logo search
часть2

14.7.2 Пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны

При эксплуатации таких вагонов должны соблюдаться требования Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов, эксплуатируемых на Белорусской железной дороге и в вагонах пассажирских поездов международного сообщения.

При подготовке вагонов в рейс.

Не допускается эксплуатировать вагоны не имеющие полного комплекта первичных средств пожаротушения, с неисправной установкой пожарной сигнализации и пожаротушения, а также с неисправимыми аварийными выходами при их наличии в вагонах и с неисправностями которые могут привести к пожару.

Все электроустановки вагона должны быть оснащены аппаратами защиты от токов короткого замыкания и других аварийных режимов, могущих привести к пожарам. Плавкие вставки предохранителей должны быть калиброваны и иметь клейма с указанием номинального тока вставки, отвечающего номинальным значениям защищаемой цепи. Клеймо на плавкой вставке ставится заводом-изготовителем или дорожной электротехнической лабораторией. Аппараты защиты должны быть в работоспособном состоянии.

Электропечи, электрокалориферы, вентиляционные каналы, надпотолочные пространства тамбуров, шкафы с электроаппаратами и другие пожароопасные узлы должны проверяться и очищаться от пыли, горючих материалов и мусора.

Периодичность очистки устанавливается в каждом вагонном депо (участке) в зависимости от условий эксплуатации вагонов. Электродвигатели, светильники, провода, пульты управления электрооборудованием должны очищаться от пыли не реже двух раз в месяц.

При приемке состава поезда до отправления в рейс проверяются:

а) аппараты пультов управления электрооборудованием;

б) потребители электроэнергии;

в) выключатели и светильники;

г) ограждения (кожухи) электрических печей отопления и их заземляющие устройства;

д) уплотнения в подвагонных ящиках с электроаппаратурой и аккумуляторными батареями, состояние вентиляционного канала;

е) аппаратура в подвагонных ящиках и аккумуляторные батареи;

ж) внутрипоездная связь (проводник–начальник поезда–машинист локомотива), радиосвязь поездного пункта радиовещания и состояние установки пожарной сигнализации (УПС).

В пультах управления электрооборудованием вагонов в доступных местах (кроме опломбированных) осматривают состояние контактных соединений, жгутов с проводами и выводов электрических аппаратов, при этом проверяют:

а) соответствие плавких вставок предохранителей номинальному току защищаемой цепи, оговоренному в технической документации или в электрической схеме вагона;

б) работоспособность пакетных переключателей, тумблеров и автоматических выключателей;

в) состояние пломб на аппаратах регулирования, защиты, регулировочных резисторов и другого оборудования, где пломбирование предусмотрено конструкцией аппарата или оговорено в эксплуатационной документации. Аппараты с нарушенной или отсутствующей пломбой считаются неисправными и должны быть заменены на исправные или проверены на соответствующих стендах и затем опломбированы.

При обнаружении в пультах управления электрооборудованием вагонов слабозатянутых или имеющих повышенный нагрев контактов, надрывов изоляции и обрыва проводов электрических аппаратов, а также при обнаружении методом выборочного контроля несоответствия номиналу плавких вставок предохранителей производят повторное техническое обслуживание всего внутреннего оборудования вагонов в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию оборудования вагонов.

Сопротивление изоляции электрических цепей вагона проверяется по сигнальным лампам системы контроля замыкания проводов на корпус вагона (С.3.К.), находящимся на пульте управления электрооборудованием вагонов.

Вагоны с неисправной изоляцией электрических цепей отправлять в рейс запрещается.

При проверке межвагонных электрических соединений запрещается оставлять межвагонные электрические соединения (штепсели, головки) неубранными в холостые розетки и защитные коробки. Запрещается выпуск вагонов с пунктов формирования и оборота на подпитке «пинче» от соседних вагонов. В отопительный период времени высоковольтная магистраль отопления между вагонами и локомотивом должна быть соединена в соответствии с требованиями Инструкции по техническому обслуживанию оборудования вагонов.

Кожухи электропечей должны быть надежно закреплены и заземлены.

Отопительные установки, кипятильники, кухонные плиты должны быть работоспособны.

В доступных местах должны быть проверены противопожарные разделки. Топки котлов, запорные механизмы дверок, колосниковые решетки, вытяжные трубы, флюгарки и пламеотражатели должны содержаться в исправном состоянии.

В котельном отделении вагона возле плитки для приготовления пищи, в нише для установки кипятильника, около кухонной плиты вагона-ресторана, в шкафах с электрооборудованием не должно быть посторонних предметов.

В вагоне–дизель–электростанции должен соблюдаться порядок хранения горюче-смазочных материалов и обтирочного материала. Он должен быть оборудован средствами тушения и противопожарным инвентарем в соответствии с действующими нормами.

Запрещается эксплуатировать вагоны с нарушенной (частично или полностью) термоизоляцией стен и перегородок в котельных помещениях, кухнях, возле кипятильников и в надпотолочном пространстве в районе прохода дымовытяжных труб.

Поездная бригада должна знать: требования настоящих Правил, Инструкции по сигнализации, в части подачи звуковых сигналов; устройство и правила пользования установкой пожаротушения с использованием запаса воды системы водоснабжения и аварийных выходов; устройство и правила пользования средствами пожаротушения.

В пути следования.

Начальникам поездов, поездным электромеханикам, проводникам вагонов, начальникам почтовых вагонов, начальникам составов почтовых вагонов, заместителям начальников почтовых вагонов, проводникам-электромонтерам почтовых вагонов, директору вагона-ресторана, заведующему купе–буфетом, а также лицам, допущенным к обслуживанию вагона-видеосалона, служебно-технического вагона и всех вагонов специального назначения, оборудованных на базе пассажирских вагонов запрещается:

а) включать под нагрузку силовую и осветительную сеть при наличии неисправного электрооборудования, при нагреве аппаратов или отдельных мест на пульте управления, а также оставлять работающее электрооборудование без присмотра;

б) применять электрические лампы, мощность которых выше установленной Инструкцией завода-изготовителя;

в) применять нестандартные предохранители и предохранители, не соответствующие установленному номиналу для данной цепи.

г) включать электроплитки, другие нагревательные приборы и электропотребители, не предусмотренные электрической схемой вагона:

д) хранить посторонние предметы в нишах с электроаппаратурой, складывать горючие материалы вблизи приборов отопления, электросветильников, газовых горелок и других бытовых приборов, предусмотренных конструкцией вагона.

е) вскрывать кожух, ремонтировать или регулировать электромеханический регулятор на ходу поезда. При обнаружении сработавшего предохранителя в цепи обмотки возбуждения генератора постоянного тока, электромеханик имеет право во время остановки вагона снять пломбу, вскрыть кожух и заменить предохранитель типовым, о чем должен быть составлен акт за подписью начальника и электромеханика поезда;

ж) эксплуатировать вагон с утечкой тока на корпус вагона;

з) включать потребители электроэнергии вагона без соответствующего контроля за показаниями на приборах (вольтметре, амперметре). Электрообогреватели водоналивных и сливных труб, не имеющих устройств автоматического отключения, включать более, чем на 15-20 мин. Электрообогрев вагона с электроотоплением напряжением 3000 В при ручном режиме включается не более чем на 30-40 мин. (в зависимости от температуры в купе вагона);

и) включать электрокалориферы при неработающей вентиляции и допускать их нагрев выше 28С по показанию дистанционного термометра;

к) оставлять межвагонные электрические соединения (штепсели, головки) не убранными в холостые розетки и защитные коробки;

л) эксплуатировать неисправные аккумуляторные батареи и производить их зарядку неустановленным способом;

м) сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, на электрических печах, кухонных плитах, кипятильниках, дизель-генераторных установках и выпускных трубах;

н) оставлять вагоны без надзора.

разрешается подпитка «пинчевание» одного вагона от соседнего вагона в исключительных случаях в пути следования, при этом проводник аварийного вагона не должен пользоваться потребителями, за исключением аварийного освещения в ночное время суток;

При эксплуатации приборов отопления запрещается:

а) использовать кухонные плиты на жидком топливе в вагоне-ресторане при наличии течи топливопровода и трещин в топливном баке, неисправностях или отсутствии противопожарных фильтров в расходном или основном топливных баках; трещин и отколов на чугунных плитах жарочной поверхности, колосниковых решетках и конфорках; неисправностях регуляторов и заслонок дымоходов, духовок в плитах и водонагревателях, неисправными горелками;

б) применять для растопки котлов, печей плит и кипятильников легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (керосин, бензин, масло и др.) и сжигать в них топливо, несоответствующее эксплуатационной документации на вагон (каменный уголь, резинотехнические изделия, пластмассу и т.д.);

в) хранить около котла, электрощита, в нише кипятильника, возле кухонных плит, на электропечах и под ними горючие предметы, материалы;

г) топить котел, бойлер и кипятильник без воды или с водой ниже допустимого уровня, с неисправными дымовытяжными трубами, их кожухами, разделками, без флюгер или с наращенными трубами, при отсутствии пламеотражателя в топке кипятильника, а также применять дрова, длина которых превышает размер топки;

д) оставлять без надзора действующие отопительные приборы;

е) выбрасывать на перегонах и подстанциях в неустановленных местах шлак или золу, а также чистить котел при открытых тамбурных дверях во время движения вагона. Выбрасывать шлак, золу и мусор следует только в предусмотренных для этого местах на станциях, указанных в расписании, пунктах формирования и оборота;

ж) оставлять неочищенными от пыли и прочих горючих отходов и материалов надпотолочные пространства котельных, места расположения циркуляционных насосов отопления, вентиляционные дефлекторы.

С целью обеспечения пожарной безопасности запрещается:

а) применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, не предусмотренные конструкцией или модернизацией вагона;

б) отогревать открытым огнем, (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы водоснабжения, отопления и фановой трубы;

в) применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые, карбидовые лампы и п.т.);

г) курить в неустановленных для этих целей местах. Курить разрешается только в нерабочем тамбуре, оборудованном пепельницами (не менее двух);

д) закрывать переходные тамбурные двери на внутренний замок «секретку» в пути следования поезда;

е) загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (большой коридор, малый коридор, косой коридор, рабочий и нерабочий тамбуры);

ж) промывать бензином, керосином и другими легковоспламеняющимися горючими жидкостями кузова и агрегаты вагонов-дизель-электростанции;

з) ремонтировать электрооборудование при движении вагона, работающих дизель-генераторах и необесточенных цепях;

и) допускать к поездке пассажиров с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

При обнаружении неисправности электрического оборудования или возникновении короткого замыкания на землю любого из полюсов в электрооборудовании вагона (одна лампа на пульте управления погасла, другая горит полным накалом) проводник обязан отключить все потребители электроэнергии, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.

При необходимости ремонта электрооборудования пультов управления проводники вагонов и другие должностные лица должны сообщить об этом электромеханику или начальнику поезда для совместного принятия мер по восстановлению работоспособности электрооборудования.

При срабатывании предохранителя генератора или аккумуляторной батареи во время движения поезда поездной электромеханик должен провести комплекс работ по контролю и восстановлению работоспособности электрооборудования вагона.

В пути следования пассажирского поезда в период с 8-00 до 23-00 по местному времени начальник поезда включает по установленному расписанию радио и информирует обслуживающий персонал и пассажиров о соблюдении мер пожарной безопасности в поезде.

Начальник поезда контролирует выполнение требований пожарной безопасности поездной бригадой, обслуживающей поезд и пассажирами. При нарушении требований пожарной безопасности принимает необходимые меры.

Проводники вагонов обязаны контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами, не допускать использование ими открытого огня, включения приборов, не предусмотренных схемой вагонов, провоза легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, курения в неотведенных для этих целей местах, контролировать показания электроизмерительных приборов и сигнализации пульта управления электрооборудованием вагона, в том числе пожарной сигнализации.

При возникновении неисправности в вагоне, угрожающей жизни людей или безопасности движения, проводник обязан немедленно остановить поезд стоп-краном, по имеющейся в вагоне связи или по цепочке вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.