11 Обеспечение безопасности железнодорожного подвижного состава
Пожар на подвижном составе представляет собой особую опасность не только для локомотивных бригад и пассажиров, но и приносит значительный материальный ущерб. Особенно опасен пожар, возникающий в подвижном составе при движении поезда, т. к. в этом случае увеличиваются скорости воздушных потоков в вагонах. Поэтому уже на стадии проектирования железнодорожного подвижного состава принимаются конкретные конструктивные и организационные меры по предотвращению возгораний, распространения огня, обеспечению быстрой и безопасной эвакуации пассажиров. В проектную документацию на подвижной состав включаются требования к материалам и конструкции, к оснащению средствами пожаротушения, к средствам оповещения о пожаре, требования к огнезадерживающим конструкциям, требования к отоплению и водоснабжению, к системам электрооборудования вагонов по обеспечению безопасных условий эвакуации пассажиров. При этом оснащение подвижного состава первичными средствами пожаротушения и их размещение производится в соответствии с нормами оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта, а для пассажирских вагонов международного сообщения по соответствующим нормам, утвержденным на заседании Совета по железнодорожному транспорту Содружества Независимых Государств, Латвийской, Литовской и Эстонской Республик. Размещение огнетушителей на подвижном составе должно соответствовать техническим условиям. При установке огнетушителей на подвижном составе кронштейны и узлы крепления к конструкциям локомотивов и вагонов испытываются на вибрационной и ударной нагрузке. Периодически огнетушители, устанавливаемые на подвижном составе, должны подвергаться техническому обслуживанию (периодические проверки, осмотры, ремонт, испытание и перезарядка). Периодичность проверки, ремонта, испытаний и перезарядки, огнетушителей проводятся в сроки, установленные НПБ 166-97 «Нормы пожарной безопасности. Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации». На подвижном составе проверка огнетушителей проводится не реже одного раза в шесть месяцев, по результатом которой принимается соответствующее решение об использовании огнетушителей. Порошковые огнетушители используемые для противопожарной защиты подвижного состава должны перезаряжаться не реже одного раза в год.
Основными причинами пожаров на тяговом подвижном составе являются неисправности электрооборудования и дизельных установок локомотивов. При этом вероятность возникновения пожара повышается из-за скопления масла в поддонах. Требования по обеспечению пожарной безопасности на тяговом подвижном составе определены ГОСТ 12.1.004 «Пожарная безопасность. Общие требования», ГОСТ 12.2.056 «Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности». Локомотивы оборудуются установками пожаротушения (пенного, газового, порошкового). В настоящее время на локомотивах применяются автоматические, ручные и с автоматическим и ручным дистанционным способом пуска установки пожаротушения. Расположение и конструктивное исполнение таких средств пожаротушения должны обеспечивать возможность тушения пожаров в любом месте локомотива и расположенных вблизи объектов. Тепловозы, электровозы, головные моторные вагоны дизель-поездов должны иметь системы автоматической пожарной сигнализации звуковые и световые сигналы о пожаре подаются в кабину машиниста датчики-извещатели устанавливаются в наиболее пожароопасных местах локомотивов. В настоящее время на тяговом подвижном составе устанавливаются тепловые и дымовые датчики, которые характеризуются высокой чувствительностью и надежностью в работе. На современных локомотивах и головных моторных вагонах дизедь-поездов система обнаружения пожаров сблокирована с системой автоматического пожаротушения, что обеспечивает своевременное тушение пожаров. На современных дизель-поездах и электропоездах система автоматической пожарной сигнализации одновременно выполняет функции охранной сигнализации. На таком подвижном составе датчики устанавливаются также в шкафах, где располагаются электрические аппараты систем управления поездами.
Повышенная опасность пожаров в пассажирских вагонов определяется со средоточением в них большого количества людей. Как показывает практика, пожары в пассажирских вагонах развиваются более интенсивно, чем на стационарных объектах. При этом очень быстро повышается температура в нутрии вагонов и возможно образование токсичных продуктов горения. Положения усугубляется и тем, что трудно эвакуировать в кротчайшее время пассажиров при возникновении пожаров, особенно в ночное время.
Статистика и анализ пожаров показывают, что основными причинами их возникновения в вагонах пассажирских поездов являются:
- отступления от требований стандартов на пожарную разделку вытяжных труб, котлов отопления печей, кипятильников, пультов управления электрооборудованием, светильников и другого оборудования;
- нарушения правил прокладки проводов, особенно при выходе из труб или металлорукавов, а также соединении проводов пайкой или скруткой в непредусмотренных местах;
- выпуска из ремонта без испытания на правильность функционирований электрических аппаратов, определения выходных параметров систем электроснабжения (первичных и вторичных) и устройств защиты от перенапряжения непосредственно на вагоне;
- установки аппаратов токовой защиты без проверки на соответствие номинальным данным плавких вставок предохранителей и без испытания автоматических выключателей и магнитных пускателей;
- отказов в электрической цепи или потребителе электроэнергии с перегрузкой проводов при завышенных номиналах или нетиповых плавких вставках предохранителей, а также неисправном состоянии автоматических выключателей или магнитных пускателей;
- наличия в защищаемой цепи предохранителей с подгоревшими фибровыми корпусами или без наполнителя;
- неисправности дугогасящих устройств коммутационных аппаратов, приводящих к выбросу пламени;
- нарушения и пониженного сопротивления изоляции электрических цепей потребителей и систем электроснабжения, в том числе и источников питания;
- перенапряжения, возникающего при отказах регуляторов и неисправной защите;
- подключения к системе электроснабжения бытовых приборов, радиоприемников, магнитофонов и других устройств, не предусмотренных для подключения конструкцией вагона;
- слабой затяжки контактных соединений, приводящих к чрезмерному их нагреву;
- неквалифицированного вмешательства в работу электрооборудования вагонов (ремонтные работы, регулировка и др.);
- нарушения правил пользования отопительными установками, растопки котлов и кипятильников с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, без воды или с водой ниже допустимого уровня;
- хранения около котла, кипятильника, кухонных плит, на электропечах и под ними обтирочных и других горючих материалов;
- оставления без присмотра кухонных плит вагонов-ресторанов;
- курения в неустановленных местах, провоза легковоспламеняющихся жидкостей, применение открытого огня;
- удаления шлака и золы при движении поезда;
- использования для приготовления пищи приборов, не предусмотренных конструкцией вагона;
- оставления проводником вагона без надзора.
Причинами пожаров в подвагонном оборудовании могут быть:
- короткозамкнутые аккумуляторы в аккумуляторной батарее;
- пониженный уровень электролита в аккумуляторах;
- пониженное сопротивление изоляции аккумуляторной батареи;
- повышенный зарядный ток аккумуляторной батареи по причине неисправности блока управления зарядом или ограничителя тока батареи или генератора;
- неудовлетворительное состояние контактных соединений выводов батареи;
- несоответствие плавких вставок и предохранителей, установленных в подвагонном высоковольтном ящике;
- плохое состояние высоковольтных и низковольтных проводов и их изоляции;
- плохое (неплотное) соединение проводов с аппаратами, приборами;
- плохое состояние контакторов, реле и других контактных аппаратов;
- отсутствие дугогасительных камер или неправильная их установка.
Требования пожарной безопасности к пассажирским вагонам регламентируются Нормами пожарной безопасности Республики Беларусь НПБ 94-2004 «Вагоны пассажирские. Вагоны метрополитена. Требования пожарной безопасности». В пассажирских вагонах сосредоточено значительная пожарная нагрузка, поэтому одним из направлений обеспечения их пожарной безопасности является применение материалов для внутренней отделки и оборудования таких вагонов, которые имеют низкие показатели пожарной опасности: группу горючести, индекс распространения пламени, коэффициент дымообразования и показатель токсичности продуктов горения в соответствии с ГОСТ 12.1.044-89 «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения» и нормами пожарной безопасности для пассажирских вагонов. Материалы применяемые для внутренней отделки и оборудования вагонов, в зависимости от их назначения должны соответствовать требованиям норм пожарной безопасности. Для изготовления потолков, подшивки изоляции крыш вагонов, воздуховодов систем вентиляции и кондиционирования, каркасов спальных полок (диванов) и кресел должны применяется не горючие материалы. В некоторых случаях для этих целей допускается применение трудногорючих материалов. Для термоизоляции кузова, футляров аккумуляторов, перегородок, багажных полок, мебели, обшивки стен и дверей, закладных деталей, обрешетки стен потолков и крыши, а также труб водоснабжения должны применяться негорючие или трудногорючие. Для гидроизоляции диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентустановок, звукоизоляции потолков, теплоизоляции труб, баков водоснабжения и труб отопления должны применяться трудногорючие или труновоспламеняемые материалы. Для облицовки потолков, штор, обивки спальных полок (диванов) и кресел, покрытия полов, облицовки поверхности и стен, перегородок и мебели должны применяться медленно распространяющие пламя материалы. Эти требования учитываются не только при проектировании и постройки пассажирских и прицепных вагонов, но и при их ремонте в объеме КВР и КР-1. При использовании в конструкциях вагонов горючих материалов для отдельных узлов и элементов они должны быть защищены от возгорания металлическими листами по негорючему или трудногорючему изоляционному материалу. Деревянные элементы конструкций пассажирских вагонов подвергаются пропитке антипиренами для повышения предела огнестойкости. В пассажирских вагонах котельное отделение выделяется в отдельный замкнутый блок, которые изолируется от других помещений и проходов перегородками из негорючих или трудногорючих материалов. Все применяемые в конструкции подвижного состава не металлические материалы и средства обеспечения пожарной безопасности должны иметь сертификат пожарной безопасности, гигиенический сертификат или санитарно-эпидемиологическое заключение. В соответствии с перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности.
Для своевременного обнаружения и тушения пожаров в соответствии с нормами пожарной безопасности пассажирские вагоны оборудуются устройствами электронной связи «проводник-штабной вагон-локомотив», а также автоматическими установками пожарной сигнализации, которые включают пожарные извещатели, приемно-контрольные приборы и линии связи. Последние должны выдавать акустическую и оптическую информацию с указанием места возникновения возгорания и автоматически определять неисправности линии связи. В настоящее время в пассажирских вагонах применяются дымовые и тепловые датчики. При этом тепловые пожарные извещатели должны срабатывать при достижении внутри контролируемого помещения определенных значений максимальной температуры и скорости ее нарастания. Дымовые пожарные извещатели срабатывают при достижении в контролируемых помещениях установленных значений задымленности. Перечень контролируемых помещений, количество, типы и параметры срабатывания пожарных извещателей обычно принимаются на стадии проектирования вагонов и подтверждаются результатами их испытаний.
Значительная роль в предотвращении распространения пожаров пассажирских вагонов отводится установке огнезадерживающих конструкций. В частности между купе проводников и пассажирским салоном устанавливаются огнезадерживающая перегородка, которая доводится до металлической обшивки кузова вагона по всему контуру. Входящая в конструкцию такой перегородки элементы выполняются из негорючих или трудногорючих материалов. Технологические зазоры уплотняются набивкой из негорючих или трудногорючих материалов, имеющих такую же огнестойкость, как и сама перегородка. Огнезадерживающие конструкции пассажирских вагонов характеризуются пределом огнестойкости, который определяется по двум основным предельным состояниям: по потере целостности (Е) и теплоизолирующей способности (I). Этот показатель определяется по ГОСТ 30247 по результатам испытаний образцов. Предел огнестойкости перегородки между купе проводников и пассажирским салоном должен составлять не менее Е 30 / I 15, а межкупейных перегородок и огнезадерживающих фрамуг вагона не менее Е 20 / I 15.
В комплексе мероприятий по обеспечению пожарной безопасности пассажирских вагонов особое внимание уделяется вопросам обеспечения быстрой и безопасной эвакуации людей, т. к. пассажирский вагон, по имеющим данным, в случае пожара который не удалось потушить в начальной стадии, сгорает в кротчайший промежуток времени. Для эвакуации пассажиров в соответствии с ведомственными нормами пожарной безопасности пассажирские вагоны и прицепные вагоны дизель-и электропоездов оборудуются аварийными эвакуационными выходами. В качестве таких выходов используются не только двери тамбуров, но и окна пассажирских салонов. Количество (не менее двух) таких выходов должно обеспечить безопасную эвакуацию пассажиров до блокирования их во время пожара. Для экстренной остановки поезда и эвакуации в случае пожара устанавливаются стоп-краны. Места расположения эвакуационных выходов обозначаются установленными знаками, с информацией о порядке пользования устройствами для открывания эвакуационных выходов, а схемы эвакуации вывешиваются на видных местах внутри вагонов. Необходимое и расчетное время эвакуации пассажиров определяются на стадии проектирования вагонов в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004-91.
- 10 Современные методы и средства обнаружения и тушения пожаров
- 10.1 Пожарная связь и сигнализация
- 10.2 Современные методы и средства пожаротушения.
- 10.3 Огнетушащие вещества и составы.
- 10.4 Установки пожаротушения
- 10.5 Требования к системам водяного пожаротушения и к противопожарному водоснабжению на железнодорожных станциях
- 10.6 Первичные средства пожаротушения
- 11 Обеспечение безопасности железнодорожного подвижного состава
- 12 Пожарные аварийно-спасательные поезда
- 13 Обеспечение пожарной безопасности при проведении огневых работ.
- 14 Требования пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
- 14.1 Система обеспечения пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
- 14.2 Общие требования пожарной безопасности к содержанию территорий, зданий, помещений и сооружений
- 14.2.1 Содержание территории
- 14.2.2 Содержание зданий и помещений
- 14.2.3 Требования к электроустановкам
- 14.2.4. Требования к отоплению
- 14.2.5. Требования к вентиляции и кондиционированию воздуха
- 14.3 Требования пожарной безопасности к объектам железнодорожного транспорта
- 14.3.1 Путевое хозяйство
- 14.3.2. Железнодорожные станции
- 14.3.3. Локомотивные депо
- 14.3.4 Вагонные депо и специализированные контейнерные депо
- 14.3.5. Промывочно-пропарочные станции и пункты
- 14.3.6 Автотранспортные подразделения
- 14.3.7 Зарядные станции, стоянки электрокар и автопогрузчиков
- 14.3.8 Шпалопропиточные заводы
- 14.3.9 Лаборатории и вычислительные центры
- 14.3.10 Пассажирские здания
- 14.3.11 Служебно-технические здания сигнализации, централизации, блокировки и связи.
- 14.4 Требования пожарной безопасности для складов общего и специального назначения, грузовых районов, контейнерных площадок и сортировочных платформ
- 14.4.1 Общие требования
- 14.4.2 Склады лвж и гж
- 14.4.3 Склады хранения опасных грузов
- 14.4.4 Склады лесоматериалов
- 14.4.5 Склады угля и торфа
- 14.4.6 Склады горючих газов (гг)
- 14.4.7 Материальные склады
- 14.4.8 Контейнерные площадки, сортировочные платформы по переработке тяжеловесных грузов
- 14.5 Требования пожарной безопасности к предприятиям по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава
- 14.5.1 Общие требования
- 14.5.2 Производства с применением лвж и гж
- 14.5.3 Производства с применением полимерных материалов
- 14.5.4 Деревообрабатывающие производства
- 14.5.5 Производства окрасочных работ
- 14.5.6 Сушильно-пропиточные отделения
- 14.6 Требования пожарной безопасности при проведении работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава
- 14.6.1 Тяговый подвижной состав
- 14.6.2 Грузовые вагоны
- 14.6.3 Рефрижераторные вагоны (секции) и арв
- 14.6.4 Пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны
- 14.7 Требования пожарной безопасности при эксплуатации подвижного состава
- 14.7.1 Тяговый подвижной состав
- 14.7.2 Пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны
- 14.7.3 Вагоны-клубы, вагоны технической пропаганды, вагоны с видеосалонами и кабельным телевидением, вагоны-лаборатории
- 14.8 Требования пожарной безопасности при перевозке грузов на подвижном составе железнодорожного транспорта
- 14.8.1 Перевозка, погрузка опасных грузов
- 14.8.2 Перевозка грузов в сопровождении проводников грузоотправителей (грузополучателей)
- 14.8.3 Перевозка автотракторной техники
- 14.9 Противопожарное водоснабжение, пожарная техника и средства связи
- 15 Организация работы по обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте
- 16 Противопожарное нормирование
- Список литература
- Оглавление
- Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте