участки ремонта колесных пар |
|
|
|
|
|
|
демонтажно-моечное | ТГМ | В3–В4 | В | В-Iа | 1000 м2 и более | до 1000 м2 |
распрессовки | ТГМ | В3–В4 | В, Е | В-Iа | 1000 м2 и более | до 1000 м2 |
запрессовки и ремонта буксовых узлов с роликовыми подшипниками | ТГМ | В2–В3 | В, Е | В-Iа | 1000 м2 и более | до 1000 м2 |
обработка осей цельнокатаных колес | ТГМ | В3–В4 | В, Е | В-Iа | 1000 м2 и более | до 1000 м2 |
участок колесно-токарных станков | ТГМ | В2–В3 | В, Е | В-Iа | 1000 м2 и более | до 1000 м2 |
окрасочно-сушильное | ЛВЖ | А | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
1.5.7 Автоконтрольный пункт | ТГМ | В3–В4 | А, Е | П-IIа | 200 м2 и более | до 200 м2 |
1.6 Механический, ремонтно-механический и инструментальный цехи |
|
|
|
|
|
|
1.6.1 Механическое отделение | ГЖ | В2–В3 | В | В-Iа | 1000 м2 и более | до 1000 м2 |
1.6.2 Ремонтно-механический цех | ГЖ | В2–В3 | В, Е | В-Iа | 1000 м2 и более | до 1000 м2 |
1.6.3 Инструментальный цех: |
|
|
|
|
|
|
отделение механической обработки | ГЖ | В2 | В, Е | В-Iа | 1000 м2 и более | до 1000 м2 |
Продолжение таблицы 10.16
Наименование объектов, цехов, отделений, участков | Вещества и материалы, входящие в состав пожарной нагрузки помещения | Категория помещения по НПБ 5 и отраслевых нормам | Класс пожара по ГОСТ 26331-87 | Зона класса помещения по ПУЭ | Нормативный показатель | |
АУПТ | АУПС | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.7 Кузнечный цех |
|
|
|
|
|
|
1.7.1 Кузнечно-прессовое отделение | ГЖ | В2–В3 | В, Е | В-Iа | 1000 м2 и более | до 1000 м2 |
1.7.2 Отделение ремонта рессор и пружин, участок закалки в масляных ваннах | ГЖ | В1–В2 | В, Е | В-Iа | 200 м2 и более | до 200 м2 |
1.8 Термическое отделение: |
|
|
|
|
|
|
участок закалки в масляных ваннах | ГЖ | В1 | В, Е | В-Iа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2–В3 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
1.9 Отделение переработки металлических отходов | ГЖ | В1 | А, Е | П-IIа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2–В3 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
1.10 Литейный цех: |
|
|
|
|
|
|
отделение изготовления выплавляемых моделей | ТГМ | В2–В3 | А, Е | П-IIа | 1000 м2 и более | до 1000 м2 |
склад модельного состава и других металлов для литья и выплавляемым моделям | ЛВЖ | А | В | В-Iа | независимо от площади |
|
участок механической обработки деревянных моделей, сборочных участков | ТГМ | В2–В3 | А, Е | П-IIа | 1000 м2 и более | до 1000 м2 |
смесеприготовительное отделение с применением плакированных смесей | ЛВЖ | А | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
помещение расходных баков | ЛВЖ | А | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
помещение гидроагрегатов | ГЖ | В2 | В, Е | В-Iа | 200 м2 и более | до 200 м2 |
помещение гидроагрегатов кокильных линий | ГЖ | В1 | В, Е | В-Iа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2–В3 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
помещение внутрицехового хранения индустриального масла | ГЖ | В2 | В | В-Iа | 1000 м2 и более | до 1000 м2 |
Продолжение таблицы 10.16
Наименование объектов, цехов, отделений, участков | Вещества и материалы, входящие в состав пожарной нагрузки помещения | Категория помещения по НПБ 5 и отраслевых нормам | Класс пожара по ГОСТ 26331-87 | Зона класса помещения по ПУЭ | Нормативный показатель | |
АУПТ | АУПС | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
участок литья под давлением, работающих с применением минеральных масел | ГЖ | В1 | В, Е | В-Iа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2–В3 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
участок хранения гранулированного угля | ТГМ | В1 | А, Е | П-IIа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2–В3 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
