7.8. Изобретение телеграфа
Средства электрической связи: телефон, телеграф, радио позволяют передавать нужную информацию на большие расстояния. Первоначально тревожные сигналы передавались с помощью барабанных звуков, огня. Так, во времена Цезаря (102-44 г. до н.э.) (рис.7.6а) важные сведения передавались при помощи факела в виде некоторых условных сигналов. Взмах факела вверх означал приближение врага, а движение факела вправо означало, что все спокойно.
а) б) в)
г) д)
Рис. 7.6. Неэлектрические способы передачи информации с помощью: а – факелов; б – огня на сигнальных вышках; в – почтовых карет; г – оптического телеграфа; д – флажков
В период борьбы украинского народа против чужеземных захватчиков в XV-XVII вв. оповещение народа о внезапном появлении врага производилось с помощью огня от соломы, которую поджигали на верхней площадке стородевой вышки (рис.7.6б). Заметив столб огня на соседней вышке, тотчас же поджигали свою кучу соломы. Таким образом, от вышки к вышке передавали сигнал о появлении неприятеля.
Галлы и персы применяли рупоры для передачи известий громким голосом с поста на пост. Китайцы вели передачу сигналов ночью с помощью света вдоль громадной китайской стены. Древние греки применяли систему зажженных костров, передавая сигналы с одного холма на другой. Во время татарского нашествия русские передавали известия о нападении врага при помощи зажженных снопов, которые помещали на длинных шестах.
Позже информацию передавали с помощью почтовых карет (рис.7.6в).
В 1794 г. И.П. Кулибин создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстояния.
В 1791 г. французский аббат Клод Шапп (1763-1805) установил в Париже модель семафора (греч. sema – знак, phoros – несущий) с крыльями.
Первая линия оптического телеграфа (греч. tele – далеко, phoros – пишу), т.е. система связи, обеспечивающая быструю передачу сообщений на большие расстояния при помощи световых сигналов, была построена во Франции. Она связывала города Лилль и Париж. На протяжении 225км было построено 22 станции, которые представляли собой башни с шестами и подвижными планками. Три подвижные планки семафора могли принимать 196 различных положений, соответствуя определенным условным знакам (букве или слову). На передачу одного знака тратилось 2 минуты. Положение планок менялось наблюдателями на башнях, которые вели наблюдения при помощи зрительных труб. Широко использовал телеграф для военных целей Б. Наполеон (1762-1821), построив в 1805 г. оптический телеграф между Парижем и Миланом.
В России оптический телеграф в 1825 г. был установлен между Петербургом и Шлиссельбургом, в 1835 г. между Петербургом, Гатчиной и Царским Селом, а в 1839 г. между Петербургом и Варшавой (рис.7.6г). Телеграммы от Петербурга до Варшавы передавались за 20 минут с помощью 148 вышек с семафорами. На вышке находился наблюдатель, который с помощью подзорной трубы определял букву и по его сигналу телеграфист устанавливал соответствующую букву. Этот телеграф просуществовал в России 16 лет.
Оптический телеграф можно использовать при хорошей видимости и ясной погоде, кроме того, нельзя было скрыть передаваемую информацию. С 70-х гг. XX в. неэлектрические способы передачи информации использовались крайне редко, например на флоте для передачи информации между кораблями с помощью флажков (рис.7.6д), на железнодорожном транспорте (проводники выбраcывают красный флаг при аварийном состоянии вагона и т.д.)
Наиболее надежной является электрическая связь. Основы электромагнитного телеграфа были заложены изобретателем П.Л. Шиллингом (1786-1837). Он служил в Генштабе и одновременно занимался электричеством. Он изобрел устройство для дистанционного взрыва мин электрическим током, применив изолированные провода. Первый экспериментальный взрыв мин с электрическим запалом Шиллинг произвел в 1812 году на реке Неве в Петербурге.
