2.1. Транспортирование муки.
Мука на хлебозаводах хранится в силосах бестарным способом или в мешках — тарным способом.
На современных и проектируемых предприятиях применяют бестарное хранение муки. Транспортировка муки между предприятиями может осуществляться в мешках — тарным способом или в специальных автомуковозах или железнодорожных платформах - бестарным.
Внутри завода мука может транспортироваться с помощью шнеков, норий, цепных транпортеров - механическим транспортом. При бестарном хранении мука может еще транспортироваться с помощью пневмо или аэрозоль-транспорта, или смешанного транспорта.
Принцип действия пневмотранспорта основан на сообщении муке скорости, с которой поток воздуха перемещается по трубам при концентрации в пределах от 0,5 до 4 кг/кг воздуха. Эти установки могут работать при нагнетании воздуха в систему (низкого давления), или на всасывание.
В нагнетательных аэрозольтранспортных установках мука насыщается воздухом (аэрируется) и перемещается по трубам при концентрациях до 200 кг/кг воздуха (высокое давление).
Показатели пневматического и аэрозольного транспорта приведены в таблице № 1.
Таблица № 1
Показатели | пневмо транспорт | аэрозоль транспорт |
концентрация кг/кг | 0,5 — 4 | 20 — 200 |
Скорость воздуха м/сек | 16 — 25 | 5 — 7 |
Диаметр трубопровода мм | 75 — 300 | 20 — 100 |
избыточное давление МН/м2 | 0,03 или разрежение | 0,25 |
конструктивные различия: | ||
нагнетатели | вентилятор или воздуходувка | компрессор с рессивером |
разгрузители | циклон и фильтр | нет |
Установки аэрозольтранспорта имеют ряд преимуществ перед пневматическими: меньше диаметр трубопровода, не требуются громоздкие фильтрующие устройства, производительность больше т.к. больше концентрация смеси.
Бестарное хранение и транспортировка муки по сравнению с тарным способом хранения и транспортировки имеет ряд преимуществ: 1) исключение тяжелых физических работ, весь процесс механизирован; 2) возможна автоматизация процесса; 3) экономия на таре (мешках); 4) уменьшается распыл (потери) муки; 5) мука аэрируется, улучшается ее качество; 6) улучшается санитарное состояние производства; 7) снижаются эксплуатационные расходы; 8) для крупных и средних предприятий экономится электроэнергия; 9) экономится площадь.
К недостаткам пневмо- и аэрозольтранспорта следует отнести: 1) возможность завалов в трубопроводах; 2) накопление зарядов статического электричества в трубопроводах, силосах (их стенках) матерчатых фильтрах, что может при определенной концентрации мучной смеси вызвать искрообразование и взрыв; 3) требование повышенной квалификацией (на периферии не всегда есть) обслуживающего персонала — компрессовщика.
Для предотвращения завалов в трубах необходимо соблюдать последовательность пуска и останова аэрозольтранспортных линий: при пуске сначала производится продувка сжатым воздухом в течение 1—2 мин всей линии от питателя до приемной емкости, после чего мука загружается в мукопровод; при остановке сначала прекращают подачу муки и продувают линию (в течение 1 мин) до полного удаления муки. Радиус изгиба труб должен быть не менее 10 диаметров трубы.
Для облегчения ликвидации завалов (пробок) муки при монтаже мукопроводов устанавливают продувочные штуцера перед коленами, двойными и простыми отводами, а также перед каждым разветвлением. При использовании центральных компрессорных станций для обслуживания двух или более одновременно работающих питателей перед каждым устанавливают регулятор расхода и давления воздуха.
В процессе бестарного хранения муки в емкости могут возникать слои уплотненного материала, так называемые статические своды. Кроме того, своды могут образовываться и при истечении материала, если возникающее в материале напряжение не превышает прочности свода. Сводообразование затрудняет разгрузку емкостей и приводит к неустойчивой работе пневмотранспортной установки.
Экспериментами доказано, что своды могут не образовываться, если геометрические параметры емкости выбраны в соответствии с физико-механическими свойствами сыпучего материала.
