7.4. Создание электродвигателя и электрогенератора
Английский физик Майкл Фарадей (1791-1867) открыл в 1831 г. явление электромагнитной индукции – возникновение электрического тока в проводнике при изменении магнитного потока, проходящего через контур проводника. Он показал, что все виды электричества (“трения”, “животное”, гальваническое, “термоэлектричество”, “магнитное”) имеют одну и ту же природу и отличаются только количеством и интенсивностью. Для определения “количества электричества”. Фарадей много занимался изучением электролиза и установил основные законы, носящие его имя.
В1831 г. Фарадей создал униполярный двигатель (рис.7.3а). В сосуд с ртутью, заряженный положительно он поместил конец проводника, заряженного отрицательно. К дну сосуда был прикреплен на проволочке тонкий длинный магнит, сохранивший вертикальное положение т.к. удельный вес ртути почти в 2 раза больше, чем железа. При пропускании тока по проводнику незакрепленный магнит вращали вокруг него. При закреплении же магнита проводник вращался вокруг него.
а) б) г)
в) д)
е) ж) з)
Рис. 7.3. Схемы электродвигателей: а – униполярного Фарадея; б – «колесо Барлоу»; в – Якоби; г – Паччинотти; д – Грамма; е – Эдиссона; ж – Гефнера-Альтека; з – трехразрядного Доливо-Добровольского
Фарадей создал один первых прототипов генератора электрического тока. Он поместил между полюсами сильного магнита медный диск, который можно было вращать от руки. При вращении диска в нем возникал электрический ток, шедший от центра к переферии. С помощью металлических проводников, скользящих по диску, в центре и по окружности ток отводили во внешнюю цепь.
Первый генератор электрического тока, основанный на явлении электромагнитной индукции, был построен французским изобретателем Ипполитом Пикси (1802-1835) в 1832 г. Это была магнитоэлектрическая машина, состоящая из 2 проволочных катушек, надетых на железные сердечники, которые были обращены к полюсам большого постоянного магнита. Постоянный магнит можно было вращать от руки. При этом в неподвижных обмотках возникал переменный ток. Т.к. в те времена постоянный ток был изучен лучше, то Пикси снабдил свой генератор коммутатором Ампера, позволяющим получать во внешней цепи ток одного направления.
В 1824 г. английский физик и математик Питер Барлоу (1776-1862) сконструировал раннюю модель электрического мотора (колесо Барлоу, рис.7.3б). Звездноподобное колесо помещалось между полюсами магнита. К колесу подводили положительно заряженный конец привода, а к жидкости, в которую оно опускалось, – отрицательный. При пропускании тока колесо вращалось.
В 1834 г. один из первых электрических двигателей был построен русским физиком Б.С. Якоби (1801-1874) в Петербурге. Действие двигателя Якоби основывалось на взаимном притяжении разноименных магнитных полюсов (рис.7.3в). Подвижная группа электромагнитов 1 питалась током непосредственно от гальванической батареи, причем направление тока в этих электромагнитах оставалось неизменным. Подвижная группа электромагнитов 2 была подключена к батарее через коммутатор 3, с помощью которого направление тока в каждом электромагните изменялось 8 раз за один оборот диска 4. При этом полярность электромагнитов соответственно изменялась, и каждый из подвижных электромагнитов поперечно притягивался и отталкивался соответствующим неподвижным электромагнитом, а вал двигателя начинал вращаться. Мощность двигателя составляла всего 15Вт, поэтому Якоби стал совершенствовать его конструкцию с целью повышения мощности машины. Электродвигатель Якоби мощностью порядка 7л.с. был установлен на шлюпку и соединен с гребным валом. Лодка могла плавать по Неве на расстояния до 40км. Но двигатель Якоби не получил распространения, потому что питание от гальванических батарей было невыгодным, т.к. они были в 10 раз дороже паровых машин, занимали много места, имели большой вес, быстро разряжались.
Русский физик Эмиль Христианович Ленц (1804-1865) кроме всего прочего в 1836 г. открыл обратимость электрических машин. Это позволило перейти к созданию машин, которые могли работать как генераторы и электродвигатели.