участок хранения кокса | ТГМ | В1 | А, Е | П-IIа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2–В3 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
склад металлического магния | ТГМ | В2 | Д |
| 200 м2 и более | до 200 м2 |
Помещение для хранения текущего запаса металлического магния | ТГМ | В2–В4 | Д |
| 200 м2 и более | до 200 м2 |
1.11 Заводские склады: |
|
|
|
|
|
|
Главный материальный склад, стеллажное хранение с высотой механизированных стеллажей 10,64 м | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа | независимо от площади |
|
отапливаемый склад материалов II группы | ТГМ | В1–В3 | А | П-IIа | независимо от площади |
|
2 Заводы по ремонту подвижного состава | ||||||
2.1 Заводы по ремонту пассажирских вагонов |
|
|
|
|
|
|
2.1.1 Цех разборки вагонов | ТГМ | В1 | А, Е | П-IIа | независимо от площади |
|
2.1.2 Ремонтно-комплектовочный цех |
|
|
|
|
|
|
обойный участок | ТГМ | В1–В2 | А, Е | П-IIа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
кладовая обойных материалов | ТГМ | В1–В2 | А | П-IIа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
участок изоляции | ТГМ | В3–В4 | А | П-IIа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
отделение ремонта узлов и деталей | ТГМ | В2–В3 | А, Е | П-IIа | 1000 м2 и более | до 1000 м2 |
автотормозное отделение | ТГМ | В2–В3 | А, Е | П-IIа | 1000 м2 и более | до 1000 м2 |
кладовая изоляция | ТГМ | В2–В3 | А | П-IIа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
2.1.3 Вагоносборочный цех: |
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 10.16
Наименование объектов, цехов, отделений, участков | Вещества и материалы, входящие в состав пожарной нагрузки помещения | Категория помещения по НПБ 5 и отраслевых нормам | Класс пожара по ГОСТ 26331-87 | Зона класса помещения по ПУЭ | Нормативный показатель | |
АУПТ | АУПС | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ремонтно-сборочное отделение, пролет трансбордерной тележки | ТГМ | В1 | А, Е | П-IIа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
испытательная станция | ТГМ | В1 | А, Е | П-IIа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
2.2 Депо по ремонту вагонов дизель-поездов |
|
|
|
|
|
|
2.2.1 Разборочный цех: |
|
|
|
|
|
|
отделение разборки | ТГМ | В1 | А | П-IIа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
участок дробеструйной очистки | ТГМ | В2–В3 | А | П-IIа | 1000 м2 и более | до 1000 м2 |
2.2.2 Цех ремонта секций: |
|
|
|
|
|
|
ремонтно-сборочное отделение, пролет трансбордерной тележки | ТГМ | В1 | А, Е | П-IIа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2–В3 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 | ||||
3 Депо по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава | ||||||
3.1 Депо по ремонту и техническому обслуживанию пассажирских, грузовых и рефрижераторных вагонов |
|
|
|
|
|
|
3.1.1 Вагоноремонтные, вагоносборочные: |
|
|
|
|
|
|
участки и отделения разборки вагонов | ТГМ | В1–В3 | А, Е | П-IIа | независимо от площади |
|
3.1.2 Стойловая часть ремонтно-экипировочных депо пассажирских вагонов | ТГМ | В1 | А, Е | П-IIа | независимо от площади |
|
3.1.3 Депо по ремонту цистерн | см. раздел 1, п. 1.5 |
|
|
|
|
|
3.2 Депо по ремонту и техническому обслуживанию электровозов, тепловозов, мотор-вагонных секций электро- и дизель-поездов |
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 10.16
Наименование объектов, цехов, отделений, участков | Вещества и материалы, входящие в состав пожарной нагрузки помещения | Категория помещения по НПБ 5 и отраслевых нормам | Класс пожара по ГОСТ 26331-87 | Зона класса помещения по ПУЭ | Нормативный показатель | |
АУПТ | АУПС | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3.2.1 Цех текущего ремонта электровозов | ГЖ, ТГМ | В2–В3 | А, Е | П-IIа | независимо от площади |
|
3.2.2 Цех текущего ремонта тепловозов | ЛВЖ, ГЖ | В1–В2 | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
