logo
ист_тех

12.4.Созданиет станкостроения в ссср

Станкостроение в СССР было создано в 1920 г. в виде организации «Станкотрест». В 1930 г. было создано объединение «Станкоинструмент» НИИ станков и инструментов: Московский станкостроительный институт и факультеты в МВТУ, ЛПИ и др. вузах.

Минский завод «Коммунар» одним из первых стал выпускать сверлильные станки. В 1930 г. был изготовлен токарный станок ТН-20 (рис.12.4а), имеющий ступенчатую ременную передачу с максимальной частотой вращения 300об/мин.

а) б)

в) г)

Рис. 12.4. Советские токарные станки: а – ТН-20; б – ДНП; в – 1К62;

г – 16Б20П

Московский завод «Красный пролетарий» начал выпускать один из основных станков 30х годов ДИП (рис.12.4б) («Догнать и перегнать»), который имел зубчатую коробку скоростей с максимальной частотой вращения 600об/мин. В 1950 г. ДИП был модернизирован и сконструирован более современный станок 1К62 (рис.12.4в), позволяющий изменять частоту вращения шпинделя от 630 до 2000об/мин, управление кареткой и суппортом осуществлялось автоматически. В 1960 г. этот станок был модернизирован, и стали выпускать станок 16Б20П (рис.12.4г). В 1971 г. был выпущен универсальный токарный станок16К20, затем токарный станок с ЧПУ 16К20Ф3 и др.

В годы I и II пятилеток производились экспериментальные исследования почти всех видов резания различными инструментами. Установлены технико-экономические показатели различных обработки. Созданы нормативные материалы по режимам резания.

В 1931 г. создана комиссия по резанию металлов, осуществляющая планирование и координацию всех работ по резанию металлов.

Создавались отдельные станки-автоматы и автоматические линии, представляющие собой совокупность станков и другого оборудования, расположенных по ходу технологического процесса изготовления изделий.

Первые автоматизированные линии созданы в 1939 г. на Волгоградском тракторном заводе, а также на первом государственном подшипниковом заводе в Москве по токарной обработке и шлифованию деталей подшипника.

В годы Великой Отечественной войны в промышленности применялись ранее разработанные нормативы по режимам резания.

После войны в 1945-1949 гг. стали создаваться автоматические линии станков. В 1945-1946 гг. на заводе «Станкоконструкция» были разработаны три автоматические линии для обработки головок тракторных моторов, различных блоков для автомобилей. В 1945-1950 гг. впервые в мировой практике было создано комплексно-автоматизированное производство алюминиевых поршней для транспортных двигателей с автоматизацией всех процессов, включая загрузку сырья, плавление металла, дозирование расплавленного металла, отливку заготовок, термическую, механическую, антикоррозионную обработку, контроль качества и упаковку готовой продукции.

В 1949 г. в Ульяновке был организован завод по производству поршней, который обслуживало всего 9 человек. За сутки изготавливалось 3500 поршней, что повысило производительность труда в 4 раза. Это было первое в мире комплексное автоматизированное производство.

Позднее проводились исследования по широкому внедрению твердосплавного инструмента во всех видах обработки металлов резанием. Развивались теоретические методы расчета процесса резания. Повышалась точность обработки, и улучшалось качество поверхности. Создавались станки с ЧПУ и гибкие гибкие автоматизированные производства.