logo search
Технологическое оборудование

2.1. Транспортирование муки.

Мука на хлебозаводах хранится в силосах бестарным способом или в мешках — тарным способом.

На современных и проектируемых предприятиях применяют бестарное хранение муки. Транспортировка муки между предприятиями может осуществляться в мешках — тарным способом или в специальных автомуковозах или железнодорожных платформах - бестарным.

Внутри завода мука может транспортироваться с помощью шнеков, норий, цепных транпортеров - механическим транспортом. При бестарном хранении мука может еще транспортироваться с помощью пневмо или аэрозоль-транспорта, или смешанного транспорта.

Принцип действия пневмотранспорта основан на сообщении муке скорости, с которой поток воздуха перемещается по трубам при концентрации в пределах от 0,5 до 4 кг/кг воздуха. Эти установки могут работать при нагнетании воздуха в систему (низкого давления), или на всасывание.

В нагнетательных аэрозольтранспортных установках мука насыщается воздухом (аэрируется) и перемещается по трубам при концентрациях до 200 кг/кг воздуха (высокое давление).

Показатели пневматического и аэрозольного транспорта приведены в таблице № 1.

Таблица № 1

Показатели

пневмо

транспорт

аэрозоль

транспорт

концентрация кг/кг

0,5 — 4

20 — 200

Скорость воздуха м/сек

16 — 25

5 — 7

Диаметр трубопровода мм

75 — 300

20 — 100

избыточное давление МН/м2

0,03

или разрежение

0,25

конструктивные различия:

нагнетатели

вентилятор или воздуходувка

компрессор с рессивером

разгрузители

циклон и фильтр

нет

Установки аэрозольтранспорта имеют ряд преимуществ перед пневматическими: меньше диаметр трубопровода, не требуются громоздкие фильтрующие устройства, производительность больше т.к. больше концентрация смеси.

Бестарное хранение и транспортировка муки по сравнению с тарным способом хранения и транспортировки имеет ряд преимуществ: 1) исключение тяжелых физических работ, весь процесс механизирован; 2) возможна автоматизация процесса; 3) экономия на таре (мешках); 4) уменьшается распыл (потери) муки; 5) мука аэрируется, улучшается ее качество; 6) улучшается санитарное состояние производства; 7) снижаются эксплуатационные расходы; 8) для крупных и средних предприятий экономится электроэнергия; 9) экономится площадь.

К недостаткам пневмо- и аэрозольтранспорта следует отнести: 1) возможность завалов в трубопроводах; 2) накопление зарядов статического электричества в трубопроводах, силосах (их стенках) матерчатых фильтрах, что может при определенной концентрации мучной смеси вызвать искрообразование и взрыв; 3) требование повышенной квалификацией (на периферии не всегда есть) обслуживающего персонала — компрессовщика.

Для предотвращения завалов в трубах необходимо соблюдать последовательность пуска и останова аэрозольтранспортных линий: при пуске сначала производится продувка сжатым воздухом в течение 1—2 мин всей линии от питателя до приемной емкости, после чего мука загружается в мукопровод; при остановке сначала прекращают подачу муки и продувают линию (в течение 1 мин) до полного удаления муки. Радиус изгиба труб должен быть не менее 10 диаметров трубы.

Для облегчения ликвидации завалов (пробок) муки при монтаже мукопроводов устанавливают продувочные штуцера перед коленами, двойными и простыми отводами, а также перед каждым разветвлением. При использовании центральных компрессорных станций для обслуживания двух или более одновременно работающих питателей перед каждым устанавливают регулятор расхода и давления воздуха.

В процессе бестарного хранения муки в емкости могут возникать слои уплотненного материала, так называемые статические своды. Кроме того, своды могут образовываться и при истечении материала, если возникающее в материале напряжение не превышает прочности свода. Сводообразование затрудняет разгрузку емкостей и приводит к неустойчивой работе пневмотранспортной установки.

Экспериментами доказано, что своды могут не образовываться, если геометрические параметры емкости выбраны в соответствии с физико-механическими свойствами сыпучего материала.

Так макаронная мука (крупчатка) имеющая крупитчатую структуру и большую плотность, чем хлебопекарная, 700 кг/м3 против 550 кг/м3, соответственно, лучше транспортируется пневмотранспортом, чем аэрозоль. Автомуковоз перевозящий крупчатку разгружается в два раза дольше, чем с хлебопекарной мукой.

При эксплуатации бестарных складов хранения муки необходимо учитывать, что твердые частицы муки, взвешенные в воздухе, составляют дисперсную систему — аэрозоль. При транспортировании муки происходит электризация аэрозоля, в результате возможен взрыв.

Взрывоопасная концентрация смеси лежит в пределах от 20 до 100 г на 1 м3 воздуха. Для снятия статического электричества необходимо заземлять трубопроводы и другие элементы аэрозольтранспорта.

Питатели используются для создания смеси муки и воздуха необходимой концентрации.

Питатели делятся на шлюзовые (барабанные), шнековые и камерные. Последние являются питателями периодического действия.

Основной недостаток шлюзовых питателей — большая утечка сжатого воздуха обратно в бункер. Геометричность шлюзовых питателей, зависящая от величины зазоров между корпусом и ротором, а также между ротором и крышками, сильно снижается вследствие деформации вала. Деформацию вызывает большой перепад давления в зонах загрузки и выгрузки материала, ведущий к повышенному износу лопастей ротора. Для улучшения герметизации увеличивают жесткость конструкции, применяют регулируемые бронзовые накладки на лопасть, повышают точность обработки сопрягаемых поверхностей ротора и корпуса.

Достоинством питателя является простота, малогабаритность, малый расход энергии.

В отличие от шлюзовых в шнековых питателях утечка воздуха не превышает 10—15%, что достигается главным образом в результате образования пробки из материала на входе в камеру. Основной недостаток шнекового питателя — высокий удельный расход энергии, затрачиваемой на перемещение и уплотнение муки.