7.6. Создание электрического трамвая
Первый электродвигатель появился на транспорте в 1876 г. в Петербурге, когда инженер Ф.А. Пароцкий установил электрический двигатель на одном из вагонов Петербургской конно-железной дороги.
22 августа 1880 г. в 12 часов дня в Петербурге на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка показался первый трамвай с 40 пассажирами, двигавшейся со скоростью 10-12 км/ч (рис.7.4а).
а) б)
в) г)
Рис. 7.4. Первые российские трамваи: а – конструкции Ф.А. Пироцкого; б – вагон первой серии Киевского трамвая; в – трамвайный перевоз через Неву в Петербурге; г – монорельсовая железная дорога Н.В. Романова
В 1881 г. Пироцкий представил схему своей электрической дороги на электротехнической выставке в Париже.
Трамвайное движение началось в России на год раньше, чем в Германии, а через 2 года трамвай был построен в Вене.
В 1884г. в Англии в г. Брайтоне был построен трамвай по системе Пироцкого. Распространению трамвайного движения в России препятствовало Акционерное общество конных городских железных дорог.
Лишь 2 мая 1892 г. нормальное трамвайное движение открылось в Киеве. На первой линии Киевского трамвая курсировали 2 вагона (рис.7.4б), вместимостью 40 человек. К 1900 г. протяженность линий трамвая в Киеве составила 50км.
К началу 1902 г. электрический трамвай был построен в 13 городах России, но в Петербурге и Москве владельцы конок сопротивлялись введению трамвая.
Зимой 1895 г. в Петербурге открылось трамвайное движение по невскому льду (рис.7.4в) и существовало в течение пяти зимних сезонов. Лишь в 1907 г. открылось регулярное движение электрического трамвая. Первая линия трамвая длиной 2,14км проходила от Большого проспекта Васильевского острова до Адмиралтейства через Дворцовый мост.
В Москве движение электрического трамвая было открыто в 1899 г.
Первые трамвайные вагоны были не совершенны и имели всего 12 сидячих мест.
1897 г. инженер И.В. Романов демонстрировал созданную им модель первой электрической подвесной монорельсовой дороги (рис.7.4г). В 1899 г. опытная монорельсовая дорога была пущена в эксплуатацию в Гатчине. Вагон допускал нагрузку 3,2т. Испытания показали полную работоспособность нового вида надземного электрического транспорта.
- Зайцев г.Н., Федюкин в.К., Атрошенко с.А, история техники и технологий
- Предисловие
- Авторы введение
- Раздел 1. Всеобщая история техники Глава 1. Основные понятия и определения истории техники и технологий
- 1.1. Определения терминов, связанных с техникой
- 1.2. Определение терминов, связанных с технологией
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Развитие техники и технологий первобытного производства (от 2-10 млн. Лет до н.Э. До 4-3 т.Л. До н.Э.)
- 2.1. Орудия труда и хозяйственные революции каменного века
- 2.2. Орудия труда медно-каменного, бронзового и железного веков
- 2.3. Средства передвижения первобытного человека
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Распространение сложных орудий труда в условиях рабовладельческого способа производства (от 4-3 т.Л. До н.Э. ДоIv-Vвв. Н.Э.)
- 3.1. Орудия для подъема тяжестей, применяемые в рабовладельческом обществе
- 3.2. Военные машины рабовладельческого общества
- 3.3. Развитие токарного станка в рабовладельческом обществе
- 3.4. Средства транспорта, применяемые в античную эпоху
- 3.5. Машины, созданные александрийскими механиками Героном и Ктесибием
- 3.6. Вклад Архимеда в развитие техники
- 3.7. Зарождение элементов новых наук
- Глава 4. Распространение сложных орудий труда, приводимых в действие силами природы, в условиях феодального способа производства (отIv-V в. До XIV-XV в.)