В 1832 году П.Л. Шиллинг изобрел клавишный телеграфный аппарат, основанный на действии тока на магнитную стрелку. Аппарат состоял из клавиатурного передатчика и шестистрелочного приемника (рис.7.7а). В приемнике шесть электромагнитных индикаторов, состоящих из двух соосно закрепленных магнитных стрелок, которые были ориентированы в противоположных направлениях. Эти индикаторы управлялись отдельной парой приводов (шесть сигнальных, один вызывной и один общий – итого восемь приводов). В зависимости от направления тока диск в соответствующей паре поворачивался к индикатору черной или белой стороной. По числу повернувшихся черных и белых сигнальных дисков в соответствии с телеграфным кодом Шиллинга легко определялась буква или цифра сообщения.
В 1836 году Шиллинг по поручению русского правительства проложил подземную телеграфную линию между помещениями Адмиралтейства, а также между Зимним Дворцом и Министерством путей сообщения.
В 1832 году американский художник и изобретатель Семюэл Морзе (1741-1871) изобрел электромагнитный телеграфный аппарат. В основе этого аппарата положено явление намагничивания при пропускании тока и размагничивании сердечника из мягкого железа электромагнита. При намагничивании сердечники притягивают якорь (железные полоски), представляющий рычаг, который на одном конце имеет пружины, а на другом колесико. При замыкании тока электромагнит притягивает якорь, и колесико ударяет на бумажные ленты и делает знак (лента равномерно протягивается пружинным часовым механизмом) чернильной пастой, т.к. колесо находится в чаше с пастой. При очень коротком замыкании тока на ленте появляется “точка”, а при более продолжительном – “черточки” (тире). С помощью различных комбинаций тире и точек можно обозначить разные цифры и буквы алфавита, например, - – (л); - (б) и т.д. Более совершенные конструкции аппарата Морзе изобрели в 1844 г. (рис.7.7б) и в 1944 г. (рис.7.7в).
В 1838 году Морзе разработал телеграфный код для своего электромагнитного аппарата, получившего название азбуки Морзе, который применяется до сих пор. Одновременно им был разработан телеграфный ключ.
а) б) в)
г) д)
Рис. 7.7. Электромагнитные телеграфные аппараты: а –П.Л. Шиллинга; б – С. Морзе, 1844 г.; в – С. Морзе, 1944 г.; г – пишущий Б.С. Якоби; д – буквопечатающий Б.С. Якоби
В 1844 году в США была построена телеграфная линия с аппаратами Морзе, а в 1860 году было построено свыше 27 тысяч телеграфных линий и 160 телеграфный станций.
Русский физик Б.С. Якоби в 1837 году сконструировал пишущий телеграф (рис.7.7г), а в 1850 году – буквочитающий телеграфный аппарат (рис.7.7д). В 1843 году он построил телеграфную линию между Петербургом и Царским селом. Телеграфная связь стала широко распространяться в мире, соединяя различные континенты и материки.
- Зайцев г.Н., Федюкин в.К., Атрошенко с.А, история техники и технологий
- Предисловие
- Авторы введение
- Раздел 1. Всеобщая история техники Глава 1. Основные понятия и определения истории техники и технологий
- 1.1. Определения терминов, связанных с техникой
- 1.2. Определение терминов, связанных с технологией
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Развитие техники и технологий первобытного производства (от 2-10 млн. Лет до н.Э. До 4-3 т.Л. До н.Э.)
- 2.1. Орудия труда и хозяйственные революции каменного века
- 2.2. Орудия труда медно-каменного, бронзового и железного веков
- 2.3. Средства передвижения первобытного человека
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Распространение сложных орудий труда в условиях рабовладельческого способа производства (от 4-3 т.Л. До н.Э. ДоIv-Vвв. Н.Э.)
- 3.1. Орудия для подъема тяжестей, применяемые в рабовладельческом обществе
- 3.2. Военные машины рабовладельческого общества
- 3.3. Развитие токарного станка в рабовладельческом обществе
- 3.4. Средства транспорта, применяемые в античную эпоху
- 3.5. Машины, созданные александрийскими механиками Героном и Ктесибием
- 3.6. Вклад Архимеда в развитие техники
- 3.7. Зарождение элементов новых наук
- Глава 4. Распространение сложных орудий труда, приводимых в действие силами природы, в условиях феодального способа производства (отIv-V в. До XIV-XV в.)
