logo
ист_тех

7.14. Создание трактора

Трактору сто лет (tractor или trano – тяну, тащу), т.е. самодвижущаяся гусеничная или колесная машина, выполняющая разнообразные сельскохозяйственные, землеройные, дорожно-строительные и другие работы.

Первые колесные тракторы с паровыми машинами появились в Великобритании и Франции в 1830 году и применялись на транспорте и в военном деле, а с 1856 года их стали применять в сельском хозяйстве.

Прототип современного трактора был построен в 1888 году русским механиком самоучкой Федором Абрамовичем Блиновым (1832-1902) (рис.7.10а), который он демонстрировал в 1889 году на Саратовской, а в 1896 году на Нижегородской выставках. На раме длиной 5м помещены паровой котел, две паровые машины, будки и баки для топлива и воды. Вращение, от каждой паровой машины с помощью шестеренок, передавалось ведущим колесом, с находящимися в зацеплении со звеньями гусениц. Применение гусениц позволило снизить давление на почву. Гусеницы были разработаны Дмитрием Андреевичем Загрижским (1807-1860), который в 1837 году создал “экипаж с подвижными” колесами, т.е. на гусеничном ходу.

В создании трактора Блинова принимал участие ученик Я.В. Мамин, который в дальнейшем построил самоходную тележку с двигателем внутреннего сгорания собственной конструкции. Это был нефтяной четырехтактный двигатель с бескомпрессорным насосом распыления топлива и с самовоспламенением при сжатии воздуха (“русский дизель”). В 1911 году Яков Васильевич Мамин создал дизельный колесный трактор с двигателем мощностью 25л.с., назвав его “Русский трактор” (рис.7.10б). Этот трактор был облегченной конструкции, который стал изготавливать Балаковский завод. Было выпущено 110 тракторов.

а) б) в)

г) д) е)

Рис. 7.10. Российские трактора: а – трактор А.Ф. Блинова; б – «Русский трактор»; в – «Карлик»; г – «Гном»; д – «Фордзон-Путиловец»; е – СТЗ-15/30

Учитывая потребность сельского хозяйства в тракторах различной мощности, Я.В. Мамин разработал в 1913 году три типа машин “легкий” трактор, “Универсал” с двигателем в 25л.с., более крупный трактор “Посредник” в 30л.с. и “Прогресс” мощностью 60л.с., который мог работать с 12-лемешным плугом.

В 1919 году Я.В. Мамин создал трехколесный трактор “Гном” с нефтяным двигателем в 15л.с. с двухскоростной коробкой передач, позволяющей трактору двигаться со скоростями 3км/ч и 4км/ч (рис.7.10в). В 1920 году им был построен более компактный трактор с реверсированием “Карлик” (рис.7.10г).

В 1920 году Декретом СНК “Об едином тракторном хозяйстве”, тракторы начинают выпускать различные машиностроительные заводы: Коломенский, Брянский, Путиловский, выпустивший трактор “Фордзон-Путиловец” в 1924 году (рис.7.10д). В 30х годах создается индустрия по производству тракторов.

!7 июня 1930 года с конвейера Сталинградского тракторного завода сошел первый трактор СТЗ-15/30 (рис.7.10е) с карбюраторным двигателем, работавший на керосине. 1 октября 1930 года вступил в строй Харьковский тракторный завод и 1 июня 1933 года Челябинский тракторный завод. Кировский (Путиловский) завод в Ленинграде с 1934 года вместо трактора “Фердзон-Путиловец” стал производить более совершенный трактор “Универсал”. Затем создаются заводы на Алтае (1942), Липецке (1943), Владимире (1945), Минске (1953), Павлодаре (1967) и др. В 1960 году наша страна заняла первое место в мире по производству тракторов.