logo
ист_тех

6.4. Создание первых паровозов в России

В России первые паровозы были построены русскими механиками и изобретателями Черепановыми – Ефимом Алексеевичем (1774-1842) и Мироном Ефимовичем (1803-1849), которые в 1833г. построили оригинальный паровоз (рис.6.10) для перевозки руды на территории “Нижнетагильсого завода по чугунной дороге”. Причем впервые в мировой практики Черепановы применили дорогу с широкой колеей (ширина колее была 1645мм, а сейчас у нас – 1524мм). Рельсы имели грибовидную форму и крепились впритык на чугунных подушках. Дорога была проложена от Вийского завода до Медного рудника длиной 40 саженей (1000м). В 1835 г. был построен второй более мощный паровоз, возивший состав весом 17т со скоростью 19км/ч. Начиная с 1820 г. Черепановы построили около 20 паровых машин мощностью от 2 до 60л.с. За изобретательскую деятельность Мирону Черепанову и его жене в 1833г. была дана вольная, а Ефим Черепанов с женой получили вольную в 1836 г.

Рис. 6.10. «Сухопутный пароход» Черепановых