3.2.3 Пункты технического обслуживания тепловозов и электровозов (ТО-2) | ГЖ | В1–В2 | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
3.2.4 Цех текущего ремонта электропоездов | ТГМ | В2–В3 | А, Е | П-IIа | независимо от площади |
|
3.2.5 Пункт технического обслуживания электропоездов | ТГМ | В2–В3 | А, Е | П-IIа | независимо от площади |
|
3.2.6 Цех текущего ремонта дизель-поездов | ГЖ | В2–В3 | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
3.2.7 Пункт технического обслуживания дизель-поездов (ТО-2) | ГЖ | В2–В3 | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
3.3 Контейнерное депо |
|
|
|
|
|
|
3.3.1 Ремонтно-сборочный участок | ТГМ | В1 | А, Е | П-IIа | независимо от площади |
|
3.3.2 Деревообрабатывающий участок с ремонтно-строительным отделением, лесосушилка, столярный участок | ТГМ | В1 | А, Е | П-IIа | независимо от площади |
|
4 Помещения объектов и предприятий железнодорожного транспорта | ||||||
4.1 Электротехнические помещения |
|
|
|
|
|
|
4.1.1 Помещения аккумуляторных батарей | водород | А | С, Е, | В-Iа | независимо от площади |
|
4.2 Энергетические объекты |
|
|
|
|
|
|
4.2.1 Мазутное хозяйство: |
|
|
|
|
|
|
камера управления мазутным резервуаром | ГЖ | В2–В3 | В, Е | В | 200 м2 и более | до 200 м2 |
мазутонасосная | ГЖ | В1–В2 | В, Е | В | 200 м2 и более | до 200 м2 |
Продолжение таблицы 10.16
Наименование объектов, цехов, отделений, участков | Вещества и материалы, входящие в состав пожарной нагрузки помещения | Категория помещения по НПБ 5 и отраслевых нормам | Класс пожара по ГОСТ 26331-87 | Зона класса помещения по ПУЭ | Нормативный показатель | |
АУПТ | АУПС | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4.2.2 Компрессорные станции |
|
|
|
|
|
|
помещение маслохозяйства | ГЖ | В2–В3 | В, Е | В-Iа | 200 м2 и более | до 200 м2 |
машинный зал | ГЖ | В2–В3 | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
4.2.3 Ацетиленовые станции: |
|
|
|
|
|
|
генераторное отделение | аценилен | А | С | В-I | независимо от площади |
|
газгольдерная | аценилен | А | С | В-I | независимо от площади |
|
отделение очистки ацетилена | аценилен | А | С | В-I | независимо от площади |
|
перезарядная химических очистителей | аценилен | А | С | В-I | независимо от площади |
|
промежуточный склад карбида кальция | карбид | А | С | В-I | независимо от площади |
|
лаборатория | аценилен | А | С | В-I | независимо от площади |
|
компрессорная ацетилена | аценилен | А | С | В-I | независимо от площади |
|
участок сушки ацетилена | аценилен | А | С | В-I | независимо от площади |
|
участок хранения баллонов (заполненных и незаполненных) в помещении | аценилен | А | С | В-I | независимо от площади |
|
склад хранения карбида кальция в контейнерах | карбид кальция | А | С | В-I | независимо от площади |
|
4.2.4 Холодильные станции: |
|
|
|
|
|
|
машинный зал при использовании аммиака | Аммприродный газиак | А | С, Е | В-I | независимо от площади |
|
склад аммиака | аммиак | А | С, Е | В-I | независимо от площади |
|
Продолжение таблицы 10.16
Наименование объектов, цехов, отделений, участков | Вещества и материалы, входящие в состав пожарной нагрузки помещения | Категория помещения по НПБ 5 и отраслевых нормам | Класс пожара по ГОСТ 26331-87 | Зона класса помещения по ПУЭ | Нормативный показатель | |
АУПТ | АУПС | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4.2.5 Закрытые галереи транспортировки угля, узлы пересыпки, дробильные отделения котельных | угольная пыль | Б | С, Е | В-II | независимо от площади |
|
4.2.6 Газораспределительные подстанции | природный газ | А | С, Е | В-I | независимо от площади |
|
4.3 Общетехнические помещения |
|
|
|
|
|
|
4.3.1 Вычислительные центры: |
|
|
|
|
|
|
помещения для вычислительных машин | ТГМ | В | А, Е | П-IIа | независимо от площади |
|
4.4 Объекты с наличием ЛВЖ и ГЖ |
|
|
|
|
|
|