Применение постоянных магнитов ограничивало возможность увеличения мощности генератора, поэтому при дальнейшем совершенствовании электрических машин постоянные магниты были замененны на электромагниты.
В 1863 г. английский техник Генри Уальд создал машину, состоящую из П-образного электромагнита, обмотка которого питалась током от самостоятельного небольшого магнитоэлектрического генератора, помещавшегося наверху динамомашины. Между полюсами электромагнита вращался вал с обмоткой, в которой индуцировался ток, выпрямляемый с помощью коммутатора.
Немецкий физик, электромеханик и предприниматель Эрнст Вернер Сименс (1816-1892) в 1867 г. разработал электрогенератор с самовозбуждением, в котором ток для питания собственных элетромагнитов машина вырабатывала сама. Для этой цели Сименс использовал явление остаточного магнетизма. Когда якорь машины начинали вращать, то благодаря остаточному магнетизму в обмотке возникал небольшой ток, который направлялся в электромагниты, намагничивая их. Ток в якоре возрастает и еще больше увеличивает магнитное поле электромагнитов. Такие электрические машины называются самовозбуждающимися.
Дальнейшее развитие электрической машины связано с изобретением кольцевого якоря.
Итальянский физик и изобретатель Антонио Пачинотти (1841-1913) в 1859 г. построил электродвигатель с кольцевым зубчатым якорем, а в 1860 г. – двигатель постоянного тока с коллектором, указал на возможность его преобразования в динамомашину постоянного тока. В двигателе Пачинотти обмотки якоря помещались между зубцами стального кольца и включались последовательно с обмоткой электромагнитов (рис.7.3г). При пропускании тока якорь вращался.
Французский изобретатель Зеноб Гримм (1829-1901) в 1876г. создал генератор, который использовал принцип самовозбуждения и усовершенствовал кольцевой якорь, позволяющий устранить пульсацию тока (рис.7.3д).
Американский изобретатель Томас Альва Эдисон находит хороший способ уменьшить нагрев машины. С этой целью якорь набирается из большого числа дисков из листовой стали, изолированных друг от друга и от вал. Эдисон предложил свою схему обмоток, разработал конструкцию коллектора, в котором было устранено искрение и значительно уменьшен износ пластин (рис.7.3е).
Немецкий электротехник Гефнер-Альгенек (1845-1904) изобрел в 1872 г. барабанный якорь электрической машины постоянного тока (рис.7.3ж).
Постепенно электродвигатели постоянного тока стали применять для разнообразных рабочих машин, станков и механизмов.
Происходит переход от группового привода к индивидуальному. У отдельного электропривода большие преимущества:
1. Станки с электродвигателем можно установить в любом месте.
2. Электроэнергия подводится с помощью проводов.
3. В зависимости от потребностей можно применять электродвигатели разной мощности.
Постепенно электродвигатель сросся с машиной и стал неотъемлемой ее частью.
- Зайцев г.Н., Федюкин в.К., Атрошенко с.А, история техники и технологий
- Предисловие
- Авторы введение
- Раздел 1. Всеобщая история техники Глава 1. Основные понятия и определения истории техники и технологий
- 1.1. Определения терминов, связанных с техникой
- 1.2. Определение терминов, связанных с технологией
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Развитие техники и технологий первобытного производства (от 2-10 млн. Лет до н.Э. До 4-3 т.Л. До н.Э.)
- 2.1. Орудия труда и хозяйственные революции каменного века
- 2.2. Орудия труда медно-каменного, бронзового и железного веков
- 2.3. Средства передвижения первобытного человека
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Распространение сложных орудий труда в условиях рабовладельческого способа производства (от 4-3 т.Л. До н.Э. ДоIv-Vвв. Н.Э.)
- 3.1. Орудия для подъема тяжестей, применяемые в рабовладельческом обществе
- 3.2. Военные машины рабовладельческого общества
- 3.3. Развитие токарного станка в рабовладельческом обществе
- 3.4. Средства транспорта, применяемые в античную эпоху
- 3.5. Машины, созданные александрийскими механиками Героном и Ктесибием
- 3.6. Вклад Архимеда в развитие техники
- 3.7. Зарождение элементов новых наук
- Глава 4. Распространение сложных орудий труда, приводимых в действие силами природы, в условиях феодального способа производства (отIv-V в. До XIV-XV в.)
