logo search
часть2

14.3.1 Путевое хозяйство

Полоса отвода железных дорог должна содержаться очищенной от валежника, порубочных остатков и кустарника, старых шпал и другого горючего мусора. Указанные материалы должны убираться с полосы отвода.

Оставшиеся на полосе отвода вследствие аварии или пролива горючие вещества и жидкости должны немедленно убираться. В случае невозможности быстрой ликвидации скоплений жидкостей их необходимо перекачать (перелить) за полосу в места, защищенные от попадания искр подвижного состава.

пролитые на путях горючие жидкости должны засыпаться песком, землей и удаляться за полосу отвода.

Штабели снегозащитных щитов, кольев, основания деревянных мачт, фидерных столбцов, опор линий передач и связи должны быть опаханы или окопаны в радиусе не менее 1,4 м.

При временном хранении на перегонах, станциях и звеносборочных базах шпалы и брусья должны укладываться в штабеля. Площадка под штабели и территория на расстоянии не менее 3 м должны очищаться от сухой травы и другого горючего материала, окапываться или опахиваться.

Для ограничения роста травы, кустарника на откосах пути, создания минерализованных полос, рекомендуется использовать специальные химикаты.

Штабели шпал и брусьев укладываются параллельно пути на расстояние не менее 30 м от строений и сооружений, 10 м от путей организованного движения поездов, 6 м от других путей и не ближе полуторной высоты опоры от оси линий электропередач и связи. Разрыв между группами шпал (четыре штабеля в группе) должен быть не менее 1 м и между каждой парой групп штабелей – не менее 20 м.

При хранении или при емкости склада шпал и брусьев, превышающей 10000 м3 следует руководствоваться противопожарными требованиями норм проектирования складов лесных материалов.

Складирование сена, соломы, дров ближе 50 м от мостов, путевых сооружений, жилых домов и путей организованного движения поездов, а также под проводами линий электропередачи и связи не допускается.

Жилые дома, переездные будки, насосные станции и другие сооружения со стороны хвойных лесов и хлебных массивов отделяются канавами или минерализованными защитными полосами шириной не менее 1,4 м.

В полосе отвода запрещается:

а) разводить костры и сжигать хворост, порубочные остатки;

б) оставлять сухостойкие деревья и кустарники.

В лесных массивах мосты окаймляются минерализованной полосой не менее 1,4 м по внешнему периметру полосы отвода.

Земляные участки под мостами в радиусе 50 м должны быть очищены от сухой травы, кустарника, залежника, горючего мусора и т.д.

У металлических мостов с деревянным настилом длиной более 100м и у деревянных мостов длиной более 10 м при паровой тяге по обе стороны от оконечностей моста на расстоянии 30 м устанавливаются предупредительные сигнальные знаки «Закрой поддувало».

На судоходных пролетах мостов с деревянным настилом вывешиваются сигнальные знаки для пароходов «закрой сифон». Такие же сигнальные знаки устанавливаются на расстоянии 30 м на железнодорожных путях, проходящих под путепроводами и пешеходными мостами.

Деревянные путепроводы, расположенные над железнодорожными путями, обиваются снизу кровельной сталью на ширину не менее 4 м со спущенными с обеих сторон краями на 30 см.

На мостах с деревянными пролетными строениями и опорами пространство между контррельсами или специальными брусками покрывается дощатым настилом с засыпкой его щебнем или гравием, пространство между путевым рельсом и контррельсом (или бруском) перекрывается кровельной сталью.

На мостах с металлическими пролетными строениями на деревянных опорах указанные покрытия устраиваются над всеми опорами и в обе стороны от них на расстояние от 2 до 5 м (в зависимости от высоты опор).

С замерзанием рек у всех деревянных и металлических мостов с деревянным настилом для целей пожаротушения устраиваются незамерзающие проруби и подъезды к ним. Место нахождения проруби обозначается указателем.

На всех мостах и путепроводах загнившие и гнилые деревянные шпалы, брусья и другие конструкции (детали) должны своевременно заменяться.

Охраняемые мосты обеспечиваются телефонной связью и первичными средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами.