4.4.1 Насосные для перекачки ЛВЖ | ЛВЖ | А, Б | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
4.4.2 Насосные для перекачки ГЖ | ГЖ | В1-В3 | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
4.4.3 разливочные в мелкую тару: |
|
|
|
|
|
|
ЛВЖ | ЛВЖ | А, Б | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
ГЖ | ГЖ | В1–В3 | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
4.4.4 Цех (отделение) регенерации масла | ГЖ | В3 | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
4.5 Складское хозяйство |
|
|
|
|
|
|
4.5.1 Крытые склады для хранения тарно-штучных и других грузов службы грузовой и коммерческой работы | ТГМ | В1 | А | П-IIа | независимо от площади |
|
4.5.2 Склады хим. реактивов, резины, мипоры, пенополистирола, пенополиуретана, х/б и др. горючих материалов | ТГМ | В1 | А | П-IIа | независимо от площади |
|
Продолжение таблицы 10.16
Наименование объектов, цехов, отделений, участков | Вещества и материалы, входящие в состав пожарной нагрузки помещения | Категория помещения по НПБ 5 и отраслевых нормам | Класс пожара по ГОСТ 26331-87 | Зона класса помещения по ПУЭ | Нормативный показатель | |
АУПТ | АУПС | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4.5.3 Закрытые склады пиломатериалов и тары | ТГМ | В1 | А | П-IIа | независимо от площади |
|
4.5.4 Склады запчастей, хранящихся в горючей упаковке, таре | ТГМ | В1 | А | П-IIа | независимо от площади |
|
4.5.5 Базы и склады ОРС | ТГМ | В1 | А | П-IIа | независимо от площади |
|
4.5.6 Склад хранения трансформаторного масла |
|
|
|
|
|
|
закрытое хранилище | ГЖ | В1 | В | В-Iа | независимо от площади |
|
маслораздаточная | ГЖ | В1 | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
помещение сушки масла | ГЖ | В1 | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
4.6 Кладовые |
|
|
|
|
|
|
4.6.1 Инструментально-раздаточные кладовые: |
|
|
|
|
|
|
при хранении мерительного и режущего инструмента в горючей таре или использовании горючих и консервационных материалов | ТГМ | В3 | А | П-IIа | 1000 м2 и более | до 1000 м2 |
4.6.2 Кладовые смазочных материалов | ГЖ | В3 | В | В-Iа | независимо от площади |
|
4.6.3 Кладовые вспомогательных материалов, деревянных деталей и моделей резины, мипоры, пенеполистирола, пенополиуретана и других теплоизоляционных материалов | ТГМ | В1 | А | П-IIа | 200 м2 и более | до 200 м2 |
4.6.4 Кладовые лаков, красок и органических растворителей | ЛВЖ | А | В | В-Iа | независимо от площади |
|
Продолжение таблицы 10.16
Наименование объектов, цехов, отделений, участков | Вещества и материалы, входящие в состав пожарной нагрузки помещения | Категория помещения по НПБ 5 и отраслевых нормам | Класс пожара по ГОСТ 26331-87 | Зона класса помещения по ПУЭ | Нормативный показатель | |
АУПТ | АУПС | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4.7 Очистные сооружения |
|
|
|
|
|
|
4.7.1 Флотаторная | ГЖ | В3 | В | В-Iа | независимо от площади |
|
4.7.2 Электрореакторная | Водород (следы) | В4 | А, Е | В-I | независимо от площади |
|
4.7.3 Электролизная | Водород | А | А, Е | В-I | независимо от площади |
|
4.7.4 Нефтеуловители | ГЖ | В4 | В | В-Iа | независимо от площади |
|
4.7.5 Фильтровальная станция | ГЖ | В3 | В | В-Iа | независимо от площади |
|
4.7.6 Электрокоагуляционная | Водород (следы) | В4 | А, Е | В-I | независимо от площади |
|
4.7.7 Насосная станция перекачки промышленных стоков | ГЖ | В4 | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
5 Специальные объекты и помещения железнодорожного транспорта | ||||||
5.1 Промывочно-пропарочные станции |
|
|
|
|
|
|
5.1.1 Депо горячей обработки цистерн | нагретые ЛВЖ | А | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
5.1.2 Тепловая камера обработки вагонов для нефтебитума | нагретый битум | В2 | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
5.1.3 Насосная для перекачки нефтепродуктов, производственных стоков, подачи промывочной (оборотной) воды на эстакаду | ЛВЖ | А | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
