8.9.Космические полеты
Началом космической эры является день 4 октября 1957 г., когда в СССР был произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Спутник представлял собой алюминиевую сферу диаметром 58см и массой 83,6кг с четырьмя штыревыми антеннами длиной 2,4-2,9м. В герметичном корпусе спутника размещалась аппаратура и источники питания. С помощью спутника была впервые измерена плотность верхних слоев атмосферы, получены данные о распространении радиосигналов в ионосфере, отработаны вопросы выведения на орбиту, тепловой режим и др.
3 ноября 1957 г. в СССР был запущен второй спутник Земли с собакой Лайкой на борту, находящейся в отдельной герметичной кабине. Поведение собаки в невесомости регистрировалась с помощью специальной телеметрической системы. На спутнике были расположены научные приборы для исследования излучения Солнца и космических лучей.
Первый американский спутник Земли «Эксплорер-1» был выведен на орбиту 31 января 1958 г. Спутник имел длину 1м и диаметр 15,2см, массу 4,8кг. С помощью этого спутника были открыты окружающие Землю радиационные пояса.
2 января 1959 г. на орбиту спутника Солнца запущен в СССР аппарат «Луна-1», массой 361,3кг, которая пролетела на расстоянии 5500км от Луны.
Первый в мире полет на другое небесное тело совершила «Луна-2», запущенная 12 сентября 1959 г. Приборы, размещенные в 390-килограммовой сфере показали, что Луна не имеет магнитного поля и радиазионного пояса.
С помощью автоматической межпланетной станции «Луна-3», запущенной 4 октября 1959 г. была сфотографирована обратная сторона Луны невидимая с Земли.
Первый в мире полет человека в космическое пространство состоялся 12 апреля 1961 г. в 9ч. 07мин. по московскому времени. С космодрома Байконур в Казахстане стартовала межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, в носовом отсеке которой размещался пилотируемый космический корабль «Восток» с майором ВВС Юрием Алексеевич Гагариным на борту. Космический корабль совершил один виток вокруг Земли за 89мин. На 108 минуте после запуска спускаемый аппарат в виде сферы диаметром 2,3м приземлился в районе деревни Смеловки Саратовской области. Управление кораблем осуществлялось автоматически и космонавтом.
5 мая 1961 г. первым американским космонавтом стал капитан 3-го ранга Алан Шелард. На космическом корабле «Меркурий-3», запущенным с мыса Канаверин с помощью баллистической ракеты, «Редстоун» он поднялся над землей на 186км и провел в полете 15мин. 22сек. До посадки в Атлантическом океане. Но «Меркурий-3» не достиг околоземной орбиты.
Космонавтом США достигшем околоземной орбиты стал подполковник ВМФ Джон Гленнон, совершивший полет на корабле «Меркурий-6» 20 февраля 1962 г. Гленн совершил 3 витка вокруг Земли до успешной посадки, продолжительность полета 2 часа 55 минут.
Первый выход человека в открытый космос совершил советским космонавтом Павлом Архиповичем Леоновым, совершившим полет на космическом корабле «Восход» 18 марта 1965 года вместе с командиром корабля полковником Павлом Ивановичем Беляевым. Космонавт с автономной системой жизнеобеспечения находился вне кабины космического корабля в течение 20 минут, временами отдаляясь от корабля на расстояние до 5 метров. Во время выхода он был соединен с кораблем только телефонным и телеметрическим кабелями.
3 июня 1965 г. выход в открытый космос совершил американский космонавт Эдвард Уайт, совершивший космический полет вместе с Джеймсом Макдивиттом. Уайт провел вне кабины 21 минуту, проверяя возможности маневра в космосе с помощью ручного реактивного пистолета на сжатом газе.
В июле 1964 г. в США произведен запуск на Луну аппарата «Рейджер-7», который передал на Землю более 4300 высококачественных телевизионных изображений Луны, полученных перед контактом с поверхностью.
В феврале 1966 г. в СССР произошел запуск автоматической межпланетной станции «Луна-9», впервые совершившей мягкую посадку на Луну. После запуска автоматической межпланетной станции «Луна-17» и успешной посадки с посадочной ступени был спущен аппарат «Луноход-1» (рис.8.10). В течение 10 минут работы «Луноход-1», направляемый с Земли по радио, прошел по лунной поверхности более 10,5км.
В 1967 г. успешный полет совершила советская станция «Венера-4». С помощью аппарата, спущенного на поверхность Венеры, установлено, что температура планеты составляет 4750С, а давление 15 атмосфер, атмосфера полностью состоит из углекислого газа.
Первой советской автоматической межпланетной станцией, совершившей посадку на Марс, была «Марс-2». В составе грунта было обнаружено 15-20% кремния, 14% железа, кальций, алюминий, сера, титан, магний, цезий и калий. В составе воздуха обнаружили 95% углекислого газа, 2.7% азота и признаки наличия кислорода, аргона и водяного пара.
В соответствии с программой «Аполлон» в период с 1969 по 1972 г. к Луне было направлено девять экспедиций, шесть из которых завершились высадкой 12 астронавтов на поверхность Луны от океана Бури на западе до хребта Тавр на востоке. Первые американские космонавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин совершили посадку в лунной кабине «Орел» 20 июля 1969 г. в 20ч. 17мин. 43сек. по Гринвичу. Армстронг провел на Луне 2ч. 31мин. Космонавты сделали много снимков лунного ландшафта, собрали 22кг образцов лунного грунта.
Первые астронавты «Аполлона-11» прошли пешком по Луне 100м, а астронавты последней экспедиции на «Аполлоне-17», высадившейся в декабре 1972 г., проехали на электромобиле 35км. На Луне не найдено никаких признаков жизни.
19 апреля 1971 г. на орбиту на ракетоносителе «Протон» была выведена первая в мире орбитальная космическая станция «Салют-1». Станция состояла из трех основных отсеков – переходного, рабочего и агрегатного, представляющими из себя цилиндры, диаметром 2,9м, 4,15м, 2,2м соответственно. На космической станции «Салют-1» отработал один экипаж в составе Г. Добровольских, В. Пициева и В. Вилкова, погибший при возращении на Землю. Всего успешно отработали семь станций серии «Салют».
В феврале 1981 г. в СССР была выведена в космос орбитальная станция нового поколения «Мир». Станция «Мир» служила связующим звеном, объединившим различные агрегаты в одно целое. Они выполняли роль центра, откуда экипаж управлял всем орбитальным комплексом. Исчерпав свой ресурс и резервы финансирования, станция «Мир» затоплена в 2001 году.
В настоящее время функционируют первые блоки новой российско-американской станции «Альфа». Работы на орбите по ее созданию должны закончиться в 2004 году.
- Зайцев г.Н., Федюкин в.К., Атрошенко с.А, история техники и технологий
- Предисловие
- Авторы введение
- Раздел 1. Всеобщая история техники Глава 1. Основные понятия и определения истории техники и технологий
- 1.1. Определения терминов, связанных с техникой
- 1.2. Определение терминов, связанных с технологией
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Развитие техники и технологий первобытного производства (от 2-10 млн. Лет до н.Э. До 4-3 т.Л. До н.Э.)
- 2.1. Орудия труда и хозяйственные революции каменного века
- 2.2. Орудия труда медно-каменного, бронзового и железного веков
- 2.3. Средства передвижения первобытного человека
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Распространение сложных орудий труда в условиях рабовладельческого способа производства (от 4-3 т.Л. До н.Э. ДоIv-Vвв. Н.Э.)
- 3.1. Орудия для подъема тяжестей, применяемые в рабовладельческом обществе
- 3.2. Военные машины рабовладельческого общества
- 3.3. Развитие токарного станка в рабовладельческом обществе
- 3.4. Средства транспорта, применяемые в античную эпоху
- 3.5. Машины, созданные александрийскими механиками Героном и Ктесибием
- 3.6. Вклад Архимеда в развитие техники
- 3.7. Зарождение элементов новых наук
- Глава 4. Распространение сложных орудий труда, приводимых в действие силами природы, в условиях феодального способа производства (отIv-V в. До XIV-XV в.)
- 4.1. Металлургия и кузнечное дело, строительство жилых, хозяйственных построек и мостов в Древней Руси
- 4.2. Древнейшие суда и метательные машины Киевской Руси
- 4.3. Создание водяных мельниц в странах Арабского Халифата и на Руси
- 4.4. Применение водяных колес в горном деле, металлургии и других отраслях
- 4.5. Создание ветряных мельниц в Персии, Ираке, Европе и в России
- 4.6. Совершенствование техники прядения и ткачества, освоение производства бумаги
- 4.7. Совершенствование техники земледелия и развитие горного дела и металлургии
- 4.8. Совершенствование грузоподъемной и строительной техники
- 4.9. Изобретение механических часов
- 4.10. Изобретение компаса, создание новых механизмов
- 4.11. Развитие военных машин, создание огнестрельных орудий
- 4.12. Изобретение книгопечатания и очков
- Глава 5. Возникновение в условиях мануфактурного периода предпосылок для создания машинной техники (отXiVв. До концаXviiIв. – началаXiXв.)
- 5.1. Создание мануфактур и их историческая роль
- 5.2. Вклад Леонардо да Винчи в развитие техники
- 5.3. Создание новых машин и механизмов
- 5.4. Создание гидротехнической системы игуменом Филиппом в Соловецком монастыре
- 5.5. Создание гидравлической системы на Алтае к.Д. Фроловым
- 5.6. Создание прядильных машин
- 5.7. Создание военной техники а.К. Нартовым и я.Т. Батищевым в Туле
- 5.8. Создание в концеXviiIв. Ткацких станков во Франции и машинной и оружейной техники в России
- 5.9. Вклад е.Г. Кузнецова в создание отечественной техники
- 5.10. И.П. Кулибин и его изобретения
- 5.11. История выбора и совершенствования мер при линейных измерениях
- 5.12. История создания системы мер
- Глава 6. Создание рабочих машин на базе парового двигателя (от конца XVIII в. – начала XIX в. – 70 гг. XIX в.)
- 6.1. Этапы промышленной революцииXiXв.
- 6.2. Создание паровой машины
- 6.3. Создание первых паровозов
- 6.4. Создание первых паровозов в России
- 6.5. Строительство первых железных дорог
- 6.6. Развитие парусного флота
- 6.7. Создание пароходов
- 6.8. Создание первых русских пароходов
- 6.9. Применение паровых машин в разных отраслях промышленности
- 6.10. Стaновление машиностроения в XVIII в.
- 6.11. Появление машин в сельском хозяйстве
- 6.12. Развитие металлорежущих станков
- 6.13. Создание машин в горнодобывающей промышленности
- 6.14. Развитие науки о машинах
- 6.15. Основные направления поиска новых машин-двигателей
- 6.16. История создания двигателя внутреннего сгорания
- 6.17. История турбин
- Глава 7. Развитие систем машин на базе электропривода (70егодыXiXвека – 30егодыXXвека)
- 7.1 Исследования электрических и магнитных явлений
- 7.2. Создание гальванического элемента и аккумулятора
- 7.3. Создание первых электромагнитных приборов
- 7.4. Создание электродвигателя и электрогенератора
- 7.5. Создание первых линий электропередач
- 7.6. Создание электрического трамвая
- 7.7. История электрического освещения
- 7.8. Изобретение телеграфа
- 7.9. История телефонной связи
- 7.10. Создание радио
- 7.11. История телевидения
- 7.12. Создание записи и воспроизведения звука и изображения
- 7.13. Создание автомобиля
- 7.14. Создание трактора
- 7.15. Развитие воздухоплавания на воздушных змеях и воздушных шарах
- 7.16. Создание первых аэропланов и самолетов
- 7.17. Развитие других отраслей промышленности в рассматриваемый период
- Глава 8. Подготовка и осуществление перехода к автоматическим системам машин. Научно-техническая революцияXXв. (1930 г. – настоящее время)
- 8.1. Основные направления научно-технической революции (нтр)
- 8.2. Сущность нтр
- 8.3. Научно-техническая деятельность и научно-технический потенциал
- 8.4. Промышленные формы автоматизации
- IIэтап. Электрификация автоматической системы машин (30е-50егодыXXв.).