Так макаронная мука (крупчатка) имеющая крупитчатую структуру и большую плотность, чем хлебопекарная, 700 кг/м3 против 550 кг/м3, соответственно, лучше транспортируется пневмотранспортом, чем аэрозоль. Автомуковоз перевозящий крупчатку разгружается в два раза дольше, чем с хлебопекарной мукой.
При эксплуатации бестарных складов хранения муки необходимо учитывать, что твердые частицы муки, взвешенные в воздухе, составляют дисперсную систему — аэрозоль. При транспортировании муки происходит электризация аэрозоля, в результате возможен взрыв.
Взрывоопасная концентрация смеси лежит в пределах от 20 до 100 г на 1 м3 воздуха. Для снятия статического электричества необходимо заземлять трубопроводы и другие элементы аэрозольтранспорта.
Питатели используются для создания смеси муки и воздуха необходимой концентрации.
Питатели делятся на шлюзовые (барабанные), шнековые и камерные. Последние являются питателями периодического действия.
Основной недостаток шлюзовых питателей — большая утечка сжатого воздуха обратно в бункер. Геометричность шлюзовых питателей, зависящая от величины зазоров между корпусом и ротором, а также между ротором и крышками, сильно снижается вследствие деформации вала. Деформацию вызывает большой перепад давления в зонах загрузки и выгрузки материала, ведущий к повышенному износу лопастей ротора. Для улучшения герметизации увеличивают жесткость конструкции, применяют регулируемые бронзовые накладки на лопасть, повышают точность обработки сопрягаемых поверхностей ротора и корпуса.
Достоинством питателя является простота, малогабаритность, малый расход энергии.
В отличие от шлюзовых в шнековых питателях утечка воздуха не превышает 10—15%, что достигается главным образом в результате образования пробки из материала на входе в камеру. Основной недостаток шнекового питателя — высокий удельный расход энергии, затрачиваемой на перемещение и уплотнение муки.
- Министерство образования российской федерации
- Москва – 2004 г. 4134
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Схемы производства хлебобулочных изделий.
- 1.1. Машинно-аппаратурные схемы производства хлебобулочных изделий.
- Тема 2. Оборудование для транспортирования, хранения и подготовки сырья.
- 2.1. Транспортирование муки.
- 2.2. Оборудование для хранения муки.
- 2.3. Просеивание муки.
- 2.4. Оборудование для подготовки дополнительного сырья.
- Тема 3. Оборудование для дозирования.
- 3.1. Дозаторы муки.
- 3.2. Дозаторы жидких компонентов.
- Тема 4. Оборудование для приготовления теста.
- 4.1. Тестомесильные машины.
- 4.2. Тестоприготовительные агрегаты.
- 4.3. Дежеопрокидыватели.
- Тема 5. Оборудование для деления и формования теста.
- 5.1. Тестоделительные машины.
- 5.2. Тестоформующие машины.
- 5.3. Способы борьбы с прилипанием теста к рабочим органам.
- Тема 6. Оборудование для расстойки кусков теста.
- Тема 7. Хлебопекарные печи.
- 7.1. Тупиковые печи.
- 7.2. Туннельные печи.
- 7.3. Расстойно-печные агрегаты.
- 7.4. Механизмы для посадки и выгрузки тестовых заготовок.
- Тема 8. Оборудование остывочного отделения и экспедиции.
- Тема 9. Оборудование для производства сырых макаронных изделий.
- 9.1. Макаронные прессы.
- 9.2. Машины для резки макаронных изделий.
- Тема 10. Оборудование для сушки макарон.
- Тема 11. Стабилизаторы-накопители.
- 12. Участки производства специализированных макаронных изделий.
- 12.1. Участок производства вермишели быстрого приготовления.
- 12.2. Производство сырых макаронных изделий длительного хранения.
- Тема 13. Тара и упаковка хлебопекарной и макаронной продукции.
- Некоторые формулы технологического расчета машин и аппаратов.
- Тесты по дисциплине:
- Словарь основных понятий
- Список литературы