5.1.4 Вакуум-насосная | ЛВЖ | А | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
5.1.5 Вентиляционные камеры для дегазации цистерн | ЛВЖ | А | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
5.1.6 Отделение химической обработки и стирки спецодежды | промасленная спецодежда | В3 | А, Е | П-IIа | 200 м2 и более | до 200 м2 |
5.2 Шпалопропиточные заводы |
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 10.16
Наименование объектов, цехов, отделений, участков | Вещества и материалы, входящие в состав пожарной нагрузки помещения | Категория помещения по НПБ 5 и отраслевых нормам | Класс пожара по ГОСТ 26331-87 | Зона класса помещения по ПУЭ | Нормативный показатель | |
АУПТ | АУПС | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5.2.1 Главный корпус: крышечное и цилиндровое отделения | ГЖ | В1 | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
5.2.2 Ангар отстоя пропитанной древесины | ТГМ | В1 | А | П-IIа | независимо от площади |
|
5.3 Объекты путевого хозяйства |
|
|
|
|
|
|
5.3.1 Механизированные производственные базы (ПМС): |
|
|
|
|
|
|
ремонтные цехи путевых машин | ТГМ | В2 | А | П-IIа | 200 м2 и более | до 200 м2 |
5.3.2 Путевые дорожные мастерские: |
|
|
|
|
|
|
ремонтно-сборочный цех путевых машин | ТГМ | В2 | А | П-IIа | 200 м2 и более | до 200 м2 |
дизель ремонтный участок | ГЖ | В2–В3 | В | В-Iа | независимо от площади |
|
окрасочно-сушильный участок | ЛВЖ | А | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
краско-приготовитель-ный участок | ЛВЖ | А | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
помещение ремонта и испытания топливной аппаратуры | ГЖ | Б | В | В-Iа | независимо от площади |
|
кладовая запасных частей для путевых машин в горючей упаковке | ТГМ | В2 | А | П-IIа | 200 м2 и более | до 200 м2 |
отделение пропитки и сушки обмоток | ЛВЖ | А | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
5.3.3 Отделение ремонта транспортных средств: |
|
|
|
|
|
|
помещение стоянки, ремонта и технического обслуживания автомобилей | ТГМ | В1–В2 | А, Е | П-IIа | 200 м2 и более | до 200 м2 |
шиноремонтное отделение | ТГМ | В2–В3 | А, Е | П-IIа | 500 м2 и более | до 500 м2 |
Продолжение таблицы 10.16
Наименование объектов, цехов, отделений, участков | Вещества и материалы, входящие в состав пожарной нагрузки помещения | Категория помещения по НПБ 5 и отраслевых нормам | Класс пожара по ГОСТ 26331-87 | Зона класса помещения по ПУЭ | Нормативный показатель | |
АУПТ | АУПС | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5.4 Объекты службы электроснабжения |
|
|
|
|
|
|
5.4.1 Дорожные электроремонтные мастерские |
|
|
|
|
|
|
отделение ремонта трансформаторов электродвигателей и генераторов | ТГМ | В2–В3 | А, Е | П-IIа | независимо от площади |
|
отделение сушки и очистки трансформаторного масла | ГЖ | В2–В3 | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
5.4.2 Гараж автомотрис, дрезин и автомобилей | ТГМ | В1–В2 | А, Е | П-IIа | 200 м2 и более | до 200 м2 |
5.4.3 Помещение сглаживающих устройств | ГЖ | В2–В4 | В, Е | В-Iа | независимо от площади |
|
6 Объекты служб сигнализации, централизации, блокировки, информатизации и связи | ||||||
6.1 Посты ЭЦ, ДЦ, ГАЦ, ЭЦ с узлами связи: |
|
|
|
|
|
|
аппаратная ЭЦ, ДЦ, ЭЦ с узами связи, ГАЦ: | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
релейная | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа | свыше 30 стрелок | менее 30 стрелок |
кроссовая | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа | свыше 30 стрелок | менее 30 стрелок |
резервная электростанция | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
связевая | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
линейно-аппаратный зал аппаратуры системы передачи и оперативно-технической связи (до 40 стоек аппаратуры связи) | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