- 4.1. Металлургия и кузнечное дело, строительство жилых, хозяйственных построек и мостов в Древней Руси
- 4.2. Древнейшие суда и метательные машины Киевской Руси
- 4.3. Создание водяных мельниц в странах Арабского Халифата и на Руси
- 4.4. Применение водяных колес в горном деле, металлургии и других отраслях
- 4.5. Создание ветряных мельниц в Персии, Ираке, Европе и в России
- 4.6. Совершенствование техники прядения и ткачества, освоение производства бумаги
- 4.7. Совершенствование техники земледелия и развитие горного дела и металлургии
- 4.8. Совершенствование грузоподъемной и строительной техники
- 4.9. Изобретение механических часов
- 4.10. Изобретение компаса, создание новых механизмов
- 4.11. Развитие военных машин, создание огнестрельных орудий
- 4.12. Изобретение книгопечатания и очков
- Глава 5. Возникновение в условиях мануфактурного периода предпосылок для создания машинной техники (отXiVв. До концаXviiIв. – началаXiXв.)
- 5.1. Создание мануфактур и их историческая роль
- 5.2. Вклад Леонардо да Винчи в развитие техники
- 5.3. Создание новых машин и механизмов
- 5.4. Создание гидротехнической системы игуменом Филиппом в Соловецком монастыре
- 5.5. Создание гидравлической системы на Алтае к.Д. Фроловым
- 5.6. Создание прядильных машин
- 5.7. Создание военной техники а.К. Нартовым и я.Т. Батищевым в Туле
- 5.8. Создание в концеXviiIв. Ткацких станков во Франции и машинной и оружейной техники в России
- 5.9. Вклад е.Г. Кузнецова в создание отечественной техники
- 5.10. И.П. Кулибин и его изобретения
- 5.11. История выбора и совершенствования мер при линейных измерениях
- 5.12. История создания системы мер
- Глава 6. Создание рабочих машин на базе парового двигателя (от конца XVIII в. – начала XIX в. – 70 гг. XIX в.)
- 6.1. Этапы промышленной революцииXiXв.
- 6.2. Создание паровой машины
- 6.3. Создание первых паровозов
- 6.4. Создание первых паровозов в России
- 6.5. Строительство первых железных дорог
- 6.6. Развитие парусного флота
- 6.7. Создание пароходов
- 6.8. Создание первых русских пароходов
- 6.9. Применение паровых машин в разных отраслях промышленности
- 6.10. Стaновление машиностроения в XVIII в.
- 6.11. Появление машин в сельском хозяйстве
- 6.12. Развитие металлорежущих станков
- 6.13. Создание машин в горнодобывающей промышленности
- 6.14. Развитие науки о машинах
- 6.15. Основные направления поиска новых машин-двигателей
- 6.16. История создания двигателя внутреннего сгорания
- 6.17. История турбин
- Глава 7. Развитие систем машин на базе электропривода (70егодыXiXвека – 30егодыXXвека)
- 7.1 Исследования электрических и магнитных явлений
- 7.2. Создание гальванического элемента и аккумулятора
- 7.3. Создание первых электромагнитных приборов
- 7.4. Создание электродвигателя и электрогенератора
- 7.5. Создание первых линий электропередач
- 7.6. Создание электрического трамвая
- 7.7. История электрического освещения
- 7.8. Изобретение телеграфа
- 7.9. История телефонной связи
- 7.10. Создание радио
- 7.11. История телевидения
- 7.12. Создание записи и воспроизведения звука и изображения
- 7.13. Создание автомобиля
- 7.14. Создание трактора
- 7.15. Развитие воздухоплавания на воздушных змеях и воздушных шарах
- 7.16. Создание первых аэропланов и самолетов
- 7.17. Развитие других отраслей промышленности в рассматриваемый период
- Глава 8. Подготовка и осуществление перехода к автоматическим системам машин. Научно-техническая революцияXXв. (1930 г. – настоящее время)
- 8.1. Основные направления научно-технической революции (нтр)
- 8.2. Сущность нтр
- 8.3. Научно-техническая деятельность и научно-технический потенциал
- 8.4. Промышленные формы автоматизации
- IIэтап. Электрификация автоматической системы машин (30е-50егодыXXв.).
- IiIэтап – электронизация автоматической системы машин (30е-50егодыXXв. – настоящее время).
- 8.5. Превращение науки в непосредственную производительную силу
- 8.6. Развитие кузнечно-прессовых, сельскохозяйственных и других машин
- 8.7. Развитие вычислительной техники и эвм
- 8.8. История робототехники
- 8.9.Космические полеты
- 8.10. Развитие ядерной физики
- 8.11. Создание атомной бомбы и ядерной энергетики
- 8.12. Другие нововведения в эпоху нтр
- Раздел 2. История основных машиностроительных технологий в россии Глава 9. Развитие техники и технологии ковки и штамповки
- 9.1. Развитие ковки в древнерусский период
- 9.2. Основные этапы развития металлургии и кузнечного производства в дореволюционный период
- 9.3. Ковка на приводных молотах от водяных колес
- 9.4. Штамповка на канатных молотах и винтовых прессах
- 9.5. Штамповка на паровых молотах и гидравлических прессах
- 9.6. Виды штамповки исходных заготовок при разной серийности производства
- 9.7. Создание специализированных кузнечно-штамповочных заводов в ссср
- Глава 10. Развитие техники и технологии сварки
- 10.1. Применение кузнечной сварки и пайки от трипольских племен до Древней Руси
- 10.2. Изготовление артиллерийских орудий сваркой вXiVна Руси
- 10.3. Роль н.Н. Бенардоса в создании электродуговой сварки
- 10.4. Совершенствование дуговой сварки н.Г. Славяновым
- 10.5. Становление сварки в первые годы Советской власти (1920-1929 гг.)
- 10.6. Сварка в период социалистической индустриализации (1929-1940 гг.)
- 10.7. Сварка в машиностроении (ссср) в 30егоды
- 10.8. Механизация и автоматизация сварки в 30егоды
- 10.9. Сварка металлов в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
- 10.10. Сварка в ссср в 1946-1958 гг.
- 10.11. Сварка в ссср с 60-70хгг.XXв. И до наших дней
- Глава 11. Развитие техники и технологии литья
- 11.1. Медное и бронзовое литье в Древней Руси
- 11.2. Литейное производство в Московском государстве вXiv-xvIвв.
- 11.3. Чугунолитейное производство в России доXviiIв. – 1917 г.
- 11.4. Развитие литейного производства в России с 1917 г. До наших дней
- Глава 12. Развитие техники и технологии обработки металлов резанием
- 12.1. Создание станков от первобытнообщинного общества до средних веков
- 12.2. Совершенствование станков в период от мануфактурного производства до эпохи парового двигателя
- 12.3. Развитие станков в эпоху электропривода
- 12.4.Созданиет станкостроения в ссср
- Библиографический список
- Оглавление
- Глава 5. Возникновение в условиях мануфактурного периода предпосылок для создания машинной техники (от XIV в. До конца XVIII в. – начала XIX в.) 112
- Глава 6. Создание рабочих машин на базе парового двигателя (от конца XVIII в. – начала XIX в. – 70 гг. XIX в.) 143
- Глава 7. Развитие систем машин на базе электропривода (70е годы XIX века – 30е годы XX века) 182
- Глава 8. Подготовка и осуществление перехода к автоматическим системам машин. Научно-техническая революция XX в. (1930 г. – настоящее время) 243
- Раздел 2. История основных машиностроительных технологий в россии 277
- Глава 9. Развитие техники и технологии ковки и штамповки 277
- Глава 10. Развитие техники и технологии сварки 289
- Глава 11. Развитие техники и технологии литья 314
- Глава 12. Развитие техники и технологии обработки металлов резанием 324