- 4.1. Металлургия и кузнечное дело, строительство жилых, хозяйственных построек и мостов в Древней Руси
- 4.2. Древнейшие суда и метательные машины Киевской Руси
- 4.3. Создание водяных мельниц в странах Арабского Халифата и на Руси
- 4.4. Применение водяных колес в горном деле, металлургии и других отраслях
- 4.5. Создание ветряных мельниц в Персии, Ираке, Европе и в России
- 4.6. Совершенствование техники прядения и ткачества, освоение производства бумаги
- 4.7. Совершенствование техники земледелия и развитие горного дела и металлургии
- 4.8. Совершенствование грузоподъемной и строительной техники
- 4.9. Изобретение механических часов
- 4.10. Изобретение компаса, создание новых механизмов
- 4.11. Развитие военных машин, создание огнестрельных орудий
- 4.12. Изобретение книгопечатания и очков
- Глава 5. Возникновение в условиях мануфактурного периода предпосылок для создания машинной техники (отXiVв. До концаXviiIв. – началаXiXв.)
- 5.1. Создание мануфактур и их историческая роль
- 5.2. Вклад Леонардо да Винчи в развитие техники
- 5.3. Создание новых машин и механизмов
- 5.4. Создание гидротехнической системы игуменом Филиппом в Соловецком монастыре
- 5.5. Создание гидравлической системы на Алтае к.Д. Фроловым
- 5.6. Создание прядильных машин
- 5.7. Создание военной техники а.К. Нартовым и я.Т. Батищевым в Туле
- 5.8. Создание в концеXviiIв. Ткацких станков во Франции и машинной и оружейной техники в России
- 5.9. Вклад е.Г. Кузнецова в создание отечественной техники
- 5.10. И.П. Кулибин и его изобретения
- 5.11. История выбора и совершенствования мер при линейных измерениях
- 5.12. История создания системы мер
- Глава 6. Создание рабочих машин на базе парового двигателя (от конца XVIII в. – начала XIX в. – 70 гг. XIX в.)
- 6.1. Этапы промышленной революцииXiXв.
- 6.2. Создание паровой машины
- 6.3. Создание первых паровозов
- 6.4. Создание первых паровозов в России
- 6.5. Строительство первых железных дорог
- 6.6. Развитие парусного флота
- 6.7. Создание пароходов
- 6.8. Создание первых русских пароходов
- 6.9. Применение паровых машин в разных отраслях промышленности
- 6.10. Стaновление машиностроения в XVIII в.
- 6.11. Появление машин в сельском хозяйстве
- 6.12. Развитие металлорежущих станков
- 6.13. Создание машин в горнодобывающей промышленности
- 6.14. Развитие науки о машинах
- 6.15. Основные направления поиска новых машин-двигателей
- 6.16. История создания двигателя внутреннего сгорания
- 6.17. История турбин
- Глава 7. Развитие систем машин на базе электропривода (70егодыXiXвека – 30егодыXXвека)
- 7.1 Исследования электрических и магнитных явлений
- 7.2. Создание гальванического элемента и аккумулятора
- 7.3. Создание первых электромагнитных приборов
- 7.4. Создание электродвигателя и электрогенератора
- 7.5. Создание первых линий электропередач
- 7.6. Создание электрического трамвая
- 7.7. История электрического освещения
- 7.8. Изобретение телеграфа
- 7.9. История телефонной связи
- 7.10. Создание радио
- 7.11. История телевидения
- 7.12. Создание записи и воспроизведения звука и изображения
- 7.13. Создание автомобиля
- 7.14. Создание трактора
- 7.15. Развитие воздухоплавания на воздушных змеях и воздушных шарах
- 7.16. Создание первых аэропланов и самолетов
- 7.17. Развитие других отраслей промышленности в рассматриваемый период
- Глава 8. Подготовка и осуществление перехода к автоматическим системам машин. Научно-техническая революцияXXв. (1930 г. – настоящее время)
- 8.1. Основные направления научно-технической революции (нтр)
- 8.2. Сущность нтр
- 8.3. Научно-техническая деятельность и научно-технический потенциал
- 8.4. Промышленные формы автоматизации
- IIэтап. Электрификация автоматической системы машин (30е-50егодыXXв.).
- IiIэтап – электронизация автоматической системы машин (30е-50егодыXXв. – настоящее время).
- 8.5. Превращение науки в непосредственную производительную силу
- 8.6. Развитие кузнечно-прессовых, сельскохозяйственных и других машин
- 8.7. Развитие вычислительной техники и эвм
- 8.8. История робототехники
- 8.9.Космические полеты
- 8.10. Развитие ядерной физики
- 8.11. Создание атомной бомбы и ядерной энергетики
- 8.12. Другие нововведения в эпоху нтр
- Раздел 2. История основных машиностроительных технологий в россии Глава 9. Развитие техники и технологии ковки и штамповки
- 9.1. Развитие ковки в древнерусский период
- 9.2. Основные этапы развития металлургии и кузнечного производства в дореволюционный период
- 9.3. Ковка на приводных молотах от водяных колес
- 9.4. Штамповка на канатных молотах и винтовых прессах
- 9.5. Штамповка на паровых молотах и гидравлических прессах
- 9.6. Виды штамповки исходных заготовок при разной серийности производства
- 9.7. Создание специализированных кузнечно-штамповочных заводов в ссср
- Глава 10. Развитие техники и технологии сварки
- 10.1. Применение кузнечной сварки и пайки от трипольских племен до Древней Руси
- 10.2. Изготовление артиллерийских орудий сваркой вXiVна Руси
- 10.3. Роль н.Н. Бенардоса в создании электродуговой сварки
- 10.4. Совершенствование дуговой сварки н.Г. Славяновым
- 10.5. Становление сварки в первые годы Советской власти (1920-1929 гг.)
- 10.6. Сварка в период социалистической индустриализации (1929-1940 гг.)
- 10.7. Сварка в машиностроении (ссср) в 30егоды
- 10.8. Механизация и автоматизация сварки в 30егоды
- 10.9. Сварка металлов в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
- 10.10. Сварка в ссср в 1946-1958 гг.
- 10.11. Сварка в ссср с 60-70хгг.XXв. И до наших дней
- Глава 11. Развитие техники и технологии литья
- 11.1. Медное и бронзовое литье в Древней Руси
- 11.2. Литейное производство в Московском государстве вXiv-xvIвв.
- 11.3. Чугунолитейное производство в России доXviiIв. – 1917 г.
- 11.4. Развитие литейного производства в России с 1917 г. До наших дней
- Глава 12. Развитие техники и технологии обработки металлов резанием
- 12.1. Создание станков от первобытнообщинного общества до средних веков
- 12.2. Совершенствование станков в период от мануфактурного производства до эпохи парового двигателя
- 12.3. Развитие станков в эпоху электропривода
- 12.4.Созданиет станкостроения в ссср
- Библиографический список
- Оглавление
- Глава 5. Возникновение в условиях мануфактурного периода предпосылок для создания машинной техники (от XIV в. До конца XVIII в. – начала XIX в.) 112
- Глава 6. Создание рабочих машин на базе парового двигателя (от конца XVIII в. – начала XIX в. – 70 гг. XIX в.) 143
- Глава 7. Развитие систем машин на базе электропривода (70е годы XIX века – 30е годы XX века) 182
- Глава 8. Подготовка и осуществление перехода к автоматическим системам машин. Научно-техническая революция XX в. (1930 г. – настоящее время) 243
- Раздел 2. История основных машиностроительных технологий в россии 277
- Глава 9. Развитие техники и технологии ковки и штамповки 277
- Глава 10. Развитие техники и технологии сварки 289
- Глава 11. Развитие техники и технологии литья 314
- Глава 12. Развитие техники и технологии обработки металлов резанием 324