ручная междунородная станция РМТС | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
телеграф | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
Продолжение таблицы 10.16
Наименование объектов, цехов, отделений, участков | Вещества и материалы, входящие в состав пожарной нагрузки помещения | Категория помещения по НПБ 5и отраслевых нормам | Класс пожара по ГОСТ 26331-87 | Зона класса помещения по ПУЭ | Нормативный показатель | |
АУПТ | АУПС | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6.2 Дома связи: |
|
|
|
|
|
|
линейно-аппаратные залы аппаратуры систем передачи и оперативно-технической связи (ЛАЗ-ВЧ) и тотального телеграфирования (ЛАЗ-ТТ) | ТГМ | В1–В3 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
Автоматный зал АТС К-100/2000 емкостью свыше 200 номеров | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
автоматный зал АТС шаговой системы | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
АТС-К емкостью до 200 номеров | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
кросс АТС К-100/2000 | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
узел автоматической коммуникации (УАК) координатной системы | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
коммутатарный зал РМТС | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
коммутаторный зал АСК | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
автоматный зал АСК | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
выпрямительная | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
резервная электростанция | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
помещение ввода кабелей (при вертикальном расположении муфт) | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
мастерская | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
регулировочная | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
помещение для чистки приборов | ГЖ | В1–В3 | В | В-Iа | 200 м2 и более | до 200 м2 |
контрольно-ремонтный пункт поездной радиосвязи | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
Продолжение таблицы 10.16
Наименование объектов, цехов, отделений, участков | Вещества и материалы, входящие в состав пожарной нагрузки помещения | Категория помещения по НПБ 5 и отраслевых нормам | Класс пожара по ГОСТ 26331-87 | Зона класса помещения по ПУЭ | Нормативный показатель | |
АУПТ | АУПС | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6.3 Посты ДИСК, ПОНАБ | ТГМ | В1–В4 | А, Е | П-IIа | независимо от площади |
|
7 Здания вокзалов на 700 человек и более | ||||||
7.1 Камеры хранения и багажные помещения (кроме оборудованных автоматическими ячейками) | ТГМ | В1 | А | П-IIа | независимо от площади |
|
7.2 Складские помещения с горючими материалами | ЛВЖ, ГЖ | А, Б | А | П-IIа | независимо от площади |
|
7.3 Кабины билетных и багажных касс | ТГМ | Г, Д | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
7.4 Комнаты матери и ребенка | ТГМ | Г, Д | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
7.5 Помещение приема багажа и выдачи ручной клади | ТГМ | Г, Д | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
7.6 Комнаты длительного пребывания пассажиров | ТГМ | Г, Д | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
7.7 Помещения отделений связи и сберегательных касс | ТГМ | Г, Д | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
7.8 Помещения предприятий бытового обслуживания пассажиров | ТГМ | Г, Д | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
7.9 Медицинские пункты | ТГМ | Г, Д | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
7.10 Служебные помещения | ТГМ | Г, Д | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
7.11 Помещения предприятий общественного питания | ТГМ | Г, Д | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
8 Объекты службы рабочего снабжения | ||||||
8.1 Производственный комбинат: |
