logo
ист_тех

7.6. Создание электрического трамвая

Первый электродвигатель появился на транспорте в 1876 г. в Петербурге, когда инженер Ф.А. Пароцкий установил электрический двигатель на одном из вагонов Петербургской конно-железной дороги.

22 августа 1880 г. в 12 часов дня в Петербурге на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка показался первый трамвай с 40 пассажирами, двигавшейся со скоростью 10-12 км/ч (рис.7.4а).

а) б)

в) г)

Рис. 7.4. Первые российские трамваи: а – конструкции Ф.А. Пироцкого; б – вагон первой серии Киевского трамвая; в – трамвайный перевоз через Неву в Петербурге; г – монорельсовая железная дорога Н.В. Романова

В 1881 г. Пироцкий представил схему своей электрической дороги на электротехнической выставке в Париже.

Трамвайное движение началось в России на год раньше, чем в Германии, а через 2 года трамвай был построен в Вене.

В 1884г. в Англии в г. Брайтоне был построен трамвай по системе Пироцкого. Распространению трамвайного движения в России препятствовало Акционерное общество конных городских железных дорог.

Лишь 2 мая 1892 г. нормальное трамвайное движение открылось в Киеве. На первой линии Киевского трамвая курсировали 2 вагона (рис.7.4б), вместимостью 40 человек. К 1900 г. протяженность линий трамвая в Киеве составила 50км.

К началу 1902 г. электрический трамвай был построен в 13 городах России, но в Петербурге и Москве владельцы конок сопротивлялись введению трамвая.

Зимой 1895 г. в Петербурге открылось трамвайное движение по невскому льду (рис.7.4в) и существовало в течение пяти зимних сезонов. Лишь в 1907 г. открылось регулярное движение электрического трамвая. Первая линия трамвая длиной 2,14км проходила от Большого проспекта Васильевского острова до Адмиралтейства через Дворцовый мост.

В Москве движение электрического трамвая было открыто в 1899 г.

Первые трамвайные вагоны были не совершенны и имели всего 12 сидячих мест.

1897 г. инженер И.В. Романов демонстрировал созданную им модель первой электрической подвесной монорельсовой дороги (рис.7.4г). В 1899 г. опытная монорельсовая дорога была пущена в эксплуатацию в Гатчине. Вагон допускал нагрузку 3,2т. Испытания показали полную работоспособность нового вида надземного электрического транспорта.