На всех мостах и путепроводах запрещается:

а) производить огневые работы без согласования с пожарной охраной;

б) устраивать вблизи них или под ними склады материалов, шалаши, места стоянок для судов, плотов, барж и лодок;

в) производить заправку керосиновых фонарей и баков бензомоторных агрегатов;

г) содержать пролетные строения и другие конструкции не очищенными от нефтепродуктов;

д) оставлять не убранными по окончании работы щепу, стружку и другие горючие отходы;

е) эксплуатировать неисправное электрооборудование и электропроводку;

ж) производить под мостами выжигание сухой травы, а также сжигание кустарника, хвороста и другого горючего материала.

Места стоянок и баз путевых машинных станций (ПМС) выбираются комиссионно, с участием представителя пожарной охраны.

Железнодорожные, пути стоянки вагонов ПМС оборудуются стрелочными переводами для обеспечения вывода и рассредоточения подвижного состава на случай пожара.

В пунктах стоянки вагоны ПМС расставляются группами по 15-20 вагонов и с разрывом между группами вагонов не менее 5 м. Расстояние между осями путей должно быть не менее 7 м.

Вагоны, производственных мастерских и другого назначения должны стоять отдельными группами с противопожарными разрывами от жилых вагонов не менее 5 м.

При отсутствии искусственных и естественных источников водоснабжения в местах расположения ПМС должен создаваться запас воды для нужд пожаротушения в железнодорожных цистернах или других емкостях из расчета 50 м3 воды на каждую группу вагонов.

Имеющиеся искусственные и естественные водоисточники оборудуются соответствующими подъездами и устройствами для забора и подачи воды.

На территории ПМС должны быть отведены и оборудованы места для сбора мусора и шлака, а также места для курения.

На каждые 15 жилых вагонов и на каждый вагон специального назначения приказом начальника ПМС назначаются лица, ответственные за пожарную безопасность.

Каждое передвижное формирование должно иметь телефонную связь с ближайшей железнодорожной станцией. В пунктах стоянки вагонов ПМС должен быть установлен сигнал оповещения о пожаре.

Оборудование вагона для передвижных формирований производится строго по утвержденным чертежам и проектам, согласованным в установленном порядке со службой военизированной охраны Белоруской железной дороги.

В вагонах, оборудованных под клубы и школы, допускается только водяное отопление с установкой котлов в отделенном изолированном помещении вагона.

В крытых грузовых вагонах, оборудованных под мастерские, конторы, кухни, жилье и другие нужды допускается установка печей-плит, выкладываемых из кирпича, заключенных в металлические каркасы, прочно прикрепленные к полу вагона.

При установке печей-плит должны выполняться следующие требования:

а) пол на месте установки печи изолируется кровельной сталью по негорючему изоляционному материалу толщиной 10 мм. На изоляции выкладывается фундамент в четыре ряда кирпичей с устройством продольного и поперечного отверстий в нижнем ряду для постоянного обмена воздуха;

б) изоляция пола должна выходить за габариты печи на 250 мм, а перед топочным отверстием – на 500 мм;

в) печи от стен и перегородок вагона располагаются на расстоянии не ближе 280 мм. При этом стены и перегородки по всей высоте до потолка вагона защищаются кровельной сталью по асбесту;

г) на высоту печи на изолированных стенах и перегородках устанавливаются металлические экраны с воздушной прослойкой в 35 мм и отверстиями для обмена воздуха (внизу и вверху);

д) дымовая труба от печи на всю высоту от потолка заключается в металлический кожух с отверстиями для обмена воздуха;

е) в потолке (крыше) вагона устанавливается типовая разделка размером 250 мм. Прилегающие к разделке деревянные конструкции полностью изолируются листовой кровельной сталью по асбесту толщиной 10 мм;

ж) печная труба должна возвышаться над крышей вагона на 30-40 см и оканчиваться искрогасителем.

Полы, стены и потолки внутри вагонов-кузниц, машинных котельных, электростанций и т.п. изолируются кровельной сталью по негорючему изоляционному материалу толщиной 10 мм.

Освещение допускается только электрическое:

а) в местах стоянок и баз – от местных источников энергоснабжения;

б) при стоянке на участках дороги, где отсутствуют местные источники энергоснабжения – от собственных электростанций. На случай аварийной ситуации в каждом вагоне, занятом под клуб, школу, должно быть в наличии не менее 3-х исправных аккумуляторных фонарей.

Электропроводка и электрооборудование всего подвижного состава ПМС должны быть выполнены в соответствии с проектом и требованиями ПУЭ. В вагонах-школах, клубах и производственных помещениях (мастерских) проводка выполняется в стальных трубах. В жилых, служебных и других вагонах электропроводка выполняется проводом в металлических гибких рукавах. Трубы и металлическая оболочка проводов должны быть заземлены.

Междувагонные электрические соединения должны быть обеспечены переходными приспособлениями, установленного образца.

Вагоны, предназначенные для перевозки людей в рабочих поездах, должны оборудоваться:

а) типовыми фонарями для освещения;

б) типовыми чугунными печами с металлическими дымовыми трубами для отопления вагона;

в) средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами.

На каждый вагон рабочего поезда назначается ответственное лицо за соблюдением правил пожарной безопасности. Ответственность за выполнение противопожарных мероприятий по подготовке поездов возлагается на руководителя хозяйственного подразделения.

В вагонах рабочих поездов запрещается :

а) пользоваться свечами без фонарей и другими источниками открытого огня для освещения;

б) укладывать и развешивать около печи одежду, обувь, дрова, и другие материалы;

в) применять для топки печей дрова, длина которых превышает размер топки;

г) перевозить керосин, бензин и другие легковоспламеняющиеся и горючие вещества;

д) растапливать печи горючими жидкостями и оставлять их без присмотра;

е) выбрасывать во время движения поезда золу и шлак.

Закрытые хранилища горючих жидкостей должны соответствовать требованиям СНБ, СНиП и располагаться в безопасных местах, удаленных не менее 50 м от жилых, производственных и складских помещений.

Возможность использования помещения для хранения горючего в каждом отдельном случае должна согласовываться с органами государственного пожарного надзора.

Хранить и производить раздачу горючего в крытых вагонах-кладовых запрещается.

Горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, применяемые для нужд производства, должны храниться в металлической таре с герметически закрывающимися крышками. Под раздаточной тарой должен быть установлен металлический противень.

Территория вокруг хранилища должна быть ограждена, очищена от сухой травы, кустарника и мусора.

В помещении и на территории хранилища должны быть вывешены запрещающие знаки согласно требованиям действующих стандартов и установлены первичные средства пожаротушения в соответствии с действующими нормами.

Бочки из-под горючего должны складироваться не ближе чем 20м от места хранения горючего.

Заправка топливом автомобилей и тракторов допускается не ближе 10 м от места хранения горючего.

Перевозка к местам работы горючесмазочных материалов должна осуществляться на бортовых автомобилях, железнодорожных платформах или прицепных платформах к автодрезинам и мотовозам в исправной, надежно закрепленной и герметически закрытой таре.

Работникам ПМС и членам их семей, проживающим в вагонах, запрещается:

а) пристраивать к вагонам тамбуры, сараи, кладовки, клетки и п.т. Как исключение, при длительных стоянках, с разрешения службы пути и руководства отделения дороги, в каждом отдельном случае, допускается устройство унифицированных для ПМС тамбуров, которые конструктивно не соединяются с вагонами и не препятствуют их передвижению;

б) создавать запас топлива более установленной нормы и хранить его под вагонами;

в) хранить керосин, бензин и другие горючие жидкости в вагонах;

г) использовать горючие жидкости для растопки печей, освещения и приготовления пищи;

д) топить печи с открытыми топочными дверцами и оставлять их без присмотра;

е) сушить белье, одежду и пр. горючие предметы над топящейся печью и вплотную к ней;

ж) оставлять в вагоне без присмотра малолетних детей;

з) высыпать мусор и шлак в неустановленных местах;

и) производить газификацию вагонов или пользоваться газовыми плитами различных типов без согласования с органами пожарного надзора.