|
|
|
|
|
|
помещение швейного цеха | ТГМ | В1 | А | П-IIа | 300 м2 и более | до 300 м2 |
В2–В3 | 1000 м2 и более | до 1000 м2 |
Продолжение таблицы 10.16
Наименование объектов, цехов, отделений, участков | Вещества и материалы, входящие в состав пожарной нагрузки помещения | Категория помещения по НПБ 5 и отраслевых нормам | Класс пожара по ГОСТ 26331-87 | Зона класса помещения по ПУЭ | Нормативный показатель | |
АУПТ | АУПС | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
9 Предприятия хозяйства грузовой и коммерческой работы | ||||||
9.1 Механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ: |
|
|
|
|
|
|
ремонтно-механические мастерские | ТГМ | В3 | А, Е | П-IIа | 200 м2 и более | до 200 м2 |
участки по ремонту контейнеров | ТГМ | В3 | А, Е | П-IIа | 200 м2 и более | до 200 м2 |
объекты хранения ГСМ | ГЖ | В1–В3 | В | П-IIа | 200 м2 и более | до 200 м2 |
склады топлива (торф, уголь) | ТГМ | В3 | А, Е | П-IIа | 200 м2 и более | до 200 м2 |
товарные конторы | ТГМ | В3 | А, Е | П-IIа |
| независимо от площади |
котельные | природный газ | А | С, Е | В-I | независимо от площади |
|
В соответствии с требованиями СНБ 3.02.01-98 на складах нефтепродуктов должны устанавливаться системы пенного пожаротушения и водяного охлаждения. Для подземных резервуаров объемом 5000 м3 и более, на сливоналивных эстакадах и устройствах для железнодорожных и автомобильных цистерн на складах I и II категорий должны устанавливаться стационарные неавтоматические системы пожаротушения. В то же время ряд объектов складов нефтепродуктов подлежит оборудованию стационарными установками автоматического пожаротушения. Перечень таких объектов приведен в таблице 10.17.
Для наземных и подземных резервуаров объемом до 5000 м3, насосных станций, сливоналивных эстакад и устройств для железнодорожных и автомобильных цистерн на складах III категории, а также при площади и производительности насосных станций, приведенных в таблице 10.17 можно предусматривать тушение пожара передвижной пожарной техникой. Наземные резервуары объемом 5000 м3 и более должны оборудоваться стационарными установками охлаждения, а для охлаждения меньших резервуаров может использоваться передвижная пожарная техника. СНБ 3.02.01–98 определяет порядок расчета воды при пожаре на складах нефтепродуктов, а также расхода огнетушащих средств. При этом за расчетных расход воды принимаем один из наибольших расходов:
– на пожаротушение и охлаждение резервуаров (по наибольшему расходу при пожаре одного резервуара);
– на пожаротушение и охлаждение железнодорожных цистерн, сливоналивных эстакад и устройств или на пожаротушение сливоналивных устройств для автомобильных цистерн;
– наибольший суммарный расход на пожаротушение одного из зданий склада.
Т а б л и ц а 10.17 – Перечень зданий и сооружений складов нефтепродуктов, подлежащих оборудованию установками автоматического пожаротушения
Здания склада | Помещения, подлежащие оборудованию установками автоматического пожаротушения |
Здания продуктовых насосных станций, канализационных насосных станций для перекачки неочищенных производственных сточных вод (с нефтью и нефтепродуктами) и уловленных нефти и нефтепродуктов Складские здания для хранения нефтепродуктов в таре
Прочие здания склада (разливочные, расфасовочные и др.) | Помещения для насосов и узлов задвижек площадью пола 300 м2 и более Помещения для насосов и узлов задвижек на станциях производительностью 1200 м3/ч и более Складские помещения площадью 500 м2 и более для нефтепродуктов с температурой вспышки 120 °С и ниже, площадью 750 м2 и более – для остальных нефтепродуктов Производственные помещения площадью более 500 м2, в которых имеются нефть и нефтепродукты в количестве более 15 кг/ м2 |
Расход огнетушащих средств определяется в этом случае исходя из интенсивности их подачи на 1 м2 расчетной площади тушения пожара нефтепродуктов.
- 10 Современные методы и средства обнаружения и тушения пожаров
- 10.1 Пожарная связь и сигнализация
- 10.2 Современные методы и средства пожаротушения.
- 10.3 Огнетушащие вещества и составы.
- 10.4 Установки пожаротушения
- 10.5 Требования к системам водяного пожаротушения и к противопожарному водоснабжению на железнодорожных станциях
- 10.6 Первичные средства пожаротушения
- 11 Обеспечение безопасности железнодорожного подвижного состава
- 12 Пожарные аварийно-спасательные поезда
- 13 Обеспечение пожарной безопасности при проведении огневых работ.
- 14 Требования пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
- 14.1 Система обеспечения пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
- 14.2 Общие требования пожарной безопасности к содержанию территорий, зданий, помещений и сооружений
- 14.2.1 Содержание территории
- 14.2.2 Содержание зданий и помещений
- 14.2.3 Требования к электроустановкам
- 14.2.4. Требования к отоплению
- 14.2.5. Требования к вентиляции и кондиционированию воздуха
- 14.3 Требования пожарной безопасности к объектам железнодорожного транспорта
- 14.3.1 Путевое хозяйство
- 14.3.2. Железнодорожные станции
- 14.3.3. Локомотивные депо
- 14.3.4 Вагонные депо и специализированные контейнерные депо
- 14.3.5. Промывочно-пропарочные станции и пункты
- 14.3.6 Автотранспортные подразделения
- 14.3.7 Зарядные станции, стоянки электрокар и автопогрузчиков
- 14.3.8 Шпалопропиточные заводы
- 14.3.9 Лаборатории и вычислительные центры
- 14.3.10 Пассажирские здания
- 14.3.11 Служебно-технические здания сигнализации, централизации, блокировки и связи.
- 14.4 Требования пожарной безопасности для складов общего и специального назначения, грузовых районов, контейнерных площадок и сортировочных платформ
- 14.4.1 Общие требования
- 14.4.2 Склады лвж и гж
- 14.4.3 Склады хранения опасных грузов
- 14.4.4 Склады лесоматериалов
- 14.4.5 Склады угля и торфа
- 14.4.6 Склады горючих газов (гг)
- 14.4.7 Материальные склады
- 14.4.8 Контейнерные площадки, сортировочные платформы по переработке тяжеловесных грузов
- 14.5 Требования пожарной безопасности к предприятиям по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава
- 14.5.1 Общие требования
- 14.5.2 Производства с применением лвж и гж
- 14.5.3 Производства с применением полимерных материалов
- 14.5.4 Деревообрабатывающие производства
- 14.5.5 Производства окрасочных работ
- 14.5.6 Сушильно-пропиточные отделения
- 14.6 Требования пожарной безопасности при проведении работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава
- 14.6.1 Тяговый подвижной состав
- 14.6.2 Грузовые вагоны
- 14.6.3 Рефрижераторные вагоны (секции) и арв
- 14.6.4 Пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны
- 14.7 Требования пожарной безопасности при эксплуатации подвижного состава
- 14.7.1 Тяговый подвижной состав
- 14.7.2 Пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны
- 14.7.3 Вагоны-клубы, вагоны технической пропаганды, вагоны с видеосалонами и кабельным телевидением, вагоны-лаборатории
- 14.8 Требования пожарной безопасности при перевозке грузов на подвижном составе железнодорожного транспорта
- 14.8.1 Перевозка, погрузка опасных грузов
- 14.8.2 Перевозка грузов в сопровождении проводников грузоотправителей (грузополучателей)
- 14.8.3 Перевозка автотракторной техники
- 14.9 Противопожарное водоснабжение, пожарная техника и средства связи
- 15 Организация работы по обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте
- 16 Противопожарное нормирование
- Список литература
- Оглавление
- Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте