logo
ист_тех

6.15. Основные направления поиска новых машин-двигателей

В течение почти всего XIX в. паровая машина была основным универсальным промышленным и транспортным двигателем. Однако КПД паровой машины был небольшим, повысить его не удавалось, и поэтому велся поиск новых двигателей машин по трем направлениям.

Первое направление – разработка способа непосредственного преобразования энергии топлива в механическую энергию вращающегося кривошипа, минуя промежуточное превращение воды в пар, поскольку оно приводило к большим потерям энергии. Это направление привело к созданию двигателя внутреннего сгорания, включая двигатель дизельного типа.

Второе направление – непосредственное получение вращательного движения с помощью улучшения древнейшего принципа машины, заложенного в водяном колесе. Здесь результат поисков – сначала водяная турбина, затем турбина, в которой рабочим телом стал пар, а уже в XX в. – газ.

Третье направление – освоение нового вида энергии – электрической, для получения механической работы. Проблема создания электрического двигателя была связана с другой не менее важной проблемой – передачей электроэнергии на расстояние. Сперва были созданы генераторы постоянного тока, а затем освоен и переменный ток.