- IiIэтап – электронизация автоматической системы машин (30е-50егодыXXв. – настоящее время).
- 8.5. Превращение науки в непосредственную производительную силу
- 8.6. Развитие кузнечно-прессовых, сельскохозяйственных и других машин
- 8.7. Развитие вычислительной техники и эвм
- 8.8. История робототехники
- 8.9.Космические полеты
- 8.10. Развитие ядерной физики
- 8.11. Создание атомной бомбы и ядерной энергетики
- 8.12. Другие нововведения в эпоху нтр
- Раздел 2. История основных машиностроительных технологий в россии Глава 9. Развитие техники и технологии ковки и штамповки
- 9.1. Развитие ковки в древнерусский период
- 9.2. Основные этапы развития металлургии и кузнечного производства в дореволюционный период
- 9.3. Ковка на приводных молотах от водяных колес
- 9.4. Штамповка на канатных молотах и винтовых прессах
- 9.5. Штамповка на паровых молотах и гидравлических прессах
- 9.6. Виды штамповки исходных заготовок при разной серийности производства
- 9.7. Создание специализированных кузнечно-штамповочных заводов в ссср
- Глава 10. Развитие техники и технологии сварки
- 10.1. Применение кузнечной сварки и пайки от трипольских племен до Древней Руси
- 10.2. Изготовление артиллерийских орудий сваркой вXiVна Руси
- 10.3. Роль н.Н. Бенардоса в создании электродуговой сварки
- 10.4. Совершенствование дуговой сварки н.Г. Славяновым
- 10.5. Становление сварки в первые годы Советской власти (1920-1929 гг.)
- 10.6. Сварка в период социалистической индустриализации (1929-1940 гг.)
- 10.7. Сварка в машиностроении (ссср) в 30егоды
- 10.8. Механизация и автоматизация сварки в 30егоды
- 10.9. Сварка металлов в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
- 10.10. Сварка в ссср в 1946-1958 гг.
- 10.11. Сварка в ссср с 60-70хгг.XXв. И до наших дней
- Глава 11. Развитие техники и технологии литья
- 11.1. Медное и бронзовое литье в Древней Руси
- 11.2. Литейное производство в Московском государстве вXiv-xvIвв.
- 11.3. Чугунолитейное производство в России доXviiIв. – 1917 г.
- 11.4. Развитие литейного производства в России с 1917 г. До наших дней
- Глава 12. Развитие техники и технологии обработки металлов резанием
- 12.1. Создание станков от первобытнообщинного общества до средних веков
- 12.2. Совершенствование станков в период от мануфактурного производства до эпохи парового двигателя
- 12.3. Развитие станков в эпоху электропривода
- 12.4.Созданиет станкостроения в ссср
- Библиографический список
- Оглавление
- Глава 5. Возникновение в условиях мануфактурного периода предпосылок для создания машинной техники (от XIV в. До конца XVIII в. – начала XIX в.) 112
- Глава 6. Создание рабочих машин на базе парового двигателя (от конца XVIII в. – начала XIX в. – 70 гг. XIX в.) 143
- Глава 7. Развитие систем машин на базе электропривода (70е годы XIX века – 30е годы XX века) 182
- Глава 8. Подготовка и осуществление перехода к автоматическим системам машин. Научно-техническая революция XX в. (1930 г. – настоящее время) 243
- Раздел 2. История основных машиностроительных технологий в россии 277
- Глава 9. Развитие техники и технологии ковки и штамповки 277
- Глава 10. Развитие техники и технологии сварки 289
- Глава 11. Развитие техники и технологии литья 314
- Глава 12. Развитие техники и технологии обработки металлов резанием 324