- 4.1. Металлургия и кузнечное дело, строительство жилых, хозяйственных построек и мостов в Древней Руси
- 4.2. Древнейшие суда и метательные машины Киевской Руси
- 4.3. Создание водяных мельниц в странах Арабского Халифата и на Руси
- 4.4. Применение водяных колес в горном деле, металлургии и других отраслях
- 4.5. Создание ветряных мельниц в Персии, Ираке, Европе и в России
- 4.6. Совершенствование техники прядения и ткачества, освоение производства бумаги
- 4.7. Совершенствование техники земледелия и развитие горного дела и металлургии
- 4.8. Совершенствование грузоподъемной и строительной техники
- 4.9. Изобретение механических часов
- 4.10. Изобретение компаса, создание новых механизмов
- 4.11. Развитие военных машин, создание огнестрельных орудий
- 4.12. Изобретение книгопечатания и очков
- Глава 5. Возникновение в условиях мануфактурного периода предпосылок для создания машинной техники (отXiVв. До концаXviiIв. – началаXiXв.)
- 5.1. Создание мануфактур и их историческая роль
- 5.2. Вклад Леонардо да Винчи в развитие техники
- 5.3. Создание новых машин и механизмов
- 5.4. Создание гидротехнической системы игуменом Филиппом в Соловецком монастыре
- 5.5. Создание гидравлической системы на Алтае к.Д. Фроловым
- 5.6. Создание прядильных машин
- 5.7. Создание военной техники а.К. Нартовым и я.Т. Батищевым в Туле
- 5.8. Создание в концеXviiIв. Ткацких станков во Франции и машинной и оружейной техники в России
- 5.9. Вклад е.Г. Кузнецова в создание отечественной техники
- 5.10. И.П. Кулибин и его изобретения
- 5.11. История выбора и совершенствования мер при линейных измерениях
- 5.12. История создания системы мер
- Глава 6. Создание рабочих машин на базе парового двигателя (от конца XVIII в. – начала XIX в. – 70 гг. XIX в.)
- 6.1. Этапы промышленной революцииXiXв.
- 6.2. Создание паровой машины
- 6.3. Создание первых паровозов
- 6.4. Создание первых паровозов в России
- 6.5. Строительство первых железных дорог
- 6.6. Развитие парусного флота
- 6.7. Создание пароходов
- 6.8. Создание первых русских пароходов
- 6.9. Применение паровых машин в разных отраслях промышленности
- 6.10. Стaновление машиностроения в XVIII в.
- 6.11. Появление машин в сельском хозяйстве
- 6.12. Развитие металлорежущих станков
- 6.13. Создание машин в горнодобывающей промышленности
- 6.14. Развитие науки о машинах
- 6.15. Основные направления поиска новых машин-двигателей
- 6.16. История создания двигателя внутреннего сгорания
- 6.17. История турбин
- Глава 7. Развитие систем машин на базе электропривода (70егодыXiXвека – 30егодыXXвека)
- 7.1 Исследования электрических и магнитных явлений
- 7.2. Создание гальванического элемента и аккумулятора
- 7.3. Создание первых электромагнитных приборов
- 7.4. Создание электродвигателя и электрогенератора
- 7.5. Создание первых линий электропередач
- 7.6. Создание электрического трамвая
- 7.7. История электрического освещения
- 7.8. Изобретение телеграфа
- 7.9. История телефонной связи
- 7.10. Создание радио
- 7.11. История телевидения
- 7.12. Создание записи и воспроизведения звука и изображения
- 7.13. Создание автомобиля
- 7.14. Создание трактора
- 7.15. Развитие воздухоплавания на воздушных змеях и воздушных шарах
- 7.16. Создание первых аэропланов и самолетов
- 7.17. Развитие других отраслей промышленности в рассматриваемый период
- Глава 8. Подготовка и осуществление перехода к автоматическим системам машин. Научно-техническая революцияXXв. (1930 г. – настоящее время)
- 8.1. Основные направления научно-технической революции (нтр)
- 8.2. Сущность нтр
- 8.3. Научно-техническая деятельность и научно-технический потенциал
- 8.4. Промышленные формы автоматизации
- IIэтап. Электрификация автоматической системы машин (30е-50егодыXXв.).
- IiIэтап – электронизация автоматической системы машин (30е-50егодыXXв. – настоящее время).
- 8.5. Превращение науки в непосредственную производительную силу
- 8.6. Развитие кузнечно-прессовых, сельскохозяйственных и других машин
- 8.7. Развитие вычислительной техники и эвм
- 8.8. История робототехники
- 8.9.Космические полеты
- 8.10. Развитие ядерной физики
- 8.11. Создание атомной бомбы и ядерной энергетики
- 8.12. Другие нововведения в эпоху нтр
- Раздел 2. История основных машиностроительных технологий в россии Глава 9. Развитие техники и технологии ковки и штамповки
- 9.1. Развитие ковки в древнерусский период
- 9.2. Основные этапы развития металлургии и кузнечного производства в дореволюционный период
- 9.3. Ковка на приводных молотах от водяных колес
- 9.4. Штамповка на канатных молотах и винтовых прессах
- 9.5. Штамповка на паровых молотах и гидравлических прессах
- 9.6. Виды штамповки исходных заготовок при разной серийности производства
- 9.7. Создание специализированных кузнечно-штамповочных заводов в ссср
- Глава 10. Развитие техники и технологии сварки
- 10.1. Применение кузнечной сварки и пайки от трипольских племен до Древней Руси
- 10.2. Изготовление артиллерийских орудий сваркой вXiVна Руси
- 10.3. Роль н.Н. Бенардоса в создании электродуговой сварки
- 10.4. Совершенствование дуговой сварки н.Г. Славяновым
- 10.5. Становление сварки в первые годы Советской власти (1920-1929 гг.)
- 10.6. Сварка в период социалистической индустриализации (1929-1940 гг.)
- 10.7. Сварка в машиностроении (ссср) в 30егоды
- 10.8. Механизация и автоматизация сварки в 30егоды
- 10.9. Сварка металлов в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
- 10.10. Сварка в ссср в 1946-1958 гг.
- 10.11. Сварка в ссср с 60-70хгг.XXв. И до наших дней
- Глава 11. Развитие техники и технологии литья
- 11.1. Медное и бронзовое литье в Древней Руси
- 11.2. Литейное производство в Московском государстве вXiv-xvIвв.
- 11.3. Чугунолитейное производство в России доXviiIв. – 1917 г.
- 11.4. Развитие литейного производства в России с 1917 г. До наших дней
- Глава 12. Развитие техники и технологии обработки металлов резанием
- 12.1. Создание станков от первобытнообщинного общества до средних веков
- 12.2. Совершенствование станков в период от мануфактурного производства до эпохи парового двигателя
- 12.3. Развитие станков в эпоху электропривода
- 12.4.Созданиет станкостроения в ссср
- Библиографический список
- Оглавление
- Глава 5. Возникновение в условиях мануфактурного периода предпосылок для создания машинной техники (от XIV в. До конца XVIII в. – начала XIX в.) 112
- Глава 6. Создание рабочих машин на базе парового двигателя (от конца XVIII в. – начала XIX в. – 70 гг. XIX в.) 143
- Глава 7. Развитие систем машин на базе электропривода (70е годы XIX века – 30е годы XX века) 182
- Глава 8. Подготовка и осуществление перехода к автоматическим системам машин. Научно-техническая революция XX в. (1930 г. – настоящее время) 243
- Раздел 2. История основных машиностроительных технологий в россии 277
- Глава 9. Развитие техники и технологии ковки и штамповки 277
- Глава 10. Развитие техники и технологии сварки 289
- Глава 11. Развитие техники и технологии литья 314
- Глава 12. Развитие техники и технологии обработки